Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения составного именного сказуемого.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс) по теме

Иванова Татьяна Владимировна

Способы выражения составного именного сказуемого, примеры, трудные случаи, типичные ошибки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание 8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Способы выражения составного именного сказуемого (СИС)

  1. Глагол-связка + именная часть (имя сущ., имя прил., имя числ., мест., прич., наречие, неразложимое словосочетание) Задача оказалась сложной. Мой папа – врач.

а) глагол-связка быть в форме одного из наклонений (был, будет, был бы, пусть будет) + именная часть  Пусть добрым будет ум у вас…

NB! В настоящем времени глагол-связка быть чаще всего выступает в нулевой форме  Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом. Она может быть также представлена формой есть   Поэзия есть лучшее проявление души.

б) глагол-связка являться, казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть + именная часть   Сюжет романа оказался оригинальным. Он является хозяином этого дома. 

Опасность! В предложении Он явился на прием с опозданием сказуемое явился (ПГС)

в) глагол-связка со значением движения, положения в пространстве  + именная часть Осень пришла дождливая. Он ушёл успокоенный.

 

Способы выражения именной части СИС

Чем выражена именная часть СИС

Примеры

Имя существительное

Мой брат стал экономистом.

Клен у дома как золото.

Имя прилагательное (полное, краткое, в формах степеней сравнения)

Эта улица мне знакома.

Одно обдуманное слово дороже тысячи легковесных.

Имя числительное

Дважды два – четыре.

Их изба была третьей.

Местоимение

Их слова – ничто. Кто же он на самом деле? Вишневый сад  - мой!

Причастие

Только не сжата полоска одна.

Воздух сегодня опьяняющий.

Наречие

Его появление было некстати.

Ведь я ей несколько сродни.

Неразложимое словосочетание

Басни навсегда остались для меня камнем преткновения.

NB! Именное сказуемое может быть только составным.

Алгоритм выполнения задания № 8.

  1. Выделить грамматические основы в предложении.
  2. Посмотреть, не входят ли в состав сказуемого слова
  • рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден
  • являться, казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть
  • надо, нужно, необходимо, можно
  1. Если эти слова имеются, нужно искать к ним продолжение (ещё одно слово).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения подлежащего

Теоретический материал, в котором указаны основные способы выражения подлежащего, приведены примеры....

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения простого глагольного сказуемого.

Основные способы выражения простого глагольного сказуемого, примеры, трудные случаи....

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения составного глагольного сказуемого

Основные способы выражения составного глагольного сказуемого, примеры....

Урок русского языка. Способы выражения грамматического значения числа.

Урок предполагает закрепление знаний учащихся о способах выражения форм числа существительного, обобщение материала с использованием групповой, индивидуальной форм работы....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....

Статья в сборнике научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции Том. 2. Гуманитарные науки «Будущее науки – 2019»«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка способ повышения качества знаний»

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет вы-являть и развивать задатки и способности обучающихся. Предлагаемыйматериал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательныхшкол....

Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....