Урок русского языка. Способы выражения грамматического значения числа.
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Прикуле Марина Николаевна

Урок предполагает закрепление знаний учащихся о способах выражения форм числа существительного, обобщение материала с использованием групповой, индивидуальной форм работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикуле Марина Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 6 классе (УМК авторов М.В. Панов, С.М.Кузьмина и др )

Тема: Способы выражения грамматического значения числа.

Цель: Ученики должны знать способы выражения грамматического значения числа, понимать отличия парадигм существительных единственного и множественного числа.

Задачи: 

Образовательные: 

  • уметь объяснять, какие грамматические средства использовались для выражения формы  единственного или множественного числа;
  • уметь, образовывать форму множественного числа, находить грамматические средства выражения числа;
  • уметь работать с текстом научного стиля;
  • знать способы выражения грамматических значений числа словоформы.
  • знать нормы произношения некоторых слов во множественном числе.
  • уметь аргументировать ответ;
  • обучаться  правильному употреблению существительных в речи.

Развивающие: 

  • развивать аналитические способности,
  • развивать умение доказывать правильность своей точки зрения;
  • развивать внимание, мышление, память,

Воспитательные: 

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать самостоятельность, ответственность,
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания. Повторение.

1) Фронтальный опрос. Для анализа дома учащимся были предложены предложения из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты».

-  Назовите слова, которые имеют только форму множественного числа и докажите это. Какие из них относятся к считаемым предметам?

  • Почему ворота – считаемый предмет, а мурашки – несчитаемый?
  • Назовите формы слов, имеющих только форму единственного числа, докажите это. Какой тип лексического значения они имеют?
  • В каком случае слово глупость будет иметь множественное число? Приведите примеры.

Учащиеся должны привести примеры, в которых глупость называет результат действия, допустим: Не делайте глупостей!

Таким образом, урок должен будет представлять собой развернутое закрепление материала о числе существительных, обобщение, повторение некоторых ранее изученных тем.

2) Беседа.

Внимание учащихся обращается на то, что со способами грамматического выражения числа они уже встречались  в предыдущих параграфах.

  •  Какие отношения существуют между словом и словоформой? Как выражаются грамматические значения словоформы? Как соотносятся грамматические значения и  грамматические средства?
  1. Новый материал. Наблюдение.

1) Работа у доски 1 ученика. Постройте парадигму существительного река.

- При помощи каких грамматических средств выражается грамматическое значение числа существительного река?

Вывод: основное грамматическое средство, выражающее грамматическое значение словоформы, – окончание. Дополнительные грамматические средства – ударение.

2) Работа у доски 2 ученика. 

Постройте парадигму существительного котенок и крестьянин.

- При помощи каких грамматических средств выражается грамматическое значение числа существительного котенок, крестьянин?

Вывод: Окончание и и чередование морфем в основе словоформ. Форму числа у существительного можно узнать по основе: брат - братья, котенок - котята, горожанин - горожане.

3) Чтение материала учебника и анализ (стр. 200-201).

У некоторых существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основами.

  1. Во множественном числе к основе присоединяется суффикс –j-: кол – колья, брат – братья, сук – сучья.
  2. Во множественном числе  меняется суффикс –онок- на –ат-а: котёнок – котята, цыпленок – цыплята, зайчонок – зайчата.
  3. У некоторых слов во множественном числе усекается часть основы: горожанин – горожане, крестьянин – крестьяне.
  4. В формах человек – люди, ребёнок – дети используются разные основы. 

- Как называется уникальный способ образования формы слова, когда в одной парадигме слова отличаются корнем, например  ребёнок – дети? Супплетивизм. Вспомните, где мы уже встречались с этим явлением? При изучении аффиксов. Приведите примеры.

4. Групповая работа с текстом.

Учитель (или ученик) читает текст, спроецированный на доску. Текст можно также раздать каждой группе.

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами.

Задания группам:

  • Выпишите существительные в 2 столбика, разделив их по числам. Какие грамматические средства выражают значение числа?
  • Найдите и запишите однокоренные слова и формы одного и того же слова. В чем их отличие?

-  Найдите существительные, называющие несчитаемые предметы, докажите это.

Выступления групп. Обсуждение.

5. Закрепление.

1) Для большинства учащихся.

Образовать формы множественного числа данных существительных, выделить окончания и поставить ударение. Определить грамматические средства выражения числа.

Магазин, адрес, отпуск, директор, шофер, торт, столяр, бант, крыло, доктор, стул, северянин, лисенок.

Придумайте предложения, в которых эти существительные стояли бы во множественном числе. (Возможно, у некоторых учащихся возникнут затруднения при образовании форм множественного числа. Учитель должен разъяснить, как правильно произносить эти слова).

2) Индивидуальное задание для 4-5 учащихся (на карточке или отдельном листке).

От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются.

Поставьте ударение в образованных формах.

Платьице, договор, мать, берег, орден, пожарище (сильный пожар), ветер, рукав,сторож, век, вымпел, год, городишко, доктор, жеребенок, зеркальце, провод, инспектор, корень, воз,  колокол, колесо, кольцо, долг, лагерь, мех, народ, отпуск, плечо, профессор, серп, глаз, станция, судья.

6. Рефлексия.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

-  Что не совсем получилось, осталось не очень понятным?

- Было ли вам сложно?

- О чем бы вы хотели еще поговорить на следующем уроке?

  1. Домашняя работа:
  1. устно – уметь ответить на вопросы о формах числа существительного на стр. 201.
  2. письменно - задание 365.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения подлежащего

Теоретический материал, в котором указаны основные способы выражения подлежащего, приведены примеры....

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения простого глагольного сказуемого.

Основные способы выражения простого глагольного сказуемого, примеры, трудные случаи....

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения составного глагольного сказуемого

Основные способы выражения составного глагольного сказуемого, примеры....

Задание № 8 ОГЭ по русскому языку. Способы выражения составного именного сказуемого.

Способы выражения составного именного сказуемого, примеры, трудные случаи, типичные ошибки...

Урок по русскому языку: Способы толкования лексического значения слова.

Урок развития умений. Учащиеся учатся пользоваться разными словорями и находить нужную информацию....

Презентация к уроку английского языка "Способы выражения будущего времени"

Данная презентация к уроку английского языка "Способы выражения будущего времени"...