Главные вкладки

    Урок русского языка " СПП с придаточными места"
    презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

    Латышева Людмила Александровна

    Конспект урока + презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon spp_s_pridatochnymi_mesta.ppt1.17 МБ
    Microsoft Office document icon spp_s_pridatochnymi_mesta.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка в 9 классе Сложноподчинённые предложения с придаточными места Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г.Слюдянки Иркутской области Латышева Людмила Александровна

    Слайд 2

    Цель урока: познакомить учащихся с новым видом придаточных, систематизируя знания по СПП Задачи: 1 ) Обучающая: обеспечить усвоение темы «СПП с придаточными места», обобщить и систематизировать знания о ССП и СПП с разными видами придаточных, выявить общее и различное между ними 2) воспитательная: воспитание любви к природе, малой родине; воспитание интереса к предмету, потребности к знаниям 3) развивающая: развитие творческих способностей учащихся через эстетическое, экологическое воспитание, развитие умения самостоятельно делать выводы, активизация познавательной деятельности учащихся, работа с ЭОР Тип урока : урок-изучение нового учебного материала и совершенствование ЗУНов Вид урока : урок теоретических и практических самостоятельных творческих работ Формы работы учащихся : самостоятельная,групповая, коллективная, дифференцированная Приёмы : диалог, алгоритмический приём Структура урока : формирование новых понятий и способов действия, актуализация прежних знаний, формирование умений и навыков Средства обучения: ПК, проектор, экран, презентация, выставка работ учащихся Метод: 1) информационно-рецептивный 2) воспроизведение ЗУНов 3) частично-поисковый, или эвристический

    Слайд 3

    Ход урока 1 Организационный момент 1 мин. 2 Проверка домашнего задания 3 мин. 3 Синтаксическая пятиминутка на повторение 5 мин. 4 Переход к новой теме 2 мин. 5 Объяснение нового материала 8 мин. 6 Закрепление изученного и новой темы 4 мин. 7 Тренировочное задание по определению видов придаточных (работа с ЭОР) ( устно) 2 мин. 8 Физминутка 2 мин. 9 Творческое задание 7 мин. 10 Проверка этого задания 3 мин. 11 Итоги урока 2 мин. 12 Домашнее задание 1 мин.

    Слайд 4

    ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: Самостоятельная: 1)Рисунки на экологическую тему 2)Выполнение творческого задания Работа в группах: 1)Объяснение нового материала: составление алгоритма по правилу- помощнику Коллективная работа: 1)Проверка домашнего задания 2)Синтаксическая пятиминутка на повторение 2)Закрепление изученного и новой темы 3)Тренировочные задания: работа с ЭОР Дифференцированная 1)Синтаксическая пятиминутка на повторение 2)Домашнее задание

    Слайд 5

    Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания.

    Слайд 7

    Синтаксическая пятиминутка на повторение [ 1 ] ,и [2 ]. [ 1 ], (2 что…). - Что общего между предложениями? В чём отличие? Я знаю, что сбор макулатуры сохраняет леса. (синт. разбор)

    Слайд 8

    Сложноподчинённые предложения с придаточными места Природа благоухает там, где человек заботится о ней. (доказать, что это СПП с придаточным места)

    Слайд 9

    Правило- помощник 1)На какие вопросы отвечает это придаточное обстоятельственное предложение? 2)С помощью каких союзов и союзных слов оно прикрепляется к главному? 3)На каком месте по отношению к главному находится: перед ним, после него или разрывает главное? 4) Есть ли указательные слова в главном предложении?

    Слайд 10

    […+ук. слова там ,туда, оттуда ], ( с. слова где, куда, откуда…) – На какой вопрос правила- помощника затруднились ответить? (где придаточное места стоит по отношению к главному? -Мы сможем ответить на этот вопрос, разобрав первые 3 предложения упр. № 135 (устно) Учащиеся делают вывод: придаточные места могут стоять перед главным, после главного предложения, могут разрывать главное предложение

    Слайд 11

    Закрепление изученного и новой темы 1. Пред нами стелется равнина, где ели изредка взошли. 2. Там, где кромка леса почти сливалась с вечерним небом, стояла отрадная тишина. 3. Я не знаю, где граница между севером и югом. -Что общего между предложениями? (союзное слово где ) -Запись предложений по рядам, определение видов придаточных. Вывод (уч-ся) : Одни и те же союзные слова- наречия и местоимения - и союзы присоединяют к главному разные виды придаточных. Значит, вид придаточного только по союзу или союзному слову определить нельзя, определяем, главным образом, по вопросу

    Слайд 12

    Работа с ЭОР : тренировочное задание по определению видов придаточных (коллективно (устно)) http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/4f1d11df-426c-4af2-8f2e-1cde1fefb7b3/%5BRUS9_210%5D_%5BIM_283%5D.swf

    Слайд 13

    Экология, экология… Говорим мы всё, говорим. А ведь, в сущности, демагогия: Как творили зло, так и творим. Творческое задание

    Слайд 14

    Сегодня небо голубое, А завтра может быть не так: Своею собственной рукою Мы уничтожим птиц косяк. Лишится небо трелей звонких И уж не будет голубым… В распахнутых глазах ребёнка Лишь отразится серый дым. Вода не станет серебристой, А будет мёртвой и слепой. Лишится этой струйки чистой Тот, кто пришёл на водопой. Исчезнет белый снег ромашек И огненный убор жарков… И ночью, к нашему несчастью, Мы не увидим ярких снов…

    Слайд 15

    Домашнее задание: По выбору: упр. № 77 или сочинение на экологическую тему «Из окна вагона»



    Предварительный просмотр:

                      Сложноподчинённые предложения с придаточными  места  

    ( план- конспект урока)

    Цель урока:  познакомить учащихся с новым видом придаточных, систематизируя           знания по СПП

    Задачи:

    1) Обучающая: обеспечить усвоение темы «СПП с придаточными места», обобщить и систематизировать знания о ССП и СПП с разными видами придаточных, выявить общее и различное между ними

    2) воспитательная: воспитание любви к природе, малой родине; воспитание интереса к предмету, потребности к знаниям

    3) развивающая: развитие творческих способностей учащихся через эстетическое, экологическое воспитание, развитие умения самостоятельно делать выводы, активизация познавательной деятельности учащихся, работа с ЭОР

    Тип урока: урок-изучение нового учебного материала и совершенствование

                           ЗУНов  

    Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных творческих работ

                Формы работы учащихся:  самостоятельная, коллективная, дифференцированная,  

                                                                   в группах                                        

    Приёмы: диалог, алгоритмический приём

    Структура урока: формирование новых понятий и способов действия,                                    актуализация прежних знаний, формирование умений и навыков работы со СП

            Средства обучения:    ПК, проектор, экран, выставка работ учащихся, презентация  

    Метод:

    1) информационно-рецептивный

    2) воспроизведение ЗУНов

    3) частично-поисковый, или эвристический

     

    Ход урока

    1). Организационный момент  (1мин.)

    Цель:

      настроить детей на работу; создать комфортную обстановку на уроке.

     Запись числа, классной работы.

    2). Проверка домашнего задания  (3мин.)

     Цель:

    закрепить знание учащихся лексического значения слова  экология, выявить его понимание, запомнить, как пишется.

    - Дома вы должны были объяснить лексическое значение этого слова и показать свои творческие способности через рисунок.

      Внимание детей - на экран: ещё раз посмотреть, как  пишется это слово;  (слайд 2)

     на доске -  выставка детских работ  (слайд  3,4)

    -Подберите однокоренные слова к слову экология (эколог, экологический и др.).  Кстати, наша школа работает  в экологическом направлении…

    3). Синтаксическая пятиминутка на повторение  (5мин.)

    (в это время 3 учащихся выполняют «электронное» задание  по повторению).

    http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/e84882d3-9262-44e4-911b-35d162733d8d/%5BRUS9_204%5D_%5BQS_201%5D.html

    Цель:

    систематизация полученных знаний по синтаксису, подготовка к следующему этапу урока.

    На экране схемы ССП и СПП (слайд 5)

    -Что общего между предложениями? (оба СП, союзные)

    -В чём различие? (одного ССП, другое СПП)

    -Используя новое словарное слово, составьте устно: I вар. - ССП,    II вар. - СПП.

    Запись лучшего предложения   II вар. – СПП – и синтаксический разбор его  (один ученик – у доски)

    Я знаю, что сбор макулатуры сохраняет леса.

    4). Переход к новой теме  (2мин.)

    Цель:

    вспомнить изученный материал, чтобы можно было объяснить новый; проверка теоретических знаний. Актуализация прежних знаний.

    -Мы разобрали СПП с придаточным изъяснительным.

    -Какие виды придаточных вы ещё знаете?

    -Какие придаточные обстоятельственные уже изучили?  

    -Сегодня на уроке мы будем вести разговор о СПП с  придаточными места.

    Запись темы:

    Сложноподчинённые предложения с придаточными места (слайд 6)

     

    Сообщение цели урока.

    5). Объяснение нового материала  (8 мин.)

    Цель:

    знакомство учащихся с новым видом придаточных; развитие творческих способностей учащихся, развитие умения работать в группах, выбирать необходимый материал.

    а) Запись предложения:

    Природа благоухает там, где человек заботится о ней.  (слайд  6) 

    -Вы, ребята, должны самостоятельно доказать, что это СПП с придаточным места. Откройте учебник, стр. 36., Прочитайте правило. Да, вы правильно сказали, что теоретического материала в учебнике нет, необходимо проявить свои творческие способности. Используя правило-помощник, записанное нами при изучении СПП с придаточными обстоятельственными, (слайд 7)составьте и запишите схему-алгоритм, по которой сможете сформулировать правила

    (работа в группах)

    б) Запись схемы учащимися на доске:

    […+ук. слова там ,туда, оттуда ], ( с. слова где, куда, откуда…)

    и разбор записанного до этого предложения. 

    в) – На какой вопрос правила- помощника затруднились ответить? (где придаточное места стоит по отношению  к главному?

    -Мы сможем ответить на этот вопрос, разобрав первые 3 предложения упр. № 76. (устно)

    г) Учащиеся делают вывод: придаточные места могут стоять перед главным, после главного предложения, могут разрывать главное предложение.

    -Какие союзные слова «работают» в придаточных места? (где? куда? откуда?)  

    6) Закрепление изученного и новой темы (4мин.)

    Цель:

    формирование умения определять виды придаточных по вопросу, а не по союзам и союзным словам; развитие умения правильно поставить вопрос от главного предложения к придаточному и самостоятельно сделать вывод.

    -Внимание на экран: (на экране - предложения:  (слайд 8)

    1. Пред нами стелется равнина, где ели изредка взошли.

    2. Там, где кромка леса почти сливалась с вечерним небом, стояла отрадная тишина.

    3. Я не знаю, где граница между севером и югом.

    -Что общего между предложениями? (союзное слово где )

    -Запись предложений по рядам, определение видов придаточных.

    (1-придаточное определительное, 2-придаточное места, 3-придаточное изъяснительное)

    -Выделите грамматические основы, средства связи предложений, союзы или союзные слова.

    Итак, какой вывод можем сделать?

    Вывод (уч-ся) : Один и те же союзные слова- наречия и местоимения - и союзы присоединяют к главному разные виды придаточных. Значит, вид придаточного только по союзу или союзному слову определить нельзя, определяем, главным образом, по вопросу.

    7) Тренировочное задание по определению видов придаточных (коллективно (устно))

     (2 мин.)

    Цель:

     проверить степень усвоения темы

    http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/4f1d11df-426c-4af2-8f2e-1cde1fefb7b3/%5BRUS9_210%5D_%5BIM_283%5D.swf

    8) Физминутка  (2 мин.)

    Цель:

      школа работает в здоровьесберегающем режиме: сохранение здоровья детей; развитие умения видеть, слышать прекрасное

    Тихо играет музыка. Учитель:

    -Закройте глаза. Вы уснули. Представьте, что вы находитесь на Черноморском побережье. Вам хорошо: светит ласковое солнце… шум прибоя… крики чаек…теплый песок… Просыпаемся. Согласитесь, ребята, не совсем хочется из доброй сказки возвращаться в реальный мир, где не всё так радужно и прекрасно.

    -Послушайте стихотворение известного слюдянского поэта Станислава Скруберта:

     Экология, экология…

    Говорим мы всё, говорим:

    А ведь, в сущности, демагогия:

    Как творили зло, так и творим. (слайд  9)

    9) Творческое задание  (7мин.)

    Цель:

     развитие творческих способностей учащихся, умение составлять СПП с придаточными места - закрепление темы.

    -Дома, дети, вы по моей просьбе пытались выразить свои чувства - что есть для вас экология - через рисунок, а сейчас попробуйте выразить свои чувства через слово, написав сочинение- миниатюру на  экологическую тему.   Используйте, пожалуйста, СПП,  и пусть хотя бы одно - два будут с придаточными места. Успехов вам!

    10) Проверка этого задания  (3 мин.)

    Цель:

     зачитать 2-3 лучшие работы с целью «показа» их как образца,  выделить в них СПП с придаточными места; воспитание любви к природе.

    а) Чтение 2-3 работ.

    б) К этому уроку, помимо рисунка на экологическую тему, Ксюша Ерофеева приготовила  стихотворение и сейчас прочитает его вам: (на «фоне» тихой музыки)

     (слайд  10)

    Сегодня небо голубое,

    А завтра может быть не так:

    Своею собственной рукою

    Мы уничтожим птиц косяк.

    Лишится небо трелей звонких

    И уж не будет голубым…

    В распахнутых глазах ребёнка

    Лишь отразится серый дым.

    Вода не будет серебристой,

    А только мёртвой и слепой.

    Лишится этой струйки чистой

    Тот, кто пришёл на водопой.

    Исчезнет белый снег ромашек

    И огненный убор жарков.

    И ночью, к нашему несчастью,

    Мы не  увидим ярких снов…

    11). Итоги урока  (2 мин.)

    Цель:

     подвести итоги урока; отметить наиболее отличившихся учеников.

    Заставить детей задуматься о непреходящих человеческих ценностях, понять, что нужно любить и беречь природу, что каждый отдельный человек несёт ответственность перед другими.  

    а) сообщение оценок за урок  (в т.ч. за выполнение «электронных» заданий по повторению)

    б) – Я думаю, ребята, что сегодня на уроке русского языка вы не только расширили свои знания о СПП с придаточными обстоятельственными,  но и задумались о том, что нужно нам сообща делать, чтобы наш реальный мир был похож на райскую сказку.

    12). Домашнее задание (1 мин.)

    Цель:

    закрепить полученные знания о СПП с придаточными места; развитие творческих способностей.

    упр. № 77 –слабые ученики

    сочинение на экологическую тему «Из окна вагона»- сильные ученики (слайд  11)

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СПП с придаточными места урок русского языка в 9 классе с казахским языком обучения

    Цель урока:   Умение различать виды СПП.   Умение различать СПП с придаточными места от других придаточных.   Умение правильно использовать СПП в речи и на письме. ...

    Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места."

    Урок " СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места " для 9 класса составлен на основе учебника Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Материал урока предполагает разноу...

    Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                          Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

    Презентация. Открытый урок русского языка в 9 классе. Место придаточного предложения по отношению к главному.

                          Открытый урок русского языка в 9 классеТема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.Цель урока...

    Открытый урок русского языка по теме: "Придаточные предложения сравнения".

    Конспект открытого урока русского языка по теме: "Придаточные предложения сранения"....

    Разработка урока русского языка "СПП с придаточным определительным"

    Цели урока: Дать понятие о СПП с придаточными  определительными.Развивать орфографическую и пунктационную зоркость.Формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, опре...