Презентация к интегрированному мастер-классу "Архетипы русской речи"
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Яшина Нина Николаевна

Инегрированный с английским языком мастер-класс "Архетипы русской речи" предполагает осмысление гуманистического значения русских слов и выражений, идущих из глубины веков. Система мировоззрения русского человека противопоставляется менталитету представителя англоязычного мира. Это разговор о том, какой великий пласт нравственных основ оставили нам наши предки в родной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon arhetipy.ppt1.51 МБ
Microsoft Office document icon tekst_k_master-klassu.doc30 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Живой язык Архетипы русской речи в реалиях XXI века. (Как речь влияет на создание картины мира)

Слайд 2

Душа – ключевое понятие душенька душа моя душевный человек Подушевой налог На душу населения Живые и мертвые души душа поет болит Знает меру С души воротит Делать от души Жить душу в душу Тянуть за душу Спасите наши души Души у тебя нет

Слайд 4

Совесть Со вместная с Господом весть Прирожденная правда У иных народов рассудок самосознание понимание совесть жжет мучает заедает давит грызет гнетет

Слайд 6

Судьба Дословно это Суд Б ожий «Но есть и Божий Суд, наперстники разврата! Есть грозный суд: он ждет, Он не доступен звону злата…»

Слайд 7

Свой – чужой Свой Чужой Осваивать Своими руками На своих ногах Своей смертью умереть Родной Тот, кто не предаст Надежный Враг (возможно бывший свой, но предатель) Изверг (извергнутый родом) Выродок (выбывший из рода, выродившийся)

Слайд 8

Счастье С воя часть , данная Богом (то, что дано Богом по судьбе). Счастье нельзя купить, задекларировать, выторговать и т.д.

Слайд 12

Необычные глаголы хапать хитить хищник Have ( англ. ) хапуга Haben ( нем. ) хватать хавать Я имею в русской у меня это есть грамматике это то, что дано свыше

Слайд 14

Свобода Сам свой (найти самого себя), духовная самоопределенность, без давления извне. Несвобода – сам не свой = тоска, раздвоение, пьянство… Поэтому есть разница между под- чин -ением И по- слуш -анием

Слайд 15

Три сферы, которые ещё не уничтожены в России: религия, семья, язык (нация) Три кита, на которых всегда стояла Россия: авось, небось и ничего.



Предварительный просмотр:

«Архетипы русской речи

или истоки русского самобытного характера».

Интегрированный мастер-класс совместно с учителем английского языка.

Душа – это одно из ключевых понятий в отличие от других народов, которые не придают ей такого особого значения. В настоящее время это свойство русского человека находится в состоянии кризиса. Надо понимать, что мы атакованы культурой других народов, нам чуждой и противоестественной. У этих народов главное не душа, а разум, рассудок, сознание и т.д.
Вдумаемся в смысл:
сожженная совесть. Понятие совести есть только у русских. Не случайно мы «живем по совести», а не по закону. Мы говорим: закон – что дышло, куда повернул, туда и вышло! Даже уголовный мир живет по понятиям, вне закона. А ведь совесть – это своего рода совместная весть с Богом. Когда ты слышишь эту весть, она руководит твоими благими делами. Когда этот канал не работает, мы говорим – человек без совести. Совесть – прирожденная правда. Это не мысль, а чувство, данное при рождении (чувство справедливости). Причем, совесть всегда довлеет над человеком. Она мучает, жжет, давит, гнетет, грызет, заедает. Не случайно эти устойчивые сочетания стали в русском языке фразеологизмами.

Западному человеку невозможно объяснить эту категорию. У них есть самосознание, рассудок, осознание, понимание, в крайнем случае, стыд.

Так вот работа совести (плохая или хорошая) и формирует СУДЬБУ человека. А это не иначе как Суд Божий. И это не христианское воззрение, а значительно более древнее, славянское. Все это генетика русского народа. Так вот если кому-то такая доля покажется тяжкой, то он может, изменив свой языковой код, переформатировать его и таким образом утратить свою «русскость». То есть, стать чужим среди своих. А в истории это происходило с русским дворянством, декабристами, а сегодня с нашей «элитой». В русском языке есть понятие – чужой, враг, выродок, изверг. Именно те, кто не хочет быть русским, жить со своим народом, в первую очередь избавляются от такого важного архетипа, как совесть. Они знают о ней, в них ещё сидит этот обрубок и мешает. Они всеми силами стараются его сжечь в себе. Вот о таких и говорят: человек с сожженной совестью. И все что им остается  - придерживаться законов, поговорку о которых мы уже знаем.

 Архетип СВОЙ – ключевое для русского сознания. Для англичан – это здравый смысл,
для немцев – порядок. Понятие
свой пронизывает всю нашу культуру: осваивать, своими руками, на своих ногах, своей смертью умереть. Оно означает – родной, свой, который не предаст.

    Понятие чужой – это враг (возможно бывший свой, но предатель), изверг (извергнутый родом), выродки (выродившиеся, выбывшие из рода).

 Счастье – это Своя часть, данная Богом. (то, что дано Богом), но никак не ухваченное, пойманное за хвост, вырванное в борьбе. Поэтому понятие борьбы за счастье не существует в идеомах (устойчивых выражениях) русского языка.

У англичан же это удовольствие, удовлетворение, как повседневное понятие. Потому и есть Декларация, где прописано право человека на счастье!!! О как!

Английский язык насыщен глаголами, которые обозначают присвоение (хев. хабен).  А это не простые глаголы. Такой глагол есть и в русском языке – хапать.  Чувствуете интонацию? Из этого же ряда: хитить, хищник, хитник, хапуга, хавать, хватать. У нас эти слова имеют негативный оттенок, пренебрежительный, вызывающий отторжение. Русская грамматика бытийна: я имею, у меня есть. Это то, что дано, что от Бога, что предопределено судьбой. Это не несет смысл стяжательства, присвоение чужого. Отсюда и психология человека, выросшего в той или иной языковой среде: либо хищническая, пиратская, либо бытийная, мирная. Можно себе представить, насколько начинает меняться мировоззрение ребенка, которого с нежного возраста усиленно пичкают цивилизованной английской грамматикой! А в этом возрасте он должен слышать песни на родном языке, постигать сказки своего народа, былины и мультфильмы исключительно советского производства. Помните, у Солженицына в романе «В круге первом» один из героев ставит себе зарубки, как нарушение чего-то важного, при употреблении в речи какого-нибудь иностранного слова? Что, нечем было озаботиться, когда собственная жизнь ежеминутно висит на волоске? Это поддержание чистоты души в нечеловеческих условиях! Это свойственно только русскому человеку.

Поэтому сейчас, когда для большей части элиты, да и общества в целом рвачество стало нормой поведения, когда продажность и готовность хапнуть в ущерб остальному народу возводится в ранг лучших человеческих качеств, мы теряем становой (духовный) хребет русской нации и во многом это имеет языковые истоки. (Об этом предупреждал еще А. Шишков в своих монографиях)
Свобода - духовная самоопределенность, без влияния извне. Тогда мы говорим:
сам свой, а при отсутствии свободы - сам не свой. Когда человеку навязывают  чужую модель поведения или он живет о чужой указке, то впадает в тоску, потому что  происходит раздвоение, генетика диктует другое. Свой геном есть у каждой расы, у каждого народа. Его переделать психикой почти невозможно. Потому в языке есть два совершенно отличных понятия: подчинение и послушание.

Если ещё год назад можно было говорить о том, что в России пока ещё не уничтожены три кита: православие, язык (нация) и семья, то сегодня все это крайне зыбко. Однако надежда никогда не покидала нас даже в самых отчаянных ситуациях. Поэтому сейчас русская речь – это последний обережный рубеж нашей нации, нашего народа, как последняя переломная битва под Москвой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Презентация к интегрированному уроку по русскому языку в 9 классе по теме "Сложносочинённые предложения".

Презентация к интегрированному уроку по русскому языку в 9 классе по теме "Сложносочинённые предложения"....

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Презентация к интегрированному уроку "Красна речь пословицей"

Презентация к интегрированному уроку "Красна речь пословицей"...

Презентация "И мы сохраним тебя, русская речь"

Презентация содержит сведения по истории возникновения и  развития русского языка, сведения о факторах, вызывающих изменения в языке....

Презентация к интегрированному уроку по предмету "Развитие речи и окружающий мир" и "Альтернативное чтение" по теме "Домашние животные" для учащихся 6 класса

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Домашние животные» Название ЭОР: Презентация на тему «Домашние животные»Тип ЭОР:  презентацияА...

Презентация к интегрированному уроку по русскому языку 6 класс

Презентация к интегрированному уроку по русскому языку 6 класс...