Методическая разработка по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым"- 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цели: познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым; выработать навык правильной постановки тире, сформировать умение выделять подлежащее и сказуемое в предложении, развитие речи, орфографической и пунктуац. зоркости, воспитывать сплоченность и самостоятельность. / У Р О К!!!! - расшифруем вместе./

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым» .

Цели: познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым; выработать навык правильной постановки тире,

сформировать умение выделять подлежащее и сказуемое в предложении, развитие речи, орфографической  и пунктуац. зоркости, воспитывать сплоченность и самостоятельность.  / У Р О К!!!!  - расшифруем вместе./

                                                                             Ход  урока:

1 Организационный момент.   

Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

2. Актуализация опорных знаний:

                                                          Распределительный диктант.

Запишите слова под диктовку в два столбика: 1) слова с разделительным ь; 2) слова с разделительным ъ.

/Листья, подъем, стулья, воробьи, съезд, ладонью, рожью, объединить, съёмка, подъезд, бельё, разъяренный.- составьте с/сл С любым словосочет. Сост. предл. Синтакс. разбор

3. Формирование новых знаний.   Чтение учителем грамматической сказки о подлежащем и способах его выражения.

В грамматическом театре шло распределение ролей. Главный режиссер, всеми уважаемая Грамматика, готовила артистов (части речи) к постановке пьесы «Это непростое простое предложение».

В театральной гостиной собрались ведущие актеры труппы: Имена Существительные, Местоимения, Глаголы. Частям речи было известно, что сегодня состоится распределение двух главных ролей в пьесе, что будут назначены не только основные исполнители, но и их дублёры.

В гостиную вошла Грамматика.

- Друзья, - сказала она, - в новой пьесе две главные роли: это Подлежащее и Сказуемое, образующие грамматическую основу предложения. Я думаю, вам интересно услышать о характере действующих лиц.

Первым в списке действующих лиц стоит Подлежащее. И не случайно. Подлежащее обозначает предмет речи – то, о чём говорится в предложении, и поэтому является своеобразным хозяином предложения. К голосу его прислушивается второй член предложения – Сказуемое. Кому же предложим эту роль?

- Наверное, именам Существительным – они называют предмет в широком смысле слова (жизнь, правда, свобода, школа, человек, птица), и они смогут выразить характерные признаки предмета речи. Как думают сами Существительные?

После короткой паузы раздался голос одного из актеров:

- Роль независимого главного члена предложения весьма почётна. Мы благодарим за доверие. И попытаемся сыграть роль Подлежащего, используя свою начальную форму – именительный падеж.

- Вношу уточнение! – закричало Местоимение. - Прошу назначить и нас на эту роль. Если Существительное называет предмет, то мы указываем на него (я, он, ты, мы…).

Части речи и режиссёр согласились. Решением театрального совета на главную роль Подлежащего были утверждены Существительное и Местоимение.

- А теперь обсудим особенности другого члена предложения – Сказуемого.

Обратите внимание, что Сказуемое непосредственно связано с Подлежащим. Оно определяет предмет речи, наделяет его разнообразными признаками в широком смысле слова. (Качествами, действиями, состояниями.)

- Как вы думаете, ребята, какую часть речи утвердили на эту роль?

- Конечно, глагол, но есть и другие претенденты. Кто они? (Прилагательное.)

- Я думаю, что на эту роль мы обязательно пригласим прилагательные.

- Постойте, постойте! – раздался встревоженный голос Имени Существительного. – А обо мне вы забыли? Конечно, одну из главных ролей мне уже дали – роль Подлежащего, но и в роли сказуемого мне приходится немало потрудиться. Несправедливо забывать об этом. Посмотрите на эти предложения.

Астана – столица Казахстана.

Книга – верный друг и помощник.

- Минуточку! Тогда и обо мне не стоит забывать! – подало голос Краткое Прилагательное. – Пусть я всего лишь Краткое Прилагательное, но роль я выполняю вполне серьезную и ответственную! Ведь я всегда играю роль Сказуемого в предложении.

- Да, конечно, это справедливо! – закричали все хором.

- Ну что ж, вы правы, друзья, благодарю всех за инициативу, - сказала Грамматика. - На этом распределение главных ролей считаю законченным.

4. Формирование умений и навыков.

А.Самостоятельная работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно изучают материал и сравнивают. § 25 учебника.

Диалог - беседа.  Работа в группах.

- Давайте ненадолго покинем театральную гостиную и вернёмся в класс. Скажите, какие части речи утвердила Грамматика на роль Подлежащего и  Сказуемого?

- Дайте полное определение главным  членам предложения (подлежащего и сказуемого) и расскажите о способах их  выражения.

- Сравните свой ответ с правилом на стр. 57, 60 учебника.

Б.Проверочная работа.

Укажите номера предложений, в которых подлежащее выражено существительным.

Подсказка: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

1. Труд человека дивное диво творит.

2. Небо чистое.

3. Она осветила верхушки тёмного леса.

4. Москва – столица России.

5. Скинуло кафтан зелёный лето.

6. Вот уж утро.

7. Светает.

Назовите сказуемые- определите части речи.

В. Тренировочные упражнения 

Г.   Сам. работа

Закончи предложения

Подсолнух - _________________________________________________ .

Хорошая книга - _____________________________________________ .

Любовь к своей земле – это ____________________________________ .

Зимний лес – это _____________________________________________ .

Слова для справок: волшебная сказка; солнышко на ножке; любовь к своей стране; ценнейшее качество человека; верный друг и хороший собеседник.

Д. работа у доски. Андерсен – великий датский сказочник. Герда и Кай – герои его сказки «Снежная королева». Герда – смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

5. Итог урока.  Рефлексия. 

6. Дом. задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Урок в 11 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" (презентация)

В презентации содержится разнообразный дидактический материал к уроку по теме "Знаки препинания между подлежащим и сказуемым"...

Упражнения по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Задания можно использовать для самостоятельной, индивидуальной или проверочной работы....

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Разработка урока по теме" Тире между подлежащим и сказуемым"

Технологическая карта по русскому языку...