Русский язык - основа всех профессий
классный час по русскому языку (9 класс) на тему

Фатихов Шамиль Миннешаехович

Классный час для 7-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школьный предмет - основа моей будущей профессии»

Классный час на тему «Русский язык – основа всех профессий»

Класс – 9

Цели:

- познакомить учащихся с разнообразием существующих профессий;

- помочь школьникам выявить свои склонности к определенному виду деятельности;

- показать роль русского языка в современном мире и убедить учеников в необходимости изучения родного языка.

1. Слово учителя

В 9-м классе мы завершаем общий курс русского языка.

Для чего нужны уроки русского языка и литературы?

На уроках русского языка мы учились многому. Мы учились культуре общения, а также работе с деловыми бумагами и научными текстами, осваивали речевой этикет. На уроках развития речи формировали знания и навыки  ораторского мастерства и публичного выступления. На уроках литературы знакомились с художественными текстами и развивали дискуссионную речь. На всех уроках вы, ребята, осуществляли информационный поиск, учились извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Однако мы понимаем, что это лишь основа, начало. Опираясь на полученную в школе основу, каждый будет строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие вашего успеха в обществе, в семье, условие успешной работы, успешной жизни.

Академик Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет:

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры».

После школы можно продолжить образование, выбрав отправной точкой любой школьный предмет. Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в языке невозможно глубокое изучение всех научных дисциплин – и гуманитарных, и естественных, и технических.

Но самое главное, язык – один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Язык бесценен и с эстетической точки зрения. Основная функция языка – быть средством общения.

Таким образом, русский язык необходимый инструмент общения, образования, карьеры.

2. Выступление заранее подготовленных учащихся с сообщениями по темам:

- о языке как общественном явлении;

- из истории русского языка;

- в каких сферах жизни и деятельности общества значение русского языка велико?

Примечание.

Можно предложить и другие темы. Задача сообщения – вызвать интерес к изучению русского языка, дать импульс к самостоятельным поискам и открытиям учеников. Такой доклад не должен быть большим, иначе не будет воспринят слушателями.

3. Слово учителя

Кроме этого русский язык и литература – основа многих профессий.

Что такое профессия?

Слово «профессия» происходит от латинского слова и означает «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. Публичное выступление или выступать перед публикой, перед аудиторией, перед определенным количеством людей – это непросто. Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое требует специальной подготовки, обучения.

Выбор профессии – очень непростая задача. Тем более, если учесть, что на свете так много интересных, важных и полезных занятий.

Выбор будущей профессии – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующей подготовки и знаний. Правильно ли Вы выберете  свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша взрослая жизнь.

Правильный выбор профессии предполагает учет:

- своих желаний (что мне нравится делать?);

- своих способностей (смогу ли я?);

- востребованности выбираемой профессии на рынке труда (есть ли спрос на мою профессию?).

4. Анкетирование учащихся.

Вопросы анкеты:

1. Кто уже точно знает – какую специальность выберет?

2. Кто из еще не задумывался о выборе специальности?

3. Кто выберет рабочую специальность?

4.Кто планирует делать спортивную карьеру?

5. Кто планирует учиться в

-творческом вузу (ссузе);

- медицинском вузе (колледже);

- педагогическом вузе (ссузе);

- экономическом вузе (колледже);

- юридическом вузе;

- техническом вузе;

- военном вузе?

Примечание

Анкетирование можно провести заранее, а на уроке только озвучить результаты.

5. Слово учителя.

Чтобы правильно выбрать профессию, Вам надо ответить себе на следующие вопросы: «Что мне нравится делать? Чем я хочу заниматься?  К чему имею склонности? Какой вид деятельности меня привлекает?»

Если Вы сумеете совместить «Хочу», «Могу», «Надо», то Ваш профессиональный выбор будет удачным.

Попробуйте определить, какой тип профессии наиболее интересен для Вас.

Классификация профессий по предмету труда

Тип

профессии

Предмет

труда

Примеры

профессий

Психологические

качества

Человек-природа

Различные живые организмы, биологические процессы

Микробиолог, агрохимик, геолог, агроном, животновод, зоотехник, врач, ветеринар, озеленитель, лесовод

Наблюдательность, внимательность, выносливость, терпеливость

Человек-техника

Технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии

Слесарь, токарь, водитель, конструктор, машинист, каменщик, механик, монтажник, плотник

Развитие двигательных навыков, склонность к практическому труду, техническая осведомленность и сообразительность, наглядно-образное мышление

Человек-человек

Люди, коллективы

Врач, медсестра, воспитатель, учитель, тренер, секретарь, продавец, проводник, журналист, следователь, социальный работник

Коммуникативные и организаторские способности, эмоциональная устойчивость, тактичность, выдержка, речевые способности

Человек-знак

Условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки

Корректор, секретарь-машинистка, переводчик, библиотекарь, бухгалтер, экономист, ревизор

Способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, к длительному вниманию, усидчивость

Человек - художественный образ

Произведения литературы, искусства

Дизайнер, художник, журналист, модельер, закройщик, музыкант, архитектор, диктор, парикмахер, фотограф, цветовод-декоратор

Развитый художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение, склонность к творчеству, развитость речи

Примечание

Таблица представлена на доске

Какую выбрать профессию? Кем стать? Врачом, менеджером, учителем, диктором, журналистом, корректором, секретарем-референдом, бизнесменом, муниципальным служащим или другим специалистом. Без  основательных знаний по русскому языку вам не обойтись.

Уметь точно выражать свои мысли, иметь речь выразительную и правильную, уметь привлекать и удерживать внимание слушателей, грамотно работать с документами – эти качества необходимы для большинства современных профессий.

Остановимся на некоторых профессиях.

Специалист по коммерции.

Это довольно редкая и новая профессия. Этот востребованный, высокооплачиваемый специалист организует процессы купли-продажи, обмена и передвижения товаров от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли. В результате подготовки по данной специальности вы

- овладеете искусством ведения переговоров с партнерами;

- научитесь осуществлять деловую переписку;

- научитесь налаживать контакт с целевыми аудиториями потребителей, посредников, государственными и общественными организациями;

- овладеете искусством ведения переговоров и деловым этикетом.

Вы получите возможность стать

- коммерческим директором предприятия, фирмы;

- начальников или специалистом коммерческого отдела.

Профессия – это не только возможность занятости, материального обеспечения, но и творческая реализация личности. Человек, верно выбравший профессию со своими склонностями и возможностями, любящий ее, способен привносить в развитие общества большой созидательный вклад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»

Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ", "ПАРИКМАХЕР"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04.Художник по костюму, 43.01.02.  Парикмахер на базе основного общего образования с  получением средн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по профессии  29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с  получен...

"Русский язык для всех. "

С каждым годом растет количество обучающихся, для которых русский язык не является родным .Среди таких учащихся все чаще встречаются дети, которые совсем не говорят по-русски. Во   многих...

Урок русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии». 9 класс

Урок предназначен для обучающихся 9 класса, может быть проведен для формирования у учеников представления о профессиях и специальностях ,связанных с филологическим образованием. Проведен с использован...

Презентация к уроку русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии».

Презентация прилагается к уроку русского языка в 9 кл. на тему : " Русский язык-основа любой профессии"....

Тихонов А.Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным.

В словаре показана структура словообразования около 40 000 слов, вошедших в словообразовательные гнезда. Таких гнезд около 10 000. Во главе каждого стоят исходные слова, расположенные по алфавиту, в п...