Урок "Простой и сложный план"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка по развитию речи предполагает повторение речеведческих понятий, работу с текстом, выделение микротем, составление различных видов плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prostoy_i_slozhnyy_plan.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по развитию речи
Тема «Простой и сложный план»
6 класс
Цели урока:
1.Познавательные:
а) повторить изученные речеведческие понятия (план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах);
б) закрепить новые понятия: тезисный план, цитатный план
2.Практические:
а) составлять простой и сложный план;
а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению;
б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.
3.Общепредметные:
а) воспитывать:
-интерес к предмету с помощью содержания текста;
-интерес к истории и литературе;
б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста;
в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться орфографическим и толковым словарями).
Ход урока.
I. Оргмомент. (1 минута)
- Актуализация знаний. (7 минут)
- Мы продолжаем изучать раздел русского языка – текстоведение. Какие понятия нам уже известны? Что они обозначают?
(Текст, микротема, структура текста: зачин (вступление), основная часть (развитие темы), концовка (заключение). Текст – «это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное», - такова точка зрения лингвиста Н.Д. Зарубиной
- Назовите признаки текста. (единство темы, наличие идеи, смысловая законченность, логическая связь частей, смысловая и грамматическая связь предложений, стилевое единство)
(1слайд)- В науке даются разные определения понятию «текст». Их уже более 200. Текст – это объект изучения не только лингвистики, но и психологии, истории, философия. Подумайте над определением текста известного лингвиста Ильи Романовича Гальперина: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку» (рассчитанный на практическое применение)
Микротема - это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)
- На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?
(Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)
- Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.
II. Постановка целей урока. (2 минуты)
- Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, выделять микротемы и составлять план. Кроме того, мы расширим представление о разных видах плана.
- Новая тема. (33 минут)
- - Какой бывает план? (2 минуты)
(Простой и сложный)
(2 слайд) - Как вы думаете, какой план представлен на слайде?
(В простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами или буквами).
1….
2….
3….
I….
II….
1…
2…
III…
- Чем сложный план отличается от простого?
(Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)
- Где нам с вами уже встречался план?
(При морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и сложного предложения и др.)
- Работа в парах. (5 минут). (Выдаются карточки с заданием: составить план к предложенной теме.
- Звуки речи (3 ряд)
- Гласные
1. …
2…
II. Согласные
1. …
2. …
2. Предложение (1 ряд)
I. По цели высказывания
1. …
2. …
3. …
II. По интонации
1. …
2. …
III. По количеству грамматических основ
1. …
2. …
IV. По наличию второстепенных членов
1. …
2. …
3. Жанры литературы (2 ряд)
I. Прозаические:
1. …
2. …
3. …
4. …
II. Поэтические:
1. …
2. …
3. …
III. Драматические:
1. …
2. …
3. …
- Работа с 3 частью учебника. (5 минут)
-Найдите примеры простого и сложного плана в 3 части учебника.
-(3 слайд) Выполним синтаксический разбор 2 предложения из стихотворения С. Есенина. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения этого самого русского поэта.
Этой грусти теперь не рассыпать
Звонким смехом далёких лет.
Отцвела моя белая липа,
Отзвенел соловьиный рассвет.
- Упр. 152. (15 минут)
1. Чтение текста.
2. Лексическая работа.
- Каковы ваши первые впечатления от текста?
- Объясним значение некоторых слов:
Лайка (4 слайд) – охотничьи собаки. С ними охотятся на медведей кабанов, пушных зверей (белок, соболей, куниц), на копытных животных (лосей и др.), на лесную и водоплавающую дичь
Хаски (5 слайд) – это порода ездовых собак, которых жители Крайнего Севера запрягают в упряжки и ездят на них по бескрайним снежным просторам, отличаются выносливостью, способны бежать без остановок целый день, лайки на такие подвиги не способны.
Новая Земля (6, 7 слайды) – архипелаг в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями; входит в Архангельскую область России в ранге муниципального образования «Новая Земля». Климат арктический, суровый. Зима продолжительная и холодная, с сильными ветрами (скорость ветров достигает 40-50 м/с) и метелями, в связи с чем Новую Землю в литературе иногда принято называть «Страной ветров». Морозы достигают −40 °C. Средняя температура самого тёплого месяца – августа – от +2,5 °C на севере до +6,5 °C на юге. Предположительно Новую Землю открыли в XII-XIII веках новгородские купцы, однако убедительных историко-документальных подтверждений тому не имеется.
2. Работа с содержанием текста
- Какова тема текста? (Собаки в жизни человека)
- Какой заголовок можно придумать к этому отрывку? (Умные лайки. Собака – друг человека. Воспоминание о собаках.)
- Определите тип речи данного текста.
(Тип данного текста рассуждение с элементами повествования и описания, так как в начале автор пишет, что самые умные собаки – лайки, далее в доказательство тезиса приводит случай из собственной жизни, произошедший с ним на Новой Земле, доказывая, что лайки – дружелюбны, ласковы и умны, и в заключении делает вывод о том, что собака доставляют радость человеку)
- На сколько частей можно разделить текст? (На три части, где во второй части будет три подпункта)
- Каковы микротемы 1-6 абзацев?
(1. Собаки бывают разные по характеру, но особенно добрые и понятливые лайки.
2. Случай на Новой Земле
3. Воспоминание о собаках доставляет радость)
- Как вы думаете, какой план нужно составить к данному тексту?
Сложный: I. Лайки – умные собаки.
II. Случай на Новой Земле
- Один на берегу;
- Стая собак;
- Собаки ласковы с человеком.
III. Приятные воспоминания.
- Вспомните, какой ещё бывает план? Каким планом мы пользуемся на уроке литературы.
(Цитатный)
Задание: Составьте простой цитатный план (из 5 пунктов) к басне И.А. Крылова «Ларчик» (3 минуты)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.
Простой цитатный план:
- «Стоит только догадаться За дело просто взяться»
- «К кому-то принесли от мастера Ларец»
- «Вот входит в комнату механики мудрец»
- «Я отыщу секрет и Ларчик вам открою»
- «Как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался»
- В чём особенность плана, представленного на слайде (2 минуты):
- Интонация – один из важнейших признаков предложения.
- Интонация – средство выражения смысла речи, чувств, отношения говорящего к тому, о чём говорится.
- Основные элементы интонации:
а) логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова);
б) мелодика (движение голоса вверх и вниз во время речи);
в) пауза (небольшой перерыв в речи);
г) темп (скорость речи);
д) тон речи (окраска голоса, которая придаёт речи разные эмоциональные оттенки).
- Это тезисный план. Что такое тезис? (кратко сформулированная основная мысль)
VI. Подведение итогов. (2 минуты)
- Какой бывает план?
- Зачем нужен план?
VII. Подведение итогов. Д/з. (1 минута)
- Подготовиться к изложению по тексту упр. 152
- Составить тезисный план статьи из любого учебника за 6 класс.
Список литературы:
- Львова. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – 11-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2013
- URL: http: //doghusky.ru/статьи/отличие-хаски-от-лайки.html (дата обращения 18.10.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ по обществознанию. Рекомендации по выполнению задания 28 (сложный план) часть 2
Презентация содержит рекомендации по выполненю задания 28 (сложный план) часть 2. Примеры выполнения задания....
Как правильно написать сложный план. Задание 35
Материал преднозначен для подговке учеников к сдачи ЕГЭ по обществознанию...
Составление сложного плана по обществознанию
Данная презентация будет полезна учителям обществознания при подготовке учеников 11 класса ....
Урок по русскому языку . 6 класс. Простой и сложный план
Урок может быть использован на уроках развития речи. А его элементы на занятиях по подготовке к сочинению...
Простой и сложный план 6 класс
Простой и сложный план презентация 6 классс...
Сложные планы по обществознанию, 2020 год
Перечень готовых планов, задание 28 ЕГЭ...
Сложный план. Сочинение по картине, 6 класс
Помощь при написании сочинения по картине. Творческий урок....