Урок по русскому языку . 6 класс. Простой и сложный план
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок может быть использован на уроках развития речи. А его элементы на занятиях по подготовке к сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Простой и сложный план31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе

Тема: Простой и сложный план текста.

Цели:

  • продолжить изучение темы «Текст», выявить особенности простого и сложного плана;
  • развивать умения связного устного высказывания (словесная зарисовка картины);
  • учиться анализу, синтезу, обобщению.

Оборудование:  карточки, тексты

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа:включение учащихся

в деятельность.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

- Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

- Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Актуализация

  1. Цель этапа:подготовка мышления учащихся

Блицопрос

- Что такое текст?

- Как определить тему текста?

- Основная мысль?

- Как озаглавить текст?

- Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?

1.

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

(А. Плещеев).

2.

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А.С. Пушкин).

А.С. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а А.Плещеев создает унылую картину дождя. При сопоставительном анализе учащиеся называют языковые особенности текстов (различие в цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого), находят схожие черты (созвучное начало отрывков, синтаксический строй). Делается вывод о разнице основных мыслей текстов, о способах передачи авторской позиции средствами языка.

Актуализация личных впечатлений учащихся: А каково ваше отношение к осени?

Ответы на вопрос

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

3.Постановка учебной задачи

Цель этапа:обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

1.        Чтение и анализ текста.

         Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются.

         И вдруг увидел солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку.  Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. Из  расстегнутого пальтишка видна тоненькая шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки  слез.

        А кругом идет страшный бой. Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет.

          Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную!...

          Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя.

        А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом. Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

- Что перед вами? Как вы это определили? Сколько частей в тексте?

- А как же составить план текста? Какие планы вы знаете?

- Определим тему, цель и задачи урока.

Работа по группам (составление памятки «Как составить план текста?»

Как составлять план текста.

1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.

Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Формулируют тему, цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Физкультминутка.

4.Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

  1. Вопросы на восприятие и понимание текста.

- о чем этот текст?

- определите основную мысль и тему текста

- как можно озаглавить данный текст?

- как начинается история, чем заканчивается?

- в каком абзаце определена основная мысль текста?

- сколько микротем и абзацев в тексте? Почему их количество совпадает?

- сколько пунктов будет в простом плане?

- сформулируйте пункты плана.

                                                 Простой план.

  1. Последний бой войны.
  2. Немецкая девочка.
  3. Описание боя.
  4. Благородный поступок солдата.
  5. Победа.

- на какие три части можно разделить весь текст ( вступление, основная часть, заключение), озаглавьте эти части.

- какая часть имеет несколько микротем? Назовите их.

- составление сложного плана.

                                                Сложный план.

  1. Последний бой войны.
  2. Благородный поступок солдата.
  1. Немецкая девочка.
  2. Описание боя
  3. Спасение ребенка.
  1. Победа.

Отвечают на вопросы, составляют простой и сложный плааны.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа:самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Работа по учебнику.

Составление плана.

Работа в паре

Проверка, оценивание

Взаимопроверка по образцу

Проверяю себя

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

  1. Что выносится в заголовок текста?
  2. Как составить простой, сложный план?
  3. В какой сфере учебной деятельности  мы пользуемся простым и сложным планом?
  4. Какую помощь оказывает план?

Составить простой и сложный план «Сказания о белгородском киселе»

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Видеоуроки в Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...

Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое" и презентация к уроку....

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность «Русский язык. От простого к сложному».

Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность «Русский язык. От простого к сложному»....

Урок алгебры в 9 классе "Простые и сложные проценты"

Урок алгебры в 9 классе "Простые и сложные проценты"...

Учебный курс "Русский язык: от простого к сложному"

Материал учебного курса можно использовать при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку....