"Гражданином быть обязан"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Рыбакова Елена Васильевна

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_grazhdaninom_byt_obyazan.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

8 класс

Интегративный урок по теме: «Гражданином быть обязан…»  

Цель:  на материале лингвистических текстов познакомить учащихся с ролью Российской Конституции в жизни каждого гражданина

Образовательные задачи:

-повторить способы связи слов в словосочетаниях

- продолжить развитие умения определять тему  и основную мысль текста, тип и стиль речи;

- выработать умение отличать односоставные предложения от двусоставных;

- использовать определенно-личные и неопределенно-личные предложения в разных стилях речи.

Воспитательные задачи: 

- дать понятие патриотизма;

- воспитание чувства любви к Родине; 

- показать отношение к родной земле в поэтических строчках

Развивающие задачи:

-умение работать в группах и принимать общее решение;

- умение строить логические заключения;

- устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры

Форма урока: деловая игра

Особенность организации деятельности учащихся: работа в группах.

   Мой друг, отчизне посвятим

                    Души прекрасные порывы.

1.  Организационный момент

- Как понимаете смысл эпиграфа?

- Какие слова ключевые?

- Подберите синонимы к слову отчизна – родина, отчество, государство.

- Как именуется любой человек, проживающий в государстве? (гражданин)

2.Основная часть урока

 1) Словарная работа.  Как вы назовете человека, гражданина, который готов отчизне посвятить «Души прекрасные порывы»? (ПАТРИОТ, ПАТРИОТИЗМ упр. 179 с. 83, учебник   русского языка для 8 класса под редакцией Бархударова)

Патриотизм – (от грач. – родина) любовь к родине, бережное отношение к своей стране, к своей истории, внимание к насущным проблемам современности.

2) Работа с текстом. Упр. 179. К какому типу речи принадлежит текст? Почему Д.С.Лихачев выбирает именно этот тип речи? Как вы определите стиль речи? (публицистический).  Выберите словосочетания, соответствующие стилю.

           знакомство с историей (управление)

           культурные достижения (согласование)

           настоящий патриот (согласование)

           путешествовать переезжая (примыкание)

- Выпишите словосочетания различных способов образования.

 3. Групповая работа (3 группы)

3) Закончите знаменитые пушкинские строки:

- Дни поздней осени….. бранят обыкновенно

- Унылая пора! … Очей очарование!

- Люблю тебя, Петра творение!

- Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.

- Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

4. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите их вид.

- какую роль играют определенно-личные предложения,  что помогают передать?

( Они часто используются в поэтических произведениях, помогают передать состояние души поэта. Сфера использования  их обширна - разговорная речь, публицистика, научный и официально-деловой стили речи).

5.  Работа с текстом (объяснение нового материала)

- Как вы считаете, нужна ли была Конституция на острове Робинзона?  Поясните свое мнение.

- Нужна ли Конституция современному человеку?

                                                        Текст

     Желание упорядочить жизнь в обществе породило идею общественного договора. Вот и пришли к мысли о создании конституции.

    Конституция – это основной закон страны. Именно о его содержании договариваются граждане. По ней определяют общественное и государственное устройство, основные права и обязанности граждан.

     В декабре 1993 года была принята Российская Конституция.

- Подумайте, зачем человеку нужна Конституция?

- Какие виды предложения встретили?

- Как отличить односоставные  предложения от двусоставных?

- Замените двусоставное предложение односоставными. Изменился ли смысл?

                                                     Эксперимент

5) – Как вы понимаете значение слова  эксперимент? Составьте с ним словосочетания (провести эксперимент, удачный эксперимент)

6) Поэкспериментируем…

  6. Групповая работа по проектированию

                           

3 комиссии по подготовке проектов Конституций

1 группа – проект от имени монарха, короля маленького средневекового государства. Он нанял вас как наиболее преданных и умных юристов для написания законов, которые могут предотвратить революцию.

Монарх – единоличный глава государства, получающий власть, как правило, в порядке наследования.

2 группа – проект современной демократической конституции, основываясь на проблемах класса.

Демократия – форма государства, основанная на признании народа источником власти.

ЗАДАЧА: включить в текст законов односоставные предложения

3 группа – группа экспертов «Парламент» - оценить  предложенные проекты по следующим критериям:1. Соответствие стилю; 2. Историческая лексика эпохи; 3.Этические нормы эпохи; 4. Знание исторического периода развития; 5.Использование в речи односоставных предложений.

   7. Отчёт комиссий по подготовке проектов.

Проект монарха

 Я, его светлейшее высочество, король Люксембурга, повелеваю!

Исполнение сих законов  всеми подданными моего государства:

  1. Разрешить владение частной собственностью, но отчислять налог в пользу монарха в размере  3% от дохода.
  2. Разрешить проживание на территории государства людей разного сословия, но единого  вероисповедания.
  3. Разрешить строительство замков и хозяйственных построек только на частной территории.
  4. Вассалам короля разрешается владение душами крестьян, переданных по наследству, без права покупки и продажи.
  5. Запрещается поднимать бунты  против своих сюзеренов, подбивать к беспорядкам народ.
  6. Запрещается собирать тайные общества свободных граждан, противоречащие законам государственным.
  7. За  нарушение законов грозит смертная казнь, суды Инквизии.

 

Проект класса

  1. Обязуемся исполнять законы принятые совместно.
  2. Каждый имеет право получить  глубокие знания и использовать их в жизни
  3. Учащиеся класса имеют право объединяться  по интересам, выбрать своё название, девиз, песню, как атрибут единства целей и задач.
  4.  В решении проблем классной компании каждый имеет право голоса.
  5. Создать в классе «Суд чести» для разрешения конфликтных ситуаций
  6. Распределить обязанности каждого члена классного сообщества
  7. Установить график дежурства по классу и следить за выполнением обязанностей

 8. Домашнее  задание по выбору:

-выполнить  упражнение  64 (задание по учебнику)

-написать поздравление другу (пожелание, приглашение), используя определенно-личные и неопределенно-личные предложения;

- написать сочинение-размышление  на любую социально значимую тему

Сочинение-размышление ученицы 8 класса Кукушкиной Ангелины

«Когда я думаю о современной России…»

(победитель конкурса лидеров ДМОО «Лидер XXI века», 2001 г.)

            Россия, Родина, Родная земля, Отчизна, Отечество - все эти слова мы слышим с детства, но не всегда задумываемся о значении этих слов. Для меня Россия - дом, в котором мы живем, о котором мы заботимся, и который мы защищаем, земля, на которой жили наши  предки. Русские люди всегда гордились силой, могуществом и красотой родной земли, ласково называли Русь-матушка. Россия - для меня чистая как мать, строгая как отец, именно поэтому я чувствую себя здесь спокойно и уверенно.

           Россия - это не только большая страна, но и место где я родилась, это мои родители, это имя, которое мне дали при рождении. Зовут меня Кукушкина Ангелина Юрьевна, такое имя дано мне не случайно. Родители подарили имя, которое будет оберегать меня всю жизнь как Ангел Хранитель.

           Все мое детство прошло в Дюдьково - мы называем его поселком, хотя это деревня. Дюдьково для меня – самое лучшее место на Земле, моя малая Родина. Хотя мой поселок и небольшой, всего девять домов, но я чувствую себя здесь спокойно, уверенно, знаю почти всех жителей , поэтому ничего не боюсь.

          С друзьями мы часто  гуляем и любуемся красотой природы нашего края. У меня возникает чувство гордости, что я живу на берегу великой русской реки Волги. Отправиться на Волгу можно несколькими путями. Если пройти мимо  детского сада и амбулатории, а дальше через деревню Купалино, то мы попадаем на родник. Сюда мои односельчане приходят набирать чистую воду, а в праздник Крещения совершается обряд купания. Добравшись до Волги , мы попадаем на небольшую возвышенность на берегу, которую называют островком рыбаков, где они раскладывают снасти , чистят рыбу, варят уху. Рыбаки-люди добрые, не только угостят вкусным супчиком, но и могут покатать на моторной лодке. На Волгу можно добраться и через «Поповскую гору» мимо местного кладбища и Благовещенской церкви, куда мы ходим на службу и в воскресную школу. За церковью раскинулась деревня Дьяковское, где когда-то жили церковнослужители , есть свой пруд и колодец. Жители деревни держат пасеку, выращивают овощи и фрукты в своих садах и огородах. Берег у деревни Дьяковское очень каменистый, мы часто собираем камешки, рассматриваем их, каждый камень красив по-своему.

            Самая длинная, но очень красивая дорога к Волге (почти 4 километра ) пролегает через Ельник. Пересекая леса и поля, проходя мимо огромных муравейников, мы попадаем на высокий, обрывистый берег, с которого виден пейзаж противоположного берега Волги, где возвышаются купола старого храма. Посреди Волги виден остров-маленький кусочек земли, со всех сторон окруженный водой,- необычная достопримечательность и излюбленное место рыбаков. С этим островом связана легенда: один монах остановился переночевать на островке посреди Волги и во сне ему привиделась Богородица . В честь этого видения была построена церковь и названа Богоявление на острову, в этом храме крестили самого адмирала Ушакова. Но на самый большой песчаный берег Волги можно попасть  дорогой  мимо новой котельной,  огромных полей , здания гаражей, ООО «Декор плюс» , через длинный склон , водоочистные сооружения  и деревню Приволжье, на пляж- самое популярное место для купания. Но это только летом.

    Большую часть времени я провожу в поселке- в школе, дама, в клубе, на стадионе. Мы стараемся , чтобы наш поселок был самым красивым в районе. Наш стадион одно из мест для проведения массовых игр и мероприятий. Так первенство района по футболу проходило на нашем стадионе. Самый любимый вид спорта для нас сейчас- футбол . В футбол играют даже девчонки. Летом ученики нашей школы , работая в лагере труда и отдыха, благоустраивали территорию стадиона: вкапывали автошины и раскрашивали их яркими красками, приобретенными для нас главой поселения.

 Дюдьковский центр досуга я посещаю с раннего детства, где меня  научили танцевать, петь, шить большие игрушки, играть в шахматы, рисовать, выступать на сцене. Но, к сожалению, долгое время у нас нет хореографа, а мы очень любим танцевать. Зато нам удается ставить музыкальные спектакли-сказки.

Большую часть времени я провожу в школе и считаю, что наша школа самая лучшая, она очень уютная и красивая. В каждом классе и в коридорах комнатные растения, много новой техники. К нам в школу часто приезжают гости и говорят, что у нас как дома, потому что в кабинетах делали ремонт родители и дети, стараясь сделать кабинеты неповторимыми. В школе у нас есть возможность заниматься во многих кружках и секциях. Школьным кукольным театром «Капельки доброты»  мы выступаем для малышей и школьников района со спектаклями и театральными представлениями. Больших результатов мы добились вместе - дети, учителя, родители. Мы выиграли миллион и потратили его на установку кабельного телевидения в школе и поселке, раньше у нас было 2 канала, а с прошлого года более 20, многие из них – образовательные, а будет еще больше, около 40. Есть задумка создать школьное телевидение.

В школе всех нас объединяет  детская организация  «Волжская Республика». Мы вместе планируем, организуем, проводим игры и подводим итоги работы. Наши любимые дела: Турслет, День самоуправления, Зарница, Олимпийские игры, КВН и многие другие традиционные праздники у нас проходят по-разному, интересно и весело.  Благодаря активной работе в школе, я побывала в лагерях актива «Исток» и даже во Всероссийском детском центре «Орленок». Я общалась с ребятами из разных городов: Самары, Армавира, Екатеринбурга, Железногорска, Курска. В лагерях актива я научилась высказывать свое мнение, организовывать праздники, дружно работать в группе. Мне очень запомнились походы в центральную усадьбу близ «Орленка» , купания, спортивные праздники, дискотеки, итоговый гала-концерт. Я получила диплом за помощь в блоке «Мне не безразлично».

Я поняла, что в каждой точке земли много интересного, но лучше всего дома. Я думаю, что мой поселок станет красивее, ухоженнее, культурнее, богаче. Хочу, чтобы люди были  добрее, заботились и  помогали  друг другу. Чтобы люди разных поколений понимали и уважали разные взгляды, стили жизни. Русичи всегда отличались особым гостеприимством и хлебосольством, милосердием и добротой. Рады были принять всякого, кто нуждался в помощи, поэтому  разные  народы тянулись к России, старались жить вместе. И в нашем поселке живут люди разных национальностей, разных вер, культур. И все же мы все являемся гражданами одного государства.

Когда я думаю о современной России , я одновременно думаю о ее будущем.

Я хочу, чтобы в моей стране не было бедных семей, беспризорных детей, пьяниц и наркоманов, правонарушителей и преступников, беспорядка и мусора на улицах городов и поселков, чтобы не звучали  выстрелы и взрывы, не погибали люди.

            Я хочу дышать чистым воздухом, смотреть в мирное небо, радоваться красоте земли, знать историю своей страны и быть культурным и образованным человеком. Быть полезным своему государству, имя которому Россия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданином быть обязан

Разработка деловой игры...

Гражданином быть обязан.

-воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма;-формирование знаний о государстве, праве, общественных и государственных   институтах, правах человека....

Музыкантом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…

Музыкант… слово емкое. Гражданин – более емкое понятие. А когда мы выполняем дело, объединяющее эти два понятия – результат только усиливается. Играя в ансамбле, изучая истоки народной художественной ...

Мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"

Это внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7 классов, проводится с целью формирования представлений о важности соблюдения законов государства, активной гражданской позиции, развития гражданско-прав...

Классный час на тему: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь: знать все законы, отвечать за свои слова, контролировать свои поступки, уважать не только себя, но и окружающих вас л...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.»

привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....