рабочие программы 2016-2017 учебный год
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Клочкова Маргарита Михайловна

Данный материал содержит рабочие программы  по русскому языку и литературе  с 5 по 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.6_kl._15g.docx80.58 КБ
Файл stsenariy_prazdnika_posledniy_zvonok.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

«Рассмотрено»        

на заседании педсовета.

Протокол №1  

от                            2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_____________/  Ситнова О.Ю.   /

Дата                                                  2015г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________ /  Гафарова Р.Р./

Приказ №  ___ от «____» _________2015г.

Рабочая программа  по русскому языку в 6  классе

                                                                                                                                              Автор: Клочкова М.М.

учитель русского языка и литературы

первой  квалификационной категории

срок реализации 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VI класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Рабочая программа  рассчитана на 140 часов

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МбОУ «Кулангинская основная общеобразовательная школа» Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского  языка в VI классе – 175 час.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Содержание тем учебного курса

Русский язык - один из развитых языков мира

Повторение пройденного в 5 класс

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Лексика и фразеология. Культура речи

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное      

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательным и. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение  

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

                                              Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата по плану

Дата  факт.

Примечания

1

Русский язык  - один из развитых языков мира.

1

Упр.3.

2

Фонетика. Орфоэпия.Графика. Фонетический разбор.

1

П.1, упр.8.

3

Морфемы в слове .Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

П.2,Упр.16.

4

Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

1

П.3, упр.20.

5

Словосочетание. Простое и сложное предложение.

1

П.5,6,7, упр36.

6

Синтаксический и пунктуационный разбор.

1

П.8, упр.40.

7

Прямая речь. Диалог. Разделительные и  выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

П.9, упр.45.

8

Текст. Официально-деловой стиль речи.

1

П.10,11, упр49.

9

Контрольный диктант.

1

10

Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика».

1

П.12, упр.57,58.

11

Р. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя».

1

Закончить работу над сочинением.

12

Общеупотребительные слова. Профессионализмы.

1

П.14,15, упр70.

13

Диалектизмы.

1

П.16,упр.74.

14

Р. Изложение.

1

Закончить работу.

15

Жаргонизмы. Эмоционально –окрашенные слова.

1

П.17,18, упр. 82.

16

Устаревшие слова (историзмы, архаизмы).

1

П.19,упр.85,86.

17

Неологизмы.

1

П.20,упр.89.

18

Исконно русские и заимствованные слова.

1

П.21,упр.96.

19

Фразеологизмы. Источники  фразеологизмов.

1

П.22,23,упр.103.

20

Повторение и обобщение  по теме «Лексика и фразеология».

1

Упр 109.

21

Повторение изученного по теме «Словообразование».

1

П.24, упр.118.

22

Р. Описание помещения

1

П. 25, упр.121.

23

Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слова.

1

П.26,27, упр.129.

24

Р.Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

П.28, УПР136.

25

Буквы о-а в корне  -кос-  - -кас-.

1

П.29, упр.139.

26

Буквы о-а в корне –гор- -гар-.

1

П.30, упр143.

27

Буквы ы-и после приставок.

1

П.31, упр.153.

28

Гласные в приставках пре- и при-.

1

П.32, упр.157,158.

29

Гласные в приставках пре- и при-.

1

П.32, упр.163.

30

Соединительные  гласные о и е в сложных словах.

1

П.33,упр169.

31

Сложносокращенные слова.

1

П.34,упр.174.

32

Р. Сочинение по  картине Т.Н.Яблонской «Утро».

1

Закончить работу.

33

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

П.35,упр181.

34

Урок –зачет по теме «Словообразование».

1

Упр.190.

35

Контрольный диктант.

1

36

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

1

П.36,упр.198.

37

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

1

П.36, упр.203.

38

Разносклоняемые существительные.Буква е в суффиксе –ен- существительных на – мя.

1

П.37,38, упр.207,213.

39

Несклоняемые имена существительные.

1

П.39, упр.222.

40

Род несклоняемых имен существительных.

1

П.40, упр.227.

41

Имена существительные общего рода.

1

П.41,упр.232.

42

Морфологический разбор имени существительного.

1

П.42, упр235.

43

Не с существительными.

1

П.43,упр.240.

44

Не с существительными.

1

П.43, упр.243.

45

Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

1

П.44, упр.246.

46

Гласные в суффиксах существительных –ек  и –ик.

1

П.45,упр.252.

47

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1

П.46,упр.258.

48

Повторение  и обобщение изученного по теме «имя существительное»

1

Повторить П.36-46.

49

Контрольный диктант

1

50

Имя прилагательное. Повторение изученного по теме «Прилагательное».

1

П.47, упр.272.

51

Имя прилагательное. Повторение изученного по теме «Прилагательное».

1

П.47, упр.275.

52

Р. Описание  природы.

1

Упр.279., повторить пройденное

53

Степени сравнения имен прилагательных.

1

П.49, упр.284, 286.

54

Степени сравнения имен прилагательных.

1

П.49, упр.286.

55

Разряды имен прилагательных по значению.  Качественные прилагательные.

1

П.50, упр.292.

56

Относительные  прилагательные

1

П.51,упр.296.

57

Выборочное изложение.

1

Закончить работу.

58

Притяжательные прилагательные.

1

П.52, упр.300.

59

Морфологический разбор прилагательного.

1

П.53, упр.303.

60

Контрольный диктант

1

61

Не с прилагательными.

1

П.54, упр.307.

62

Не с прилагательными

1

П.54, упр.312.

63

Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

П.55,упр.314.

64

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

1

П.56, упр.321.

65

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

1

П.56, упр.325

66

Различение на письме суффиксов прилагательных –к -  и –ск-.

1

П.57,упр.329.

67

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

П.58,упр.334.

68

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

1

Упр.342.

69

Контрольный диктант.

70

Имя числительное как часть речи.

1

П.59, упр.348.

71

Простые и составные числительные.

1

П.60, упр.351.

72

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

П.61,упр.355.

73

Разряды количественных числительных.

1

П.62,упр.357.

74

Числительные,обозначающие целые числа.

1

П.63,упр.363.

75

Числительные,обозначающие целые числа.

1

П.63, упр.653.

76

Дробные числительные.

1

П.64,упр.369

77

Собирательные числительные.

1

П.65,упр.375.

78

Порядковые числительные

1

П.66, упр378.

79

Порядковые числительные

1

П.66,упр.382

80

Морфологический разбор числительного.

1

П.67,упр.385.

81

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное».

1

Упр.388.

82

Контрольный диктант.

1

83

Местоимение как часть речи.

1

П.68, упр.392,393.

84

Разряды местоимений. Личные местоимения.

1

П.69, упр.398.

85

Возвратное местоимение себя.

1

П.70, упр.494.

86

Вопросительные местоимения.

1

П.71, упр.409.

87

Относительные местоимения.

1

П.72,упр412.

89

Неопределенные местоимения.

1

П.73, упр.415.

90

Неопределенные местоимения.

1

П.73, упр.417.

91

Отрицательные местоимения.

1

П.74, упр425.

92

Притяжательные местоимения.

1

П.75,упр.434.

93

Р. Сочинение-рассуждение.

1

Закончить сочинение упр436.

94

Указательные местоимения.

1

П.77,упр443.

95

Определительные местоимения.

1

П.78, упр.445.

96

Морфологический разбор местоимения.

1

П.79, упр.449, контрольные вопросы.

97

Урок-зачет по теме «Местоимение»

1

Подготовиться к  диктанту

98

Контрольный диктант.

1

99

Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

1

П.80, упр.463.

100

Глагол. Повторение изученного в 5 классе  .

1

П.80, упр.470.

101

Разноспрягаемые глаголы.

1

П.81, упр.474.

102

Глаголы переходные и непереходные.

1

П.82, упр.481.

103

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

П.83,упр.483.

104

Р.Изложение.

1

Закончить работу.

105

Условное наклонение.

1

П.84, упр.487.

106

Условное наклонение.

1

П.84, упр.489.

107

Повелительное наклонение.

1

П.85, упр.496.

108

Повелительное наклонение.

1

П.85, упр.501.

109

Употребление наклонений.

1

П.86, упр.509.

110

Безличные глаголы.

1

П.87, упр.516.

111

Морфологический разбор глагола.

1

П.88, упр.318.

112

Р.Сочинение-рассказ на основе услышанного.

1

Упр.520.

113-114

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

2

П.90, упр523,526.Контрольные вопросы.

115

Урок-зачет по теме «Глагол».

1

Подготовиться к контрольному диктанту.

116

Контрольный диктант.

1

117

Повторение. Разделы науки о языке.

1

П.91, упр.537.

118-119

Орфография. Орфографический разбор

2

П.92, упр.541,545.

120

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

П.93, упр.548.

121

Р.Сочинение

1

Закончить работу.

122

Лексика и фразеология.

1

П.94, упр.551.

123

Словообразование.

1

П.95,упр.553.

124

Морфемный и словообразовательный разбор.

1

П.95,упр.554.

125-128

Морфология . Морфологический разбор слова.

4

129-132

Синтаксис. Синтаксический разбор.

4

133

Итоговый контрольный диктант.

1

134

Анализ контрольного диктанта.

1

135-140

Резервные уроки

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся  по русскому языку за курс 6 класса

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Аудирование:

-понимать основное содержание небольшого по объёму  научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

-выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

Чтение:

- владеть техникой чтения

-выделять в тексте  главную и второстепенную информацию;

-разбивать текст на смысловые части и  составлять простой план;

-отвечать на вопросы  по содержанию прочитанного текста;

-извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов ;

-правильно расставлять логические ударения и паузы;

-выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

Говорение:

-доказательно отвечать на вопросы учителя;

-подробно и сжато  излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

-создавать  устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать своё  отношение к предмету речи с помощью разнообразных речевых средств и интонации;

Письмо:

-подробно и сжато пересказывать  тексты разных типов речи;

-создавать письменное высказывание разных типов речи;

-составлять план сочинения и соблюдать его в процессе в процессе письма;

-определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

-делить текст на абзацы;

-писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного)

-пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

-выражать своё отношение к предмету речи;

-подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

-исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

Фонетика и орфоэпия:

-выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

-различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука;

-правильно произносить гласные  и согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

Графика:

-правильно произносить названия букв русского алфавита;

-свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

-проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

Морфемика:

-выделять морфемы на основе  смыслового анализа слова;

-подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

-учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

-пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

Лексикология:

-объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов)

-пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов,антонимов;

-распределять  слова на тематические группы;

-употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

-различать прямое и переносное значение слов;

-подбирать синонимы и антонимы;

Морфология:

- различать части речи;

-правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;

-уметь склонять, спрягать ,образовывать формы времени и т.п.

-правильно, уместно употреблять слова изученных частей речи;

Орфография:

-находить орфограммы в морфемах;

-группировать слова по видам орфограмм;

-владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

-устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

-самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

Синтаксис и пунктуация:

-выделять словосочетания в предложении;

-определять главное и зависимое слово

-составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданным схемам;

-выделять основы предложений с двумя главными членами;

-характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

-составлять простые и сложные предложения изученных видов;

-соблюдать верную интонацию конца предложения;

-опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;

Литература:                    

Для учителя:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 кл./Г.А.Богданова.-СПБ.,2004.
  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы./Г.А. Богданова.-М.: Просвещение, 2005.
  3. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным/ Л.А.Введенская, Н.П.Колесников.- М.1989.
  4. Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку ; 5-6 классы/ А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова.-М. АРКТИ, 1999.
  5. Виноградова Л.А. Сборник диктантов по русскому языку; 5 кл./ Л.А.Виноградова.-М., 1985.
  6. Гдалевич Л.А. Уроки русского языка в 6 классе/Л.А.Гдалевич, Э.Д.Фудим.-М.,1991.
  7. Капинос В.И.  Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы/ В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева ,М.Н.Соловейчик.-М.,1991
  8. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова/ Т.А.Ладыженская , Т.С.Зепалова .- М., Просвещение , 1992.
  9. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка/ Л.К.Скороход.- М.1990.
  10. Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку : 5-7 классы; методическое пособие / Н.В.Халикова, В.В.Леденёва.- М.: Дрофа, 1996.
  11. Шапиро Н.А.  Русский язык в упражнениях :5-7 классы/ Н.А.Шапиро.-М.: Первое сентября, 2002.
  12.  Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы.-Первое сентября ,2002

Для учащихся:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку; Книга для учащихся/ А.Т.Арсирий; под редакцией  Л.П.Крысина.-М., Просвещение, 1995.
  2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык 5 класс/Л.Аахременкова.- М., Просвещение, 2005.
  3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах/ В.И.Кодухов.-М., 1984.
  4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс/ Л.Г.Ларионова.-М., Просвещение, 2004.
  5. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся  по русскому языку:5 класс/ А.Б Малюшкин.М.,2006.
  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс /А.Б.Малюшкин.-М.: ТЦ Сфера , 2005.
  7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии/ С.Ю. Михайлова.-М. Просвещение, 2006.
  8. Олимпиады по русскому языку/ Сост . О.Н.Белявская.- Минск,1995.
  9. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.-33=е издание, доработанное.-М.Просвещение 2007.

                                            НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

                            ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

  полнота и правильность ответа;

                 степень осознанности, понимания изученного;

                 речевое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

                 обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

                 излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

                 не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,

                 излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

Оценка диктантов

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120, для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов.

Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для б класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограмм были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе - 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до конца первого учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен, включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности: ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)  на правила, которые не включены в школьную программу,

2)         на  еще не изученные правила;

3)         в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4)         в передаче так называемой авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дупло" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из всех правил;

2)        в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,

3)        в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;

4)        в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;

5)        в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);

6)        в  пропуске   одного   из   сочетающихся   знаков   препинания   или   в нарушении: их последовательности.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлении.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3  пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки: за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки "4" 2 орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый, вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.

Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее s заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работ, в которой не выполнено более половины задании.

Оценка "1" выставляется, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в б классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350450.

Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по сравнению с нормами.

Рекомендуется следящий примерный объем самостоятельных классных сочинений: в 5 классе - 0,5-1,0 страницы, в 6 классе - 1,0-1,5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-2,5, в 9 классе - 2,5-3,5.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их общего развития и т.п. Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

  полнота и правильность ответа;

                 степень осознанности, понимания изученного;

                 речевое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

                 обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

                 излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

                 не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,

                 излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

Оценка диктантов

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120, для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов.

Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для б класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограмм были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе - 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до конца первого учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен, включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности: ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)  на правила, которые не включены в школьную программу,

2)         на  еще не изученные правила;

3)         в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4)         в передаче так называемой авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дупло" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из всех правил;

2)        в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,

3)        в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;

4)        в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;

5)        в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);

6)        в  пропуске   одного   из   сочетающихся   знаков   препинания   или   в нарушении: их последовательности.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлении.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3  пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки: за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки "4" 2 орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый, вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.

Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее s заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работ, в которой не выполнено более половины задании.

Оценка "1" выставляется, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в б классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350450.

Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по сравнению с нормами.

Рекомендуется следящий примерный объем самостоятельных классных сочинений: в 5 классе - 0,5-1,0 страницы, в 6 классе - 1,0-1,5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-2,5, в 9 классе - 2,5-3,5.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их общего развития и т.п. Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;

2)        соблюдение грамматических норм и правил правописания.

Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за  грамотность.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями:

 

Оценка «5» :

1.    Содержание работы полностью соответствует теме.

2.    Фактические ошибки отсутствуют.

3.     Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану жди без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведенийпо стилистике).

5.   Достигнуто стилевое единство

 

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»:

В  целом в работе допускается 1 недочет в содержании  и  1 речевой недочет .

1. Содержание работы в основном   соответствует  теме (имеются  незначительные отклонения  от темы)

2.  Содержание в основном достоверно, но   имеются единичные фактические неточности.

3.   Имеются незначительные нарушения   последовательности в изложении мысли.

4..  Лексический и грамматический строй речи в  целом достаточно разнообразен.

5.  Стиль работы отличается единством и  достаточной выразительность.

    Допускаются:   2 орфографические и   2  пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и  3   пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Оценка «3»

1. В целом в работе допускается не более 2  недочетов  в   содержании   и   не более  3 речевых недочетов.

2.  Работа достоверна, в главном, но в ней    последовательности изложения.

3.  . В работе допущены существенные    отклонения от темы.

4.  Беден словарь и однообразны  употребляемые синтаксические   конструкции, встречается неправильное   словоупотребление.

5.  Стиль работы не отличается единством,   речь недостаточно выразительна.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при   отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок   и  4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические   ошибки.

Оценка «2»

          В целом в работе допускается не более 4    недочетов в содержании и 5 речевых   недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3.    Нарушена .последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4.   Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.    Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до б недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических   и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

    Оценка «1»

    В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей

Имеется более 7 орфографических,  7 пунктуационных и  7 грамматических ошибок.

Примечание:

1. Учителю необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на 1 балл

2.     Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта    тема    высказывания,    хотя    по    остальным    показателям    оно    написано удовлетворительно.

3.     На оценку сочинения и изложения распространяются приведенные в пункте П указания об учете при выставлении оценки однотипных: ошибок и сделанных учеником исправлений.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие    работы    (различные    виды    упражнений    и   диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося,

2)        этап обучения;

3)        объем работы.

         Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки "5" и "4" ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из этих оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки "4" допустимо и 2 исправления ошибок.

          Первая (или: первая и вторая) работа, как классная, так и домашняя, по закреплению определенного умения и навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

           Совершенно самостоятельно выполненные работы (без предшествовавшего анализа ошибок в классе) оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

5. Выведение итоговых оценок

        За учебную четверть (за полугодие) и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

        Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако, дня того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости )оценки за устные ответы, обучающие работы, а также уровень выполнения контрольных работ).

           При выведении итоговой оценки преимущественное внимание уделяется отметкам, отражающим овладение навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (полугодия) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знаний учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

допускают грубые ошибки и неаккуратно выполняют задание;

не могут самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«1» ставится, если обучаемым:

не могут спланировать выполнение работы;

не могут использовать знания программного материала;

отказываются выполнять задания.

                                                     

                             

                                   

        



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Последний звонок», 9 класс

Ведущий.

Опять весна на белом свете,

На школьной радостной планете

Природа снова ожила,

Сиренью белой зацвела

И это чудо! В нашем зале

Каких людей мы здесь собрали.

Талантливых здесь много, умных,

Смешливых, строгих, скромных, шумных.

Добрый день, дорогие друзья: бабушки, дедушки, родители, уважаемые гости, учителя и дорогие девятиклассники! День сегодня такой торжественный, такой долгожданный, такой радостный, и такой грустный. Ведь сегодня в школе праздник Последнего звонка. Давайте поприветствуем наших выпускников.

(Звучит мелодия «Когда уйдём со школьного двора», выпускники выходят на линейку).

Ведущий:

Торжественная линейка объявляется открытой.

(Звучит Гимн РФ, РТ).

Ведущий:

1.Слово предоставляется директору школы Гафаровой Равиле Рахимулловне

(Выступление директора).

2.Ведущий: Слово предоставляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе Ситновой О.Ю..

3.Ведущий. Слово предоставляется представителю администрации Кайбицкого муниципального района

4.Ведущий. Слово предоставляется представителю администрации районного отдела образования

5.Ведущий. Слово предоставляется главе Кулангинского сельского поселения Нигматзянову Фидаилю Талгатовичу 

6.Ведущий. Слово предоставляется руководителю ООО  «Казаньзернопродукт»   Муглиеву     Ильгизу    Фарваевичу

7.Ведущий. Слово предоставляется руководителю ОАО  «Кайбицкий рыбхоз» Замалетдинову Гумару Шакировичу

Песня «Последний звонок»

Первоклассник подбегает к микрофону:

Вы, что думаете, если мы самые маленькие, то нам можно и слова не давать?

(Выходят первоклассники).

Выступление первоклассников:

1. Мы в этой школе только год

По коридорам бегали,

Но малыши – внимательный народ,

Мы много наблюдений сделали.

2. Мы снизу вверх смотрели, как мимо вы шагали.

Тяжелые гантели, шутя, крутили в зале.

Вы говорили на басах, улыбки прятали в усах

И нас совсем не замечали!

Пусть это детский наш каприз

На нас взгляните сверху вниз!

Такими были вы в начале.

3. Как время мчится! Радость и тревога!

Мы, например, вступили на порог,

А вы сегодня сходите с порога

И перед вами множество дорог.

4.Какую выбрать? Посудите сами!

Вот с вами дорогой 9-ый класс,

Учителя отмучались, а с нами

Им предстоит отмучиться не раз!

5. Вы немало разных знаний получили,

Только кажется порой учителям -

Вы нарочно кое-что не доучили,

Чтоб осталось доучить и нам.

6. У каждого из вас живут воспоминанья,

Как в школу много лет  ходили дружно вы.

Но вот настал тот миг, пришла пора прощанья,

Еще один звонок - и расстаемся мы!

7. У меня для Вас, друзья,

Слов совсем немного:

Помните, как жили здесь -

И вперед! В дорогу!

8. Ждут экзамены вас скоро,

В жизнь большую вам пора.

А чтобы везло, мы желаем:

Вам ни пуха, ни пера!  (Подарки первоклассникам)

Ведущий:

Кто детей любил, ласкал?

Кто ночей не досыпал?

Кто за них тревожился,

А, порою, строжился?

Терпеливо день за днем

Их воспитывал ремнем,

Помогал учителю? Кто это?….. Выпускники хором: Родители!

Родитель 1:

В добрый час, родные, в добрый час!

Пусть судьба оберегает вас.

Этот день пусть станет в жизни вехой,

Днем начала вашего успеха!

Родитель 2:

Очень давно это было.

А кажется - будто вчера

Пугливо и робко входила

Сюда в первый раз детвора.

Родитель 3: И мы провожали с волненьем

Своих дочерей, сыновей

А нынче глядим с умиленьем

На повзрослевших детей.

Родитель 4:

Важнейшая в мире работа

Доверена учителям.

Спасибо за труд и заботу,

Уважаемые педагоги, Вам.

5.Спасибо за Ваше терпенье,

За ласку, тепло, доброту.

Пусть Вас посетит вдохновенье

В новом учебном году.

6.Пусть будет прекрасным здоровье,

Проблемы пусть будут легки.

Пусть вас вспоминают с любовью

Все бывшие ученики!

Ведущий:

И всегда рядом с нашими выпускниками был их классный руководитель:

Классный руководитель:

Сегодня вам чуть-чуть тревожно,

Сегодня радостно чуть-чуть

И вас понять, конечно, можно,

Ведь перед вами – новый путь.

Он ждет, зовет, страшит немножко,

Манят великие дела,

Но пусть запомнится дорога,

Что в школу каждый день вела.

Окончена школа! А, значит, взята

Лишь первая в жизни твоя высота

Лети же, как птица, в далекий полет!

Желаю  добиться заветных высот.

Я  желаю  вам много светлых грез,

Я   желаю вам много с неба звезд!

Чтобы не боялись вы бурь и гроз,

Чтоб решали смело любой вопрос!

Чтобы шли отлично у вас дела,

Чтоб дорога светлой у вас была,

Чтобы дружба верная вас ждала

И  никогда не подвела!

Ведущий:

Сегодня день для вас особый – последний день занятий в школе,

Здесь столько лет учились вы

и вот к финалу подошли.

Вы несмышлеными сюда пришли детьми,

Теперь же стали взрослыми людьми.

За школьные года вам стоит отчитаться

Вам есть что вспомнить, рассказать

И, может, кое в чем признаться.

Выступление выпускников.

1. А нам действительно есть, что сказать.

Сегодня мы в последний раз услышим уже любимый школьный звонок в этой школе.

2. А что же дальше?

3. А дальше кто-то продолжит обучение в средней школе, кто-то выберет учебу в техникумах.

4. И каким же вы его видите наше будущее?

5. В будущем дорог много, а в прошлом у нас была одна: дом – школа, школа – дом. Кстати, я нашел свой школьный дневник.

1. И что же там такое написано?

2. 2008 год. 1 класс.

Быть первоклассником очень ответственно,

Нужно учиться на «5» соответственно,

Нужно быть вежливым, нужно быть смелым

Нужно служить ежедневно примером.

3. А вы помните, какие смешные вопросы мы задавали нашей учительнице?

1. А куда летит дым?

2. А когда я стану большим?

3. А кто деревья в лесу качает?

4. А кукушонок по маме скучает?

5. А инфляция это не страшно?

6. А можно потрогать вечер вчерашний?

2. 2009 год. 2 класс

В школу я ходить люблю, но девчонок не терплю.

Так и хочется их дернуть за косичку, а потом

Эта девочка с бантиком побежит за мной стремительно

Иль наябедничает учителю.

В школу я ходить люблю, но девчонок не терплю.

3. 2010 год. 3 класс

Какая она добрая, какая она славная.

Так и хочется назвать ее мамою.

И глаза у нее добрые, и мягкие руки,

И на уроках у ней не умрете от скуки.

4. Здесь вырваны страницы.

Хотя, вот опять записи:

2015 год 8 класс:

Ох, уж эти уроки – мучение

Скоро наступит ума помраченье.

Когда из Москвы отступали французы?

Чему же равна гипотенуза?

Оксиды, сульфиды, кислоты, причастные обороты -

С ума можно просто сойти.

Скорей бы из школы уйти.

(Девятиклассники исполняют песню   «Прощальный вальс».)

Дети:

1. 9 лет пронеслись незаметно,

Настала пора учить нам билеты

И сделать свой выбор единственный, правильный.

2. Ну, что там еще в дневнике?

5. Все, больше записей нет.

3. Как же так?! Ведь там ничего не сказано школе, учителям!

А давайте скажем прямо сейчас!

 Равиля    Рахимулловна !                                   Ольга Юрьевна и Наталья Владимировна!

                                   ё                                                                                                               

                                      Юрьевна!ая

Ильшат Масхутович!

Маргарита  Михайловна

Велик и могуч наш русский язык,
Обязательно надо все знать,
Где поставить тире, а где скобку открыть
И как каждое слово писать.

еыТамара Александровна!

СНаталья ИвановнаСергей Николаевич!

Вы нас научили сражаться, бороться,
Не просто кого-то, — себя побеждать.
И если нам трудность в пути попадется —
То будем мы навык такой применять.

ЗИЛЯ ХИСМАТОВНА

Опыты… открытия… 
Всё так удивительно! 
На уроках химии и физики
Нам не утомительно! 
Колбочки, таблицы, 
Формулы, задачки… 
Скажем вам «спасибо», 
Радости, удачи!

 Равиля Рахимулловна, Флюса Рахимулловна, Зульфия Рафиковна! нам давали         Люция Мубаракшовна !

Предмет таинственный и странный

Названье носит «иностранный».

Его непросто одолеть,

Но нам не лень над ним корпеть!

 Роза Ринатовна!

Вы учили нас не только рисовать,
Но видеть мир открытыми глазами.
Нас красоту учили понимать,!

И показать одним - двумя штрихами.

Фируза Асхатовна

Юрий Иванович!

Нас не пугает больше неизвестность

Поскольку мы в душе давно уже

Прекрасно осознали всю полезность

Предмета под названьем ОБЖ

Наталья Михайловна и Наталья Геннадьевна!

  Валентина Геннадьевна и Валентина Ивановна!

Вас Ваша !

 Спасибо, родная школа. 9 лет ты нам была домом,

Спасибо вам, учителя, за то, что были к нам терпимы,

За то, что мы любили вас и любим.

Все: Спасибо вам, учителя!

(Дарят цветы под песню « Спасибо вам, учителя!»)

В подарок всем учителям от 9 класса -  вальс

Выпускники отпускают в небо голубей

Ведущий.

И вот конец! И может странно даже вам станет без учителей, ребят ….

Не расходитесь сразу – я скажу вам, что на прощанье близким говорят:

«Желаю вам шагать по жизни смело,

Желаю счастья каждому найти,

Пусть сбудется, что каждому хотелось.

В дорогу, милые! Счастливого пути!»

(

ПраВо  дать  последний звонок предоставляется ученику 9 класса      Биктагирову Эмилю                              

 и ученице 1 класса Анисимовой Татьяне

 

     Ну вот и прозвенел последний звонок.  Выпускникам предстоит последний урок  в нашей школе, ну  а остальным ребятам  - закончить  успешно учебный год.  (Все  расходятся по классам)

Торжественную линейку, посвященную празднику последнего звонка прошу считать закрытой        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы 2016-2017 учебный год

В папке содержится планирование, пояснительная записка к рабочим программам 5,8 классы (ФГОС), 10, 11классы...

Рабочие программы 2016-2017

В этой папке содержится рабочие программы по физике и математике, которые я использую при работе (Физика 7-9, 11 классы, Математика 5, 9 классы)....

Рабочие программы 2016/2017

Рабочие программы по математике 8-9 классы...

Рабочие программы 2016-2017 учебного года

Рабочие программы для обучающихся школ....

Рабочие программы 2016-2017

Отличительной особенностью данной программы является практическая часть курса, которая направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, значимыми не только д...

Рабочая программа 2016 - 2017 учебный год

Рабочая программа по информатике 7 - 9 классы...

Рабочая программа 2016 - 2017 учебный год

Рабочая программа по информатике для 10 - 11 класса...