презентация по теме "Фразеология"6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Гудиева Залина Ахсарбековна

презентация к уроку русского языка в 6 классе по темеме "фразеология"

Скачать:


Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 6 классеВыполнила: учитель «ГКООУ СШ –интернат с.Гизель»Гудиева ЗалинаАхсарбековна
Цели урока:познакомить учащихся с фразеологизмами;учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;учить находить фразеологизмы в тексте;
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Лексическое значение имеет весьфразеологизм в целом.Фразеологизмы – это средствавыразительности языка, ониделают нашу речь эмоциональнойвыразительной и яркой.
«Море по колено» — ничто не страшно.
«Мухи не обидит» — кроткий человек.
«Как две капли воды» — очень похожи друг на друга.
«Тянуть кота за хвост» —надолго затягивать какое-либо решение или дело.
«Не разлей вода» —дружные ребята.
«Витать в облаках» — мечтать.
«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека.
«Сесть на шею» — быть обузой для другого человека.
«Водить за нос» — обманывать.
Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назовите фразеологизмы, которые здесь им изображены. Когда они употребляются? Составьте с ними предложения.
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ... 2.На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …3.Бросились искать приезжего. а его и след ...4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ... 5.Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ... 6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ... 7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...
Определите, есть ли фразеологизмы впредложенияхВрач назначил больному прием лекарства через час по чайной ложке.Девочка болела, и мама носила ее на руках.
Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.Мы дружно работали сложа руки.Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.У лягушки дух захватило от страшной высоты.Яшка сломя голову остановился.
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.Кирилл целый день бездельничал.Мы догадывались, что он нас обманывает.Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Сфера употребления фразеологизмов
Стили речи
книжный
разговорный
публицистический
Распределить фразеологизмы по сфереупотребления: разговорный,книжный,публицистическийВодить за нос, ломать голову, сложитьоружие, сдержать слово, карточный домик, из года в год, краеугольный камень, ломатьголову, кривить душой, гадать на кофейнойгуще, дамоклов меч, под открытым небом.
Проверь себя!Книжный: сложить оружие, карточныйдомик, дамоклов меч, краеугольный камень.Публицистический: сдержать слово, подоткрытым небом, из года в год.Разговорный: водить за нос, ломать голову,кривить душой, гадать на кофейнойгуще,
Откуда берутся фразеологизмы
Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья
Старославянскиекак зеницу око,не от мира сего
Из разных профессийсгущать краски,ход конем,привести к общему знаменателю
Крылатыеслова из мифологииахиллесова пята,нить Ариадны,дамоклов меч
Крылатые слова и выражения, созданные писателемГолый корольСчастливые часов не наблюдают
Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы? Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. (I – сломя голову, во всю прыть; II – и дело с концом, дело в шляпе; III – и след простыл, поминай как звали.)
Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. 1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. 2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. 3. Кирилл целый день бездельничал. 4. Мы догадывались, что он нас обманывает. 5. Первого сентября Уля проснулась очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну)Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?
Спасибо за урок!!!!Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы!
Литератураhttp://tmn.fio.ru/works/97x/305/41.htm;dob.1september.ru/2001/09/11.htm ;http://www.encsite.info/;Дубровин М.И. Словарь «Русские фразеологизмы в картинках» – М.: Русский язык, 1981 г.;Даль В.Словарь «Пословицы и поговорки» – М.: Просвещение, 1957 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу по теме «Продукты питания» в 3-м классе (УМК “Forward”)

Эта презентация была подготовлена для мастер-класса по объединённой теме «Продукты питания», которая изучалась в I полугодии 3-го класса, обучающегося по УМК “Forward”. Тема «Давайте напечём блины!» о...

Презентация к мастер-классу "Создание учебной презентации"

Наглядное сопровождение мастер-класса: типичные ошибки при создании презентаций. ...

Презентация по теме "Класс Головоногие моллюски."7 класс

Презентация включает основные пункты изучения по данной теме ....

Презентация по теме "Класс Млекопитающие" 7 класс

Презентация по теме "Класс Млекопитающие" 7 класс...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Презентация к мастер-классу на тему "Метод визуализации, Постерная презентация"

Данная презентация является сопровождением к мастер-классу  об  одном из методов, который позволяет упростить процесс обучения на уроках русского языка и литературы...

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....