Развитие речи
презентация к уроку по русскому языку на тему

Кузнецова Людмила Тимофеевна

Развитие речи для 5-7-ых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tayna_zvukopisi.ppt1.39 МБ
Microsoft Office document icon tayna_zvukopisi.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Г.АЛЬМЕТЬЕВСК РТ

МОУ-ЛИЦЕЙ №2

УЧИТЕЛЬ  РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

КУЗНЕЦОВА ЛЮДМИЛА ТИМОФЕЕВНА

ТАЙНА ЗВУКОПИСИ. О ЧЁМ НАМ ХОТЕЛА СКАЗАТЬ КАШТАНКА (Урок словесности по рассказу А.П.Чехова "Каштанка" в 5 классе)

Цели: 1) формировать умения рассматривать характеры героев через призму языковой стилистики всего текста, обнаруживать в тексте скрытые от глаз языковые тайны, использовать приём звукописи в речи;

2) способствовать развитию навыков групповой исследовательской работы над текстом;

3) воспитывать бережное отношение к живому слову, любовь к "братьям нашим меньшим", к природе.

Оформление: 1)портрет Чехова;

2) эпиграфы:   ...точность и лёгкость понимания растут по мере

уменьшения словесного состава фразы и увеличения её бессловесной подпочвы.

А.Пешковский.

...быть не судьёю своих персонажей, а только беспристрастным свидетелем...

А.Чехов.

3) таблица звукоописывающих слов по степени их громкости;

4) стенд "Наши верные друзья";

5) аудиозапись "Звуки домашних животных";

6) иллюстрации к рассказу А.Чехова "Каштанка";

7) С.Есенин. "Песнь о собаке" (лирическая пятиминутка);

8) Словарная работа:    столяр, вытянуться во фрунт, картуз, третировать.

  1. Лирическая пятиминутка

     Стихотворение С.Есенина "Песнь о собаке"

Утром в ржаном закутке,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощетинила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,            [ ]

Причёсывая языком,

И струился снежок подталый

Под тёплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,                [р]

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,              [р] аллитерация

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из её щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля.

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

II.Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке словесности мы завершаем работу над темой "Звукопись" уроком-практикумом "Тайна звукописи. О чем нам хотела сказать Каштанка?". Запишите тему и эпиграф к уроку слова А.Пешковского: "Точность и легкость понимания растут по мере уменьшения словесного состава фразы и увеличения её бессловесной подпочвы."

Учитель: Ребята, только что родившийся человек с какого звука начинает свое знакомство с окружающим миром?

 (с плача, долгого, отчаянного)

                  - Найдите в тексте первые звуки, которые издаёт Каштанка.

("Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?")

Учитель: С плачем Каштанки на страницы рассказа Чехова и входит звукопись как один из приёмов усиления образности речи. В следующем абзаце появляется первый хозяин  [ Лука Александрыч.

- Какой приём звукописи использует автор в отчестве героя?

(Скопление звонких согласных, усечённая форма отчества указывает на суровый характер)

- Как реагирует хозяин на все действия ошалевшей от радости Каштанки?

("сердито кричал", "забрал в кулак её лисье ухо, потрепал и проговорил

с расстановкой:

П [ -Чтоб...ты...из...дох...ла, холера!")

Разберём эту фразу.

- Какие звуки преобладают?

[х]-шумный заднеязычный

[л]-сонорный переднеязычный

Вывод:   трудно совместимые в силу фонетической разобщенности.

  • В действительности Лука Александрыч желает, чтоб Каштанка "издохла"?

(Нет, не желает. Просто он внушает Каштанке мысль о её ничтожности.)

- На что указывает авторское раздельное написание?

(Состояние Луки Александрыча: это пьяненький и рассерженный старик). "Ты, Каштанка, насекомое существо... Супротив человека, ты всё равно, что плотник супротив столяра..."

III. Словарная работа:

П [ Столяр (рус.) Рабочий, занимающийся обработкой дерева,      

                      более тонкой и тщательной, чем плотник.

Фрунт   (устар.лат.фрот) 1.Воинский строй шеренгами.

               Стать во фрунт - стать прямо, сдвинув пятки ног, вытянув руки по

               швам.

Картуз (голланд.) 3.Головной убор с козырьком, неформенная

              фуражка.

Третировать    (фр) Обращаться с кем-нибудь пренебрежительно.

IV. Беседа по тексту:

Учитель: Ребята, обратим внимание на звуковой фон, который создаётся вокруг Каштанки и Луки Александрыча?

- Что случилось, когда столяр разговаривал с Каштанкой о её ничтожестве?

(загремела музыка)

Учитель: Да, взрывается целый мир звуков?

- Но почему музыка загремела?

- Разве она может греметь?

("конечно, прямо на неё шел полк солдат")

- Как Каштанка воспринимает гремящую музыку?

("музыка расстраивала ей нервы, она заметалась, завыла, громче завыла и, не помня себя, бросилась через тротуар")

- А как хозяин воспринимает "гремящую" музыку?

("широко улыбнулся, вытянулся во фрунт")

Учитель: Кстати, именно из-за музыки Каштанка и потерялась.

- Какие звуки она издаёт?

("прижалась к подъезду и стала горько плакать")

- Какой финальной фразой заканчивается I глава?

П [ ("Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: "Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!")

- Какие звуки повторяются? Как этот приём называется?

([з] [ж] - щелевые, шипящие аллитерация)

- Какой эффект создают?

(шумовой, передают безысходность ситуации)

Учитель: Вывод:  Звукоописывающие глаголы по отношению к Каштанке Чехов дает по нарастающей:

                 "она заметалась и завыла",

                 "громче завыла",

      П         "стала горько плакать".

                 "ни о чём не думала и только плакала",        

                 "заскулила ещё жалостливее".

аллитерация, [л] - сонорный, переднеязычный жалостливое отношение,

- Как неживые предметы передают смятенное состояние Каштанки?

("дверь щелкнула, запищала и ударила её по боку;

[щ'] - шипящий; просительные нотки)

П [ - Взвизгнула

(нарушена средняя норма скопления согласных, все звуки звонкие)

Учитель: плакала, завыла, завизжала, залаяла, взвизгнула.

                   Правда, малоутешительно?

                   Работая над текстом, мы исследовали его. Вы работали по I и II главам и подсчитали звукоописывающие слова по степени их звучности. У вас получилась такая таблица. Расскажите, какие выводы вы сделали.

Ученик:   Анализ звукоописывающих слов в рассказе "Каштанка" по степени их громкости позволяет сделать вывод о преобладании в рассказе громких звуков. Часто автор использует прием аллитерации, например: в слове "зазвонить" из 5 согласных повторяется дважды [з], а иногда автор нарушает среднюю норму скопления согласных, например: "вздрогнуть", при произношении слова ощущается напряжение. И еще мы сделали вывод, что, пока Каштанка жила у Луки Александрыча, ее окружали громкие звукоописывающие слова, которые служили защитой, а у незнакомца - тихие звукоописывающие слова.

V. Беседа:

Учитель: Проанализируем гл.II - VI и посмотрим, как меняется звуковая окраска и иная звуковая партитура входит в жизнь Каштанки.

- Опишите встречу Каштанки с незнакомцем.

Ученик:   (теплые, душевные нотки; он ни разу не ударил её, не затопал ногами и ни разу не крикнул)

Учитель: - Почему именно отрицательные формы?

Ученик:  (Слишком долго Каштанке приходилось сталкиваться с ударами, топотом, криками. Незнакомец был другой, и Каштанка поверила ему, его звуковому сигналу "чмокнул губами: "Ну, фюйть!"

Учитель: Каштанка начала новую жизнь. Прежние звуки отошли в прошлое. Ей выделили коврик... "ею овладела грусть".

- Почему она грустит?

                                           (хочет домой)

Ученик:   Жизнь Каштанки у столяра.

Вывод:   Мы в ответе за всех, кого приручили. Животные доверяют человеку и не предают, человек должен отвечать им тем же.

Учитель: Мир и звуки начинают менять свою окраску. Еще некоторое время громкие звуки будут для Каштанки защитным барьером при столкновении с гусем и котом: "ворча... вошла", "громко залаяла", "залилась громким, визгливым лаем". Но вот наступает время чудес.

                    - Как теперь Каштанка, прежде не терпевшая музыки, реагирует на шум? ("очень понравился звон, а от выстрела она пришла в такой восторг, что забегала вокруг П и залаяла", "завыла от восторга")

                   - Почему Каштанка "сразу поняла, что ворчать и лаять на таких субъектов бесполезно"?

Ученик:   Мир перестал быть для Каштанки злым. Громкие звуки остаются, но они не щит против незнакомого. С этого момента количество тихих интонаций у Каштанки нарастает. Однако это уже не жалостливый собачий вой, а тихое сопровождение грусти Каштанки. Она "ложилась на матрасик и начинала грустить". Чехов подробно это воссоздает: она не просто грустила, а "ложилась на матрасик" и не сразу грустит, а "начинает постепенно" грустить.

                           Раньше все было просто и незамысловато: человечество делилось на хозяев и заказчиков, Каштанку занимал вопрос: "Где лучше - у незнакомца или у столяра?" Теперь Каштанка иначе воспринимает окружающие звуки: "В комнате было тихо", "вздохнул хозяин", "все смолкло". От всего этого Каштанке "стало жутко и захотелось лаять".

                           А когда "раздался странный крик", Каштанка "залилась воющим лаем", она почувствовала что-то странное, ей показалось, что "кричит не Иван Иваныч, а кто-то другой, посторонний". Она уловила, что крик этот "не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий, пронзительный и неестественный".

                            Теперь Каштанка воспринимает мир образно, крик Иван Иваныча для нее похож на скрип отворяемых ворот. Через звукопись автор передает ощущения Каштанки и новые оценки окружающего мира и людей.

                           Сначала Каштанка возмущается, что Лука Александрыч не противился гремящей музыке. Каштанка не подстраивается под поведение столяра. В финале рассказа вместо столяра выступает незнакомец. Теперь же собака не спешит громко завыть. Она не смирилась, просто поняла, что это условие игры, связанной с цирковой атмосферой.

Учитель: Теперь обратимся к рассмотрению звукоописывающей системы рассказа с точки зрения источника звука. Каждый персонаж наделен особыми, только ему присущими звуками.

                   - Какие звуки издают другие герои?

Ученики:  - Гусь(Иван Иваныч)

Усеченная форма отчества подготавливает нас к восприятию его речи, его длинных монологов. Гусь вечно "о чем-то" говорил "горячо и убедительно". Интересно, как можно говорить убедительно неизвестно о чем. Естественно, что это вскоре надоело даже тактичной Каштанке и она без всякой церемонии отвечала ему: "рррр". Четырежды вибрирующим [р] Каштанка выразила презрение к пустой болтовне гуся.

- Кот (Федор Тимофеевич)

Этот неразговорчивый субъект с иноязычным глухим [ф] в имени и отчестве "иного рода господин" - говорит Чехов о нем. Его окружает звуковой вакуум ("зевнул", "брезгливо фыркнул", "не издавал никакого звука", "сипло замяукал").

-Свинья (Хафронья Ивановна)

(черная, некрасивая, не обращала внимания на ворчание Каштанки, подняла вверх свой пятачок и весело захрюкала, чувствовалось много добродушия)

Учитель: Я бы хотела заметить, дав однажды ту или иную звуковую характеристику герою, экономный на слова Чехов ее неоднократно повторяет, вероятно, для того, чтобы читатель именно это запомнил. И еще одно исследование мы с вами провели, в котором принял участие весь класс, - это морфологическая дифференциация звукоописывающих слов (1, 2, 7гл).

1) Глаголы- 1100

2) Имена существительные - 689

3) Имена прилагательные - 547

П         4) Наречия-212

5) Причастия -40

6) Деепричастия - 30

7) Междометия -19

Ученик: Вывод: Главным в рассказе является действие. Интересно, что даже существительные, прилагательные, междометия носят отглагольный характер, например:

визг (визжать), ворчание (ворчать), крик (кричать), лай (лаять), рев (реветь), стрельба (стрелять), хрюканье (хрюкать), междометие ску-ску-ску (скулить). И даже в одном предложении несколько действий: "бросалась с лаем" (бросалась и лаяла), "с громким смехом вытаскивал" (вытаскивал и громко смеялся), "с радостным визгом бросилась" (бросилась и радостно завизжала).

Учитель: Ребята, исследование сочетательных возможностей звукоописывающих слов - это отдельная большая работа. Сегодня главный интерес представляет глагол, обладающий значительной сочетательностью с другими словами.

        В рассказе автор создает тройной звуковой фон: "сопровождала звонким, восторженным лаем", "залилась воющим лаем", "залилась звонким лаем", "залилась громким, визгливым лаем".

        А в предложении "Раздался оглушительный рев, пронизанный насквозь свистками и пронзительным детским криком", звучит целый оркестр, собранный из звукоописывающих имен существительных, прилагательных, глаголов.

VI. Выводы

Подведем итог.

- Как помогает звукопись глубже понять текст?

1. Меняется обстановка - меняется звуковой фон.

2. Каждый герой имеет свои звуки, которые помогают его лучше понять.

3. Действие динамично, от этого испытываешь постоянное напряжение.

Учитель: Использование звукописи в языке прозы Чехова рассчитано на творческую работу читателя. Автор намеренно устраняется, наблюдает за жизнью, не навязывая своей оценки. «Быть не судьею своих персонажей, … а только беспристрастным свидетелем - дело писателя», считает Чехов.

- Почему в финале Каштанка перестает грустить, радуется жизни и все ей представляется, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…?

(Каштанка – верная, преданная собака, она любит Луку Александрича и Федюшку). Я знаю, что у вас тоже есть домашние животные, ваши друзья.

- А вы всегда к ним внимательны?

- А вы никогда их не обижаете?

- А вы понимаете их звуки?

(Фото животных, аудиокассета).

Ученику прочитать подражание Чехову свой рассказ «Рекс».

Учитель:   Ребята, помните, животные любят вас, и, если они издают какие-то звуки, надо быть внимательными к ним!

Разве можно их не любить!

Музыка: Бетховен «Лунная соната».

Слайды «Собачки».

VII. Домашнее задание:

I. Написать рассказ о своем домашнем животном. «Какие звуки издает мой…».

II. Написать рассказ в стиле А.Чехова.

Оценки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...