рабочая программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Крюкова Людмила Владимировна

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по ФГОС по учебнику Г.С. Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal-tem_plan_fgos_5_kl.doc408 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Всего 105 ч

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Источник текста для освоения ОУУ

Учебно-информационные умения

Теория литературы/осваиваемая лексика

Виды деятельности на уроке/содержание работы (виды заданий)

Связь с другими искусствами

Домашнее задание

Дата по

плану

Дата

факт-я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Введение (1 ч) Книга-твой друг.

Беседа.

Литература   как   искусство слова Писатель - книга - читатель

Статья учебника (текст-рассуждение в вопросно-ответной форме)

Интерпретация информации в личностном контексте: выражение собственного аргументированного мнения с привлечением примеров из жизни

Беседа о прочитанных книгах,   викторина   по знакомым     произведениям.

Чтение  и   осмысление пословиц о книге, высказываний писателей. Выразительное       комментированное   чтение статей учебника (с. 3-5). Словарно-лексическая работа      Составление рассказа на основе вопросов учебника (с. 5-6)

Вопросы и задания учебника. Создать высказывание по схеме тезис-доказательство (ответ на вопросы к учебной статье)

1.Составить вопросы к статье учебника «Античный мир».

2.Пересказать  миф «Рождение Зевса», с.7-8, ч.1.

3.Составить комментарии имён собственных и фрагментов мифа «Рождение Зевса».

Мифология (3 ч)

2.

Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса», «Олимп»

Входящий контроль (комплексная работа с учебным текстом).

Рассказ о мифе и мифологии. Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира

Статья учебника (теоретико-литературный текст с отношениями характеристики, сравнения и причины)

Извлечение явно выраженной информации.

Миф.   Мифологический     сюжет;     мифологический герой; мифологический персонаж

Вопросы и задания учебника. Найти ответ на вопрос репродуктивного характера.

Подготовка выставки рисунков учащихся на мифологические сюжеты

1.Прочитать миф «Олимп», с.8-11, ч.1.

2.Выписать имена героев мифа «Олимп», устно составить комментарий, используя материалы с.12-14.

3.Инд.задание: подготовить сообщение об Олимпе и статуе Зевса Олимпийского.

4. Инд.задание: подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Ещё одной высокой, важной песни».

3.

Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

Беседа.

Обучение выразительному     чтению

Мифологические сюжеты в литературных произведениях. Рассказ о Гомере и его «Одиссее». Древнегреческие мифы как сюжетная основа      гомеровского «Рождение эпоса»

Выразительное   чтение

мифа Различные виды пересказа    Словесное рисование       (портрет Полифема).   Словарно-лексическая работа. Анализ понравившегося  эпизода   Составление плана легенды. Подбор книг для  выставки:   Гомер  «Одиссея»; А.И. Немеровский «Мифы     и     легенды Древнего Востока»; И.В. Рак «Мифы Древнего Египта». Предания и мифы средневековой Ирландии

«Ослепление Полифема». Рисунок на вазе (иллюстрация на

с. 19)

1.Прочитать статьи учебника «Из устного народного творчества», «Загадки», с.20-22, ч.1.

2.Записать пять известных вам пословиц и поговорок, объяснить их значение.

4.

Мифы древних славян как форма познания действительности

Рассказ учителя с элементами беседы

Схожесть славянских мифов со сказками и былинами.    «Рождение мира» - славянский миф о происхождении     богов      и Земли.

Основные боги и силы, в которые верили наши далекие предки

Выразительное  чтение статьи учебника Сжатый пересказ. Выразительное чтение мифа Анализ эпизода Нахождение      фрагментов, связанных  с  «магическим» числом «3». Нахождение   в   мифе слов с уменьшительно- ласкательными      суффиксами.   Формулирование вывода «О чем в мифе говорится с величайшей любовью?» Сопоставление славянских и древнегреческих богов.        Составление кроссворда «Боги древних славян»

«Славянский идол» (2-я половина II тыс. до н.э.) (иллюстрация на с. 27)

с. 20-24

Устное народное творчество (9 ч)

5-7

Малые жанры УНТ: загадки, пословицы, поговорки.

Литературная игра. Письменная работа.

Рассказ учителя с элементами беседы

Статья учебника (теоретико-литературный текст со смысловыми отношениями характеристики, иллюстрации, перечисления и объяснения назначения явления)

Извлечение явно выраженной информации: выделение предмета речи (что характеризуется) и что именно говорится об этом явлении (как характеризуется), анализ логико-смысловой структуры текста, структкрирование информации

Загадка, пословица, поговорка

Характеризует, объясняет, речь идет о…, определяет

(Кем?) дается такое определение; По (чем?) поимает (ся) (чио?); (что…) (кем…)называется и др.

Дополнительные задания: найти фрагменты текста со смысловыми отношениями характеристики, иллюстрации, перечисления, объяснения назначения; сопоставление простого вопросного плана; создание аннотации

Вопросы и задания учебника: актуализация знаний обучающихся применение полученных знаний.

1. Прочитать сказку «Царевна-лягушка», с. 31-41, часть 1.

2.Составить  план сказки.

8.

Русские сказки.

Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка»

Рассказ учителя  с  элементами беседы

Истоки   устного   народного   творчества, его основные виды. Сюжет в волшебной сказке; зачин, важное событие,     преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная    проблематика. Народные представления   о   долге жены, о ее духовном облике

Статья В. П. Аникина из учебника (текст сосмысловыми отношениями объект-иллюстрации, характеристики, цели).. Дополнительно:  информация об Аникине.

Отбор информации. Оценка информации с точки зрения ее достоверности и уместности того или иного факта. Извлечение информации: выделение предметов речи. Интерпретация информации в личностном контексте: выражение собственного мнения.

Сказка. Типы

сказок    (о животных, волшебные, бытовые).

Сказочный персонаж

Я думаю, что информация (статья) заслуживает внимания, так как…

Ученый (автор) приводит примеры, подтверждает мысль (тезис) примерами, иллюстрирует…

Выборочный   пересказ статьи учебника. Различные виды пересказа  (сжатый,   выборочный) сказки. Беседа по прочитанному. Подбор синонимов к словам:   печалиться,   тужить,       кручиниться, молвить, дивиться. Сяоварно-лексическая работа

Дополнительные задания: Познакомиться с информацией об авторе статьи. Определить лишние фрагменты. Создание высказывания тезис-доказательство. Создание простого тематического плана. Вопросы и задания учебника – воспроизведение и применение полученных знаний.

Иллюстративный раздаточный материал к сказке. Художник И. Билибин.

Иллюстрации к народным сказкам. Художник В.В. Кульков

Подбор  материала     к книжной выставке «Наши  любимые сказки»

9.

Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»

Беседа

Эстетика  волшебной сказки.      Нравоучительный и философский смысл сказок.

Собиратели сказок. Народная   мораль   в характере и поступках героев

Выразительное  чтение сказки. Различные виды  пересказа.  Чтение по ролям. Нахождение фрагментов,       читающихся ритмично, как стихотворение.  Объяснение их роли в сказке. Анализ    художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол. Размышления о названии сказки

Раздаточный иллюстративный материал к сказке художника И. Билибина

Прочитать сказку «Чего на свете не бывает?», с.42-45, часть 1.

Выполнить иллюстрацию к сказке

10-13.

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

Сказки народов мира.Жанр и сюжет сказки падчерица.

Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению. Аналтз письменных работ.

Беседа. Обучение выразительному     чтению

Отличие       бытовой сказки от волшебной. Своеобразие лексики

Выразительное чтение сказки. Инсценирование фрагментов

1.Прочитать статьи учебника «О литературе Древней Руси» и «Для вас, любознательные!», с. 54-55 и 60-61, часть 1; составить вопросы.

2.Прочитать фрагмент из «Повести временных лет» («Расселение славян»), с.56.

3.Выписать из текста географические названия и названия славянских племён.

4.Инд.задание: подготовить сообщение о крещении Руси и его значении.

5.Инд.задание: подготовить сообщение о письменности в дохристианский период.

6.Инд.задание: подготовить сообщение об образе летописца в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов, выразительное чтение отрывка трагедии от слов «Ещё одно, последнее сказанье…» до слов «Но близок день, лампада догорает…»

Древнерусская литература (3 ч)

14.

Литература Древней Руси.

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы

Рассказ учителя

Первичные представления  о  древнерусской литературе. «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Исторические   события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе

Статья учебника «О литературе Древней Руси» по О. Творогову (историко-литературный текст сосмысловыми отношениями доказательства). Дополнительно: информация о Творогове О.; Тексты Лихачева о Древнерусской литературе и о Лихачеве.

Извлечение и интерпретация информации: выделение суждений и авторской оценки описываемого явления.

Начальное понятие   о древнерусской литературе. Летопись

Лексика для выражения собственного мнения и введения аргументов.

Рассказ учителя. Выразительный сжатый пересказ вступительной статьи.

Выразительное   чтение фрагментов «Повести». Словарно-лексическая работа

Вопросы и задания учебника: пересказ статьи (воспроизведение содержания). Дополнительные задания: Определить главную мысль текста. Составить простой тезисный план. Создать высказывание: тезис-доказательство с использованием в качестве аргумента материала учебного текста.

Иллюстративный материал к повести. Художник И. Архипов. Фотография памятника Кириллу и Мефодию в Москве на Славянской площади. Скульптор В. Клыков

1.Прочитать отрывки из «Повести временных лет»: «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам», с.57-58, часть 1.

2.Подготовить пересказ одного из отрывков, используя старинные слова и выражения.

15.

Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы

Урок-исследование

Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки   и   способы изображения человека

Работа с ключевыми словами и словосочетаниями: нравственная позиция автора. Знакомство со сборником «Рассказы начальной русской летописи» (перевод Т. Михельсона, Д.С. Лихачева).

Слово   учителя     о Д.С. Лихачеве.     Комментированное чтение отрывка из «Похвалы князю Ярославу и книгам»

Пересказ одного из отрывков «Повести временных лет» с использованием   старинных слов и выражений (зад. № 6, стр. 65)

«Нестор-

летописец». Художник В.М. Васнецов

16

Тестирование по разделам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература».

1.Прочитать вступительную статью учебника «Эзоп», с.62-63, часть 1, составить вопросы к статье, подготовить на них развёрнутые ответы.

2.Инд.задание: подготовить сообщение об Эзопе.

2.Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни Эзопа «Два горшка».

Басни(6ч)                

17.

Из басен народов мира.

Раскрытие характера персонажей в басни Эзопа «Лисица и виноград» и Жана де Лафонтена «Лисица и виноград»

Рассказ учителя.   Обучение выразительному     чтению

Краткие сведения об авторах. Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы).

Статья учебника об Эзопе. Дополнительно: текст Коровина В. И.-сопоставительная характеристика басни Эзопа и Лафонтена (литературоведческий текст со сравнительными отношениями).

Извлечение явно выраженной информации.

Извлечение информации: выделение предметаречи и что говорится о нем в текстах со сравнительными отношениями. Анализ смысловой структуры текста. Определение коммуникативной задачи. Создание сжатого пересказа на основе текста.

Басня, притча, — «эзопов язык»

Комментированное чтение статьи учебника. Выразительное

чтение басен. Сопоставление басен различных авторов на одну и ту же тему. Комментированное чтение рассуждения литературоведа В. Коровина

Вопросы и задания учебника: составить план, найти ответы репродуктивного характера ( к статьям «Эзоп», «русский басни» и ко всей теме.

1.Прочитать статью учебника «Русские басни», с.64-65, часть 1 и статью о В.К.Тредиаковском, с.66-67, часть 1, составить вопросы к ним.

2.Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни В.К.Тредиаковского «Ворон и лиса».

3. Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни А.П.Сумарокова «Ворона и лиса».

4.Инд.задание: подготовить сообщение об А.П.Сумарокове.

18.

Нравственная проблематика и злободневность русских басен

Творческий практикум

Русские  басни.  Русские        баснописцы XVDI в. Нравственная проблематика  басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях.

В.К. Тредиаковский. Краткие   сведения  о писателе. «Ворона и Лиса».     А.П. Сумароков.  Краткие  сведения    о    писателе. «Ворона и Лиса». «Бродячие сюжеты в баснях».    Различные способы   реализации одного итого же сюжета.      Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы).

Составление рассказов о русских баснописцах на основе прочитанной статьи. Выразительное чтение басен, их сопоставительный анализ

Портрет В.К. Тредиаковского. Портрет А.П. Сумарокова. Иллюстрации учащихся

1.Прочитать статью учебника об И.А.Крылове, с.71-72, часть 1.

2.Ответить на вопросы 1-4, с.72.

3.Принести сборники басен И.А.Крылова для выставки.

4. Инд.задание: подготовить выразительное чтение басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

19-20.

И. А.Крылов -великий русский баснописец

Рассказ учителя  с элементами беседы

Жанр басни в творчестве   Крылова.   Народные истоки басен И. Крылова, его мировосприятие. Обличение пороков (глупости, хитрости, невежества в баснях Крылова). Динамизм и многозначность характеров   в   баснях. Защита баснописцем

нравственных устоев общества

Статья учебника «И. А. Крылов» (биографический текст).

Извлечение информации на слух и при чтении: выделение суждений, в т.ч. выраженных обобщенно с помощью перефразирования; интерпретация информации: определение авторской оценки описываемого явления; анализ смысловой структуры текста; прогнозирование содержания текста по микротемам и логическим связям

Соотношение сюжета и аллегории   в басне

Выразительное чтение басни «Ворона и лисица» по ролям. Работа с учебником (вопр. № 3-6 на с. 85). Конкурс на лучшее прочтение басен «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья   под  дубом». Определение     морали каждой  басни.  Запись предложений   из    известных басен, ставших крылатыми      выражениями.    Размышления над    иносказательным смыслом басен

Вопросы и задания учебника к биографии Крылова: Найти ответы репродуктивного характера (последовательное воспроизведение содержания текста). Дополнительные задания: Определить последовательность подачи информации, составить простой тематический план. Найти смысловые фрагменты причины, доказательства, иллюстрации, перечисления, отрицания, характеристики. Найти ключевые слова, содержащие концептуальную информацию (в т.ч. оценочного характера)

Портрет И.А. Крылова. (1841). Художник К. Брюллов. Фотография памятника баснописцу в Летнем саду. Скульптор П.К. Клодт. Иллюстративный материал к басням «Демьянова уха». Художник А. О. Орловский; «Волк», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом». Художник Е.М. Рачев

1.Выучить одну из басен И.А.Крылова наизусть (по выбору).

2.Инд.задание: подготовить выразительное чтение наизусть басни С.В.Михалкова «Грибы», с.81, часть1.

3.Групповое задание: подготовить чтение по ролям басни С.В.Михалкова «Зеркало», с.82, часть 1.

21-22.

Предшественники и последователи

И. Крылова в жанре басни. Анализ письменных работ

Урок     внеклассного чтения

Жанр басни в мировой литературе. Знаменитые предшественники И.А. Крылова:

а) античность (Эзоп и
Федр);

б)        французские баснописцы эпохи классицизма   (Лафонтен, Буало);

в)        русские баснописцы XVIII в. (Сумароков, И. Хменицев,
И. Дмитриев)

Статьи учебника «Из басен народов мира», «Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов,Ю Крылов»

Структурирование информации

Выразительное   чтение басен.

Размышления над иносказательным смыслом.

Инсценирование басни. Проведение    конкурса рисунков к текстам понравившихся басен. Сочинение     собственной басни, с использованием  морали  одной из прочитанных басен

Составить хронологическую ленту развития басни

1.Подготовить пересказ статей учебника «Из русской литературы XIX в.» и вступительную статью об А.С.Пушкине, с.84-86, часть1.

2.Инд.задания: подготовить сообщения об А.П.Ганнибале, С.Л.Пушкине, Н.О.Пушкиной, Н.Т.Козлове.

8 неделя

Литература XIX века (33 ч.)

23-24

А. С. Пушкин

Детские годы поэта. Стихотворение «Няне»

Статьи из учебников П.В. Анненкова (биографический текст). Дополнительная информация об Анненкове

Интерпретация информации: определение авторской оценки к тому, о ком он рассказывает.

Дополнительные задания: Определение задачи автора – выражения отношеня, оценки, нахождение ключевых слов, содержащих оценочный компонент. Выявление оснований для выражения именно такой оценки.

1.Стихотворение «Няне» выучить наизусть, с.94, часть 1.

2.Прочитать «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», с.96-114.

3.Ответить на вопросы 1-2, с.115.

25

Литературная сказка.

 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Родственность сказки Пушкина и мифа об Амуре и Психее. Поэтичность, музыкальность сказки

Нахождение      риторических обращений, объяснение их роли. Размышление о близости «Сказки...» произведениям устного народного творчества

Иллюстративный материал к «Сказке...». Художник Конашевич. «Пробуждение царевны» (1966). Художник Б.А. Дехтерев

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

- от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;

- от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;

- от слов «Елисей, не унывая…» до слов ««В том гробу твоя невеста».

26

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. Беззащитность добра и агрессивность зла в сказке.

1.Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи учебника «Литературные сказки», с.122-124, часть 1.

2.Инд.задания: подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне,  Лешем, Русалке.

27.

Сказочные традиции в поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

Интегрированный  урок литературы, живописи  и музыки

Работа с ключевыми понятиями:     сказочные традиции, i мотивы народного творчества.

Мотивы    народного творчества в поэме. Богатство      выразительных средств. Сказочная       основа вступления к поэме. Природа волшебного в сказке.

Поэма    «Руслан    и Людмила» в живописи и музыке

Выразительное   чтение сказки (пролога). Формулирование ответов на вопросы учебника (№2,3).

Словарно-лексическая работа (вопр. №4, 5, 6). Исследование   вопроса «Как             художник Н. Крамской и композитор М. Глинка «прочитали эту поэму?»

Портрет поэта. Художник О.Кипренский. «Пушкин у Лукоморья». Худ. Н. Рамазанов. «У Лукоморья» (1879). Художник Н. Крамской. Иллюстрации художника И. Билибина (1910). Фрагменты из оперы М. Глинки (ария «О поле, поле», «Марш Черномора»)

1.Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», с.124-126.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о романсе А.А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога».

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций художников Л.Л.Каменева, И.И.Левитана, А.К.Саврасова по теме «Зимняя дорога».

28.

Сказки с одинаковым сюжетом

Творческий практикум

Повествование,   описание и рассуждение в художественном произведении. Сопоставительный анализ народной сказки,                  сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» и «Сказки   о   мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Работа с двумя источниками: извлечение и сопоставление информации из двух текстов.

Составить сравнительную таблицу на основе двух текстов.

Обучение     сопоставительному анализу сказок по плану:

1.        Причина печальных
событий.

2.        Исполнитель злой
воли.

3.        Кто помогает «смягчить» наказание?

4.        Орудие зла.

5.        Сравнение действий
спасителя.

Сопоставление финала сказок

Иллюстрации детей к сказкам

29-30

Поэзия 19 века о родной природе. Письменный анализ стих-я

Беседа, обучение выразительному чтению.

Художественные особенности и идеи стих-й. Благотворное влияние природы на душу человека.

Эпитет, метафора, олицетворение.

Выразительное чтение текстов стих-й,, словарно-лексическая работа, работа с иллюстрациями, таблицей, исследовательская работа с текстом.

31-32.

М.Ю. Лермонтов. Детские годы писателя. Национально-патриотические мотивы стихотворения «Бородино». История создания.

Интегрированный урок литературы и истории

Детские годы поэта. Родное гнездо Тарханы. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком...»). Начало литературной деятельности,    интерес к истории России. История       создания «Бородино». Бородинская битва и русские   солдаты   в изображении поэта. Мастерство Лермонтова в создании батальных   сцен.    Их достоверность. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом

Статья учебника (биографический текст).

Извлечение явно выраженной информации.

Эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений      о тропах), звукопись.

Рассказ учителя о детстве поэта Комментированное чтение  статьи учебника    Беседа   о   войне 1812 г.,     историческая справка.

Словарно-лексическая работа (зад. 1-е и 2-е в рубрике «В мире лермонтовского слова»). Осмысление   композиции произведения. Словесное рисование. Творческая работа «На Бородинском      поле», составление кадров кинофильма Размышления об авторской оценке героев и событий

Вопросы и задания учебника (после подтемы «Люблю отчизну я…»- поискответов репродуктивного характера

Портрет

М.Ю.Лермонтова в детстве. Неизвестный художник (1820-1822). Портреты героев 1812 г. (П.Г. Лихачева Я.П. Кульнева) из Гос. Эрмитажа, мастерская Дж. Доу. Иллюстрации к стихотворению. Художники Н.Н. Побединская(1952),Н.В. Кузьмин (1944). «Бородинский бой».

Художник П.Е. Заболотский, «Военный совет в Филях».

Художник АД. Кившенко, «Бородинская 6игва». Репродукция панорамы А.Ф. Тубо

Инд.задания: подготовить сообщения:

-«историка» «Значение Бородинского сражения в истории войны 1812 года»;

-«искусствоведа» «Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве» (слайдовая презентация);

-«литературоведа» «Прототипы героев стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

33

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Бородинская битва и русский солдат в изображении Лермонтова. Художественное богатство сих-я.

Иллюстрации по теме урока

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Бородино».

34-35.

Подготовка к сочинению «Путешествие по полю славы». Анализ письменных работ.

Обобщение и систематизация знаний, создание рабочих материалов.

Формирование навыков обобщения и систематизации полученных знаний, развитие устной и письменной речи, творческих способностей уч-ся.

Фрагмент панорамы Ф.А. Рубо.

Написать домашнее сочинение от лица участника событий.

36.

Н.В. Гоголь.  Слово о писателе. Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством»

Рассказ учителя  с  элементами беседы

Краткие  сведения  о писателе.    Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.    Фантастика народных сказок в произведении. Отражение в повести славянских преданий и легенд. Реалистическое   и   фантастическое. Образы и события. Яркость и выразительность народной речи в повести

Статья учебника (биографический текст).

Извлечение явно выраженной информации.

Мифологические и фольклорные  мотивы в художественном произведении. Фантастика, сюжет

Рассказ о детских годах Н.В. Гоголя  и его отношении к своей «малой» родине на основании прочитанной статьи   учебника   (опережающее задание). Выразительное       чтение фрагментов повести. Беседа о прочитанном. Рассказ о героях. Работа с заданиями №8, 9, 10 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 216).

Запись ключевых слов, словосочетаний,     предающих   колорит   народной речи

Вопросы и задания учебника. Вопрос 1 – воспроизведение содержания текста, Вопрос 2 – сбор информации по всему тексту

Портрет Н.В. Гоголя. Видеофильм «Ночь перед Рождеством». Иллюстрации учащихся к повети

1.Прочитать повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», с.161-212 ч. 1.

2.Найти фрагменты повести, где говорится о красоте Оксаны, даются детали её портрета. Подготовить рассказ о ней.

3.Записать ключевые слова, которые помогают рассказать о характере кузнеца Вакулы. Составить рассказ о герое.

4.Групповое задание: подготовить выразительное чтение отрывка по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану» до слов «Девушки увели с собой капризную красавицу».

37.

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством»

Беседа. Обучение выразительному     чтению

Истории, близкие народным поверьям как основа сюжета повести Н.В. Гоголя. Нечистая сила в произведении.   Поэтизация чистой и светлой любви.       Суеверие, злая сила, победа добра. Юмор в повести. Сочетание     комического и лирического, светлого и мрачного

Художественная деталь, портрет,   речевая  характеристика

Художественный пересказ     понравившегося фрагмента.    Формулирование ответов на вопросы №11,  14,  15  в рубрике   «Вопросы   и задания» (с. 216-217). Анализ      фрагментов, рассказывающих      об Оксане; устное сочинение об Оксане. Словесное рисование. Словарно-лексическая работа

Анализ  средств  художественной      выразительности (на примере предложенного     автором учебника отрывка)

Портрет Н.В. Гоголя Видеофильм «Ночь перед Рождеством»

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).

2.Инд.задание:

-  подготовить сообщение об Идолище Поганом;

- подготовить сообщение об опере Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

38.

Письменный ответ на вопрос.

Урок развития речи

1.Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Муму», с.221-252, часть 1.

2.Устно ответить на вопрос «Что в рассказе произвело на меня самое сильное впечатление?»

3. Составить вопросы, на которые хотелось бы получить ответ на уроках.

4.Инд.задания. Подготовить сообщения:

- о друзьях детства И.С.Тургенева;

- о порядках в доме Тургеневых;

- о прототипах героев рассказа «Муму».

39.

И.С. Тургенев. Обличение крепостного права в рассказе «Муму»

Рассказ учителя.     Обучение выразительному чтению

Детские впечатления писателя.   Спасское-

Лутовиново  в представлениях и творческий           биографии И. С. Тургенева.   История  создания рассказа, его сюжет и герои.        Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. Тематика и социальная   проблематика рассказа Отношение автора к событиям. Социальная несправедливость,  бесправие, беззаконие

Впечатления первых читателей рассказа «Муму» из раздела «Для вас, любознательные» (мемуарные и критические тексты).

Интерпретация информации: определение оценки, данной рассказу Тургенева, первыми читателями. Интерпретация информации в личностном контексте: осмысление своего согласия/несогласия с авторами воспоминаний и выражение собственной аргументированной позиции

Рассказ, углубление представлений      0 теме     художественного произведения

Выразительное   чтение статьи учебника. Формулирование ответа на вопрос  «Какие впечатления      детства писателя связаны с историей Герасима?» Выразительное  чтение фрагментов рассказа. Анализ эпизодов. Словесное рисование

Дополнительные задания: определить оценку, данную автором текста произведению. Вопросы и задания учебника: сформулировать собственную аргументированную позицию.

Портрет И.С.Тургенева. «Главный усадебный дом в Спасском-

Лутовинове». Гравюра М. Рашевского. (1883 г.)

Составить художественный пересказ фрагмента рассказа до слов «Так прошёл год…»

40-41.

Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью

Тематика и социальная проблематика рассказа Образы. центральные и второстепенные

Урок-

размышление

Герасим   и   барыня. Герасим   и   дворня. Нравственные   качества Герасима: сила, достоинство,  сострадание   к   окружающим,    великодушие, трудолюбие.   Причины самовольного возвращения    героя    в родную деревню. Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Внутренняя       связь рассказа и стихотворения в прозе «Щи». Выражение в рассказе   любви  автора   к русскому народу

Эпитет, сравнение (развитие представлений)

Выразительное   чтение фрагментов рассказа. Художественный пересказ     понравившегося эпизода. Рассказ о герое по плану. Размышления над понятиями: «добродетельность», «добросердечие», «добродушие», «доброта», «добронравие «Словесное рисование».

Портрет И. Тургенева Раздаточный иллюстративный материал к рассказу

1.Составить письменный или устный рассказ о героях, живущих в доме барыни (Гаврила, Капитон, кастелянша, Татьяна, дядя Хвост, форейтор) по фрагменту рассказа от слов «Так прошёл год…» до слов «Дело было к вечеру…».

2.Инд.задание: подготовить выразительное чтение эпизода «Беседа дворецкого с Капитоном и Татьяной».

42-43.

«Эпизод рассказа, который произвел на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений.

Урок развития речи

Письменный     отзыв на эпизод

Классное сочинение

Составление плана сочинения.  Запись  ключевых слов, необходимых для ответа. Отбор цитатного материала. Написание    чернового материала

1.Приготовить пересказ эпизодов: «Пропажа Муму», «Муму вернулась», «Барыня «умирает». Ввести в пересказы описание жестов, поз, мимики героя.

2.Инд.задание: подготовить чтение по ролям эпизода  от слов «Гаврила подошёл к двери, стукнул кулаком, крикнул…» до слов «…а Гаврила вернулся домой и через Любовь Любимовну велел доложить барыне, что всё хорошо…».

44

Любовь Тургенева к природе. Стихот-я в прозе «Русский язык» «Воробей».

Беседа. Обучение выразительному     чтению

Художественная идея стихотворений, роль изобразительно-выразительных средств.

Выразительное чтение текстов произведений.       Словарно-лексическая работа, исследовательская работа.

Выучить стихотворение в прозе «Русский язык».

45.

Н.А. Некрасов. Труд, судьба и народные страдания в стихотворениях «Орина, мать солдатская» и «Забытая деревня»

Беседа. Обучение выразительному     чтению

Детские впечатления поэта. Тема крестьянской жизни. Характеристика  персонажа.      Элементы народной поэтики в поэме. Основная тема и способы ее раскрытия.  Отношение автора   к   персонажам стихотворения

Поэма, фольклорные элементы в художественном произведении.

Выразительное   чтение статьи учебника о поэте.       Выразительное чтение текстов произведений.       Словарно-лексическая работа. Составление     небольшого     словарика    из слов,   свидетельствующих о том, что стихотворение «Орина, мать солдатская» проникнуто состраданием солдату и его матери. 3aпись образных словосочетаний-

афоризмов. Размышление о   том, как перекликаются два стихотворения.   Выявление   авторского   отношения

Портрет Н.А. Некрасова. Фотография поэта (1870 г.). «Музыкантское -сохранившееся усадебное строение в селе Грешневе». Фотография (1927 г.)

1.Прочитать статью учебника о Н.А.Некрасове, с.261, ч.1.

2.Прочитать стихотворение «Крестьянские дети», с.263-271, ч.1.

3.Инд.задание: подготовить чтение по ролям фрагмента стихотворения «Крестьянские дети» (диалог ребят).

46.

Тема детства в стихотворении

Н. Некрасова «Крестьянские дети»

Беседа. Обучение выразительному чтению

Крестьянская семья и дети.   Яркость   изображения    крестьянских детей. Их жизнерадостность, любознательность и оптимизм

Сюжет в лироэпи-

ческом произведении

Выразительное  чтение стихотворений.    Запись слов, в которых передано     отношение поэта  к крестьянским детям.

Озаглавливание частей стихотворения. Запись строк, в которых заключена основная      художественная идея стихотворения

Портрет Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Художник И.С. Глазунов (1979 г.) «Мужичок с ноготок». Художник

Д. Шмаринов (1946 г.). «Грибная пора отойти не успела». Художник Д. Шмаринов

(1946 г.)

1.Выучить наизусть  отрывок из стихотворения.

2.Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», с.278-304, ч.1.

32.Инд.задания. Подготовить сообщения:

- «историка» о присоединении Кавказа к России;

- «искусствоведа» о картинах, посвящённых Кавказской войне, о портрете Л.Н.Толстого работы И.Н.Крамского;

- «литературоведа» об историко-литературной основе рассказа «Кавказский пленник».

47.

Л.Н. Толстой. Нравственные ценности в рассказе «Кавказский пленник»

Рассказ учителя  с  элементами беседы

Краткие сведения  о писателе.

Л.Н. Толстой в Ясной Поляне.   Яснополянская школа. Творческая    история рассказа «Кавказский пленник». Своеобразие сюжета

Статья учебника «Л. Н. Толстой» (биографический текст.

Учебная статья «Поразмышляем о прочитанном» (текст – «диалог», «приглашение к размышлению».

Извлечение явно выраженной информации.

Извлечение неявно выраженной информации: определение коммуникативной задачи. Интерпретация информации в личностном контексте: осмысление своего согласия/несогласия, выражение собственной аргументированной позиции.

Я согласен/не согласен с тем, что…, потому что/ведь/так как…

Комментированное чтение статьи. Выразительное   чтение   фрагментов рассказа. Беседа о прочитанном. Формулирование ответов на вопрос  №8  в рубрике   «Вопросы   и задания» (с. 313). Художественный пересказ понравившегося эпизода

Вопросы и задания учебника к биографии писателя-воспроизведение содержания текста, поиск конкретных фактов.

Дополнительные задания: определить авторскую задачу текста. Определить отношение автора учебного текста к своим читателям, сформулировать свое согласие/несогласие с высказанным отношением к читателю

Портрет Л.Н. Толстого

1.Прочитать статью учебника, посвящённую Л.Н.Толстому (с.276-277,ч.1), и статью «Для вас, любознательные!» (с.306, ч.1).

2.Составить устные портреты героев рассказа по 1 и 2 главам рассказа (Жилин, Костылин, Дина, татарин с красной бородой, черноватый).

3.Составить описание быта татар.

4.Выписать из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина в плену (3 глава).

5.Инд.задание: художественный пересказ 1 главы рассказа.

6.Групповое задание: чтение по ролям эпизода от слов «Тебя, - говорит, - взял Кази-Мугамед…» до конца 2 главы.

48.

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы

Урок-

дискуссия

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин).   Осуждение   в рассказе  трусости  и слабости духа. Прославление    силы воли,           мужества, стойкости и находчивости.

Речь   персонажей   и отражение в ней особенностей  характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Авторское    отношение

Выразительное   чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказа   (сжатый,   выборочный).

Словарно-лексическая работа.

Формулирование ответов на вопросы №1, 2, 3, 4 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 312-313).

Составление плана сравнительной характеристики

Составить цитатный план 4-6 глав рассказа.

49.

Осуждение войны и национальной вражды в рассказе «Кавказский пленник»

Урок-

размышление

Жилин и Дина. Душевная    близость людей  из  враждующих лагерей. Отношения людей разных национальностей.      Бессмысленность   и   жестокость национальной   вражды. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Отношение писателя к событиям

Выразительное  чтение фрагментов рассказа Формулирование ответов на вопросы № 5, 6, 7 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 313). Устное сочинение-рассуждение

Иллюстрации учащихся к произведению

50-51.

Письменный ответ на вопрос «О чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? Анализ письменных работ.

Урок развития речи

Классное сочинение

1.Оформить сочинение набело.

2.Инд.задания. Подготовить сообщения:

- о событиях детства А.П.Чехова, оказавших влияние на формирование мировоззрения будущего писателя;

- подготовить сообщение о годах учёбы А.П.Чехова в гимназии.

3.Инд.задание: подготовить выразительное чтение воспоминаний об А.П.Чехове.

52.

А. П. Чехов. Высмеивание страха и трусости в рассказе «Пересолил»

Беседа. Обучение выразительному     чтению

Детские и юношеские годы писателя. Семья Чехова.              Врач А.П. Чехов   и   писатель Антоша Чехонте.   Книга  в   жизни Чехова.

Тема рассказа «Пересолил». Приемы создания   характеров   и ситуаций.

Отношение писателя к персонажам. Жанровое      своеобразие рассказа

Статья из учебника по В. Катаеву и «Книгочей и просветитель» (биографический текст).

Учебная статья «В мире художественного слова А. П. Чехова».

Извлечение явно выраженной информации.

Интерпретация информации в личностном контексте, выражение собственного аргументированного мнения.

Юмор (юмористическая ситуация), комическая      ситуация, ирония, роль детали в создании   художественного     образа

Рассказ учителя о А. Чехове.

Выразительное чтение рассказа, в том числе по ролям. Художественный пересказ фрагмента. Подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса. Формулирование ответов на вопросы учебника

Вопросы и задания учебника к биографической статье «Книгочей и просветитель»: осмыслить содержание статьи на основе ее названия. Пересказ статьи по ключевым словам-воспроизведение содержания.

Вопросы и задания к статье: сформулировать свое отношение к высказанным Чеховым мыслям о художественном слове.

Портрет

А. Чехова. Фотодокументы: семейная фотография Чеховых. Таганрог, фото дома, где родился Чехов. Фотография дома в Мелихове

1.Прочитать статью учебника об А.П.Чехове, с.311-312.,ч 1.

2.Составить рассказ об А.П.Чехове, используя материалы статьи учебника.

3.Прочитать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник», с. 317-321, ч.1.

4. Групповое задание: подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

53.

Вн. чт. Юмористические рассказы Чехова.

54-55.

Написание юмористического рассказа Анализ сочинения.

Урок развития речи

Литература XX в. (28 ч)

56-57.

А. А Блок. Слово о поэте. Блоковские места.

Любовь к родной природе в поэзии А. Блока

Урок-

исследование

Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного Блока.

Блоковские места (Петербург,   Шахматово). Стихотворения «Летний    вечер»    и «Полный месяц встал над  лугом...».   Умение   поэта   чувствовать природу и сопереживать   ей.   Художественное своеобразие стихотворения

Антитеза

Рассказ о детстве поэта с использованием ключевых слов, передаю-1дих атмосферу, в которой рос маленький Саша. Словесное рисование:   картина   летнего вечера     Комментированное   чтение   статьи «В мире художественного слова А.А. Блока»

Портрет А. Блока Иллюстрации учащихся к стихотворениям. Фотография гимназиста А. Блока в кругу семьи на крыльце дома в Шахматове

Подбор материала о блоковском

Петербурге

58-59.

И.А. Бунин. Детские годы писателя. Художественное своеобразие стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги...»

Урок-исследование

Детские             годы И. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности.   Книга   в жизни И.Бунина. Тема     природы     и приемы  ее  реализации в стихотворении «Густой...»

Статья учебника и статья «В Елецком крае» по А. К. Баборенко (биографический текст).

Учебная статья «Поразмышляем о прочитанном» (литературоведческий текст).

Извлечение явно выраженной информации.

Анализ смысловой структуры текста.

Стихотворение-размышление,   образ-пейзаж

Выразительное  чтение статьи учебника. Выразительное чтение наизусть стихотворения. Комментированное чтение статьи «В мире художественного слова И. Бунина» (с. 35-38). Исследовательская деятельность:

а) составление словарика смысловых групп существительных   стихотворения;

б) определение, темы
стихотворения (мир
природы и его обитатель-олень); смертью;

в) анализ глаголов и
прилагательных в про
изведении;

г) комментированное чтение 3-й и 4-й строф; д) подведение учащихся  к мысли о скрытой теме стихотворений: о победе красоты над…

Поиск конкретных фактов.

Определить речемыслительные действия, произведенные автором, составить инструкцию и план анализа стихотворения на основе учебного текста.

Портрет И. Бунина Фотография писателя (1891 г.). Иллюстрации учащихся к стихотворению

1.Прочитать рассказ И.А.Бунина «В деревне», с.11-19, ч.2.

2.Составить цитатный план рассказа (1 вариант – 1-2 части; 2 вариант – 3-4 части).

3.Групповое задание: подготовить выставку репродукций картин И.Шишкина, Н.Крымова, К.Юона, посвящённых зиме.

60.

Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне»

Беседа

Живописание природы как эстетической ценности. Восприятие главным героем природы и окружающего мира:

Слияние мальчика с
природой, нравствен-
но-эмоциональное

состояние персонажа

Выразительное чтение фрагментов.

Рассказ о впечатлениях мальчика, его восприятии родной природы, деревни и ее жителей.

Пересказ близко к тексту описания дороги по пути к деревне.

Письменный ответ на вопрос

Портрет

И. Бунина.

Иллюстрации учащихся к рассказу

Выучить наизусть  стихотворение С.А.Есенина (по выбору).

61-62.

С.А. Есенин. Детские годы писателя.

Единство человека и природы в лирике

Урок-

исследование.

Обучение вырази-

тельному чтению

Детские годы Есенина.

В есенинском Константинове

«Ты запой мне ту песню, что прежде…»

«Нивы сжаты, рощи голы…».

Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха.

Статьи из учебника: «О себе», №В одном классе», «Это все мне родное и близкое» (биографический текст).

Извлечение явно выраженной информации.

Эпитет, сравнение, олицетво-

рение (развитие представлений о понятиях)

Комментированное чтение отрывка из автобиографии поэта.

Рассказ «Поэт в воспоминаниях близких и родных» (опережающее задание). Выразительное чтение наизусть стихотворений. Словесное рисование. Аналитическое чтение статьи «В мире художественного слова Есенина». Исследовательская деятельность: сопоставление двух стихотворений: «Поет зима – аукает…» и А. Блока «Полный месяц встал над лугом…»:

  1. 1.Признаки сходства стихотворений: близость тем, некоторых художественных приемов.
  2. 2.Нахождение различий (образы стихотворений, цветообозначения, передача звукообраза).
  3. Анализ образно-
  4. выразительных средств
  5. Сбор и воспроизведение фактологической информации по нескольким текстам.

Портрет

С. Есенина.

Фотография дома Никиты Осиповича Есенина (деда

поэта), в котором родился поэт

1.Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче», с.25-35, ч.2

2.Составить цитатный план рассказа.

3.Инд. задания. Подготовить сообщения:

- «Гимназические годы Л.Андреева»;

- «Годы учёбы в Петербургском и Московском университетах»;

- «Увлечения Л.Андреева

63-65.

А.Н. Андреев. Краткие сведен о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Петька на даче». Роль эпизода в создании    образа    героя, природа    в    жизни мальчика.    Значение финала

 

Беседа. Обучение выразительному     чтению

Краткие  сведения  о писателе.    Основная тематика      рассказа (тяжелое детство, сострадание,   чуткость, доброта).

Роль эпизода в создании    образа    героя, природа    в    жизни мальчика.    Значение финала

Статья учебника и фрагмент воспоминаний К. И. Чуковского «Он любил огромное» (биографический текст).

Извлечение явно выраженной информации.

Тема, эпизод, финал

Рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Пересказ краткий, выборочный. Формулирование ответов на вопросы №1, 6. Анализ эпизодов: «Первые дни на даче», «Счастливое время».

Размышление о финале рассказа

Вопросы и задания учебника к биографии и фрагменту воспоминаний-воспроизведение информации текста.

Портрет

Л. Андреева

Инд.задания:

- подготовить выразительное чтение фрагмента статьи А.И.Куприна «Памяти Чехова»;

- подготовить сообщение «В кадетском корпусе».

66.

А.И. Куприн. «Золотой петух». Мастерство писателя в изображении природы и человека.

Беседа. Обучение выразительному    чтению.

Краткие  сведения  о писателе.    «Детский сад». Личная цель и общественная, отцов-

Рассказ (расширение  и углубление представлений,  характеристика персонажа, портрет героя)

Рассказ о Куприне. Выразительное       чтение фрагментов    рассказа. Пересказ   от   другого лица,  Размышление о названии рассказа. Отзыв    об    эпизоде. Письменный ответ на вопрос учебника №4

Фотография писателя

1.Прочитать рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух», с.39-42, ч.2.

2.Составить цитатный план рассказа.

3.Подготовить пересказ от 3-го лица.

4.Инд.задание: подготовить сообщение о птице Феникс.

67-68.

Тема милосердия в рассказе Куприна «Чудесный доктор». Анализ письменных работ.

Урок-размышление

Рассказ о новогодней ночи и неожиданном спасении семьи Мерцаловых. Герой рассказа. Название рассказа

Рождественский, новогодний и святочный рассказы

Выразительное  чтение рассказа,   обсуждение. Комментированное чтение отдельных эпизодов.   Подробный   и выборочный    пересказ фрагментов. Чтение по ролям отрывков рассказа. Аналитическое чтение афоризмов И. Шевелева, Сенеки, И. Гете к теме урока. Итоговая творческая работа: развернутый ответ на вопрос

Портрет А. Куприна, иллюстрации учащихся к рассказу. Подбор музыкальных фрагментов, созвучных настроению различных эпизодов рассказа

1.Инд.задание: подготовить сообщение о семье А.П.Платонова.

2.Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита», с.69-77, ч.2.

3.Составить цитатный план рассказа.

69-71.

А. Платонов. Слово о писателе. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита». Образ Никиты. Тест по литературе 20 века.

Беседа

Краткие  сведения  о Платонове А.П. Тема рассказа. Беда и радость, доброе и злое начало в окружающем мире. Главный  герой  рассказа,          единение мальчика с природой, одухотворение    природы в его воображении, чередование радости,   страдания   и счастья.

Оптимистическое восприятие       окружающего мира

Фантастика в литературном произведении    (развитие представлений)

Выразительное   чтение рассказа.         Пересказ фрагмента    Составление словаря для характеристики предметов и явлений.     Объяснение значений слов и словосочетаний, данных автором учебника.  Формулирование     ответов на вопросы учебника. Обучение монологическому высказыванию. Подготовка  к  домашнему сочинению на основе собственных впечатлений    («Каким   я помню детство»)

Портрет А. Платонова, фотографии поэта. Фотографии памятника писателю, установленного на главной улице г. Воронежа

1.Прочитать сказ П.П.Бажова «Каменный цветок», с.85-107, ч.2.

2.Инд.задания:

- подготовить сообщение «Годы учения П.П.Бажова»;

- подготовить выразительное чтение фрагмента из очерка Е.Пермяка «Долговекий мастер».

72-74.

П.П. Бажов. Путь писателя к сказу.  Особенности сказа «Каменный цветок». Человек труда в сказе «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. Отличие сказа от сказки.

Беседа

Краткий   рассказ   о писателе. Реальность и фантастика в сказке. Честность, добросовестность главного героя. Стремление к совершенному    мастерству. Тайны мастерства

Статьи из учебника: по книге А. Саранцева «Бажов» и «Бажов в Екатеринбурге» (биографический текст).

Извлечение явно выраженной информации.

Поиск информации, не локализованной в тексте.

Начальное представление       0 сказе. Сказ и     сказка (общее    и различное)

Выразительное чтение статьи.

Отзыв об эпизоде. Пересказ   от   первого лица

Инсценированное чтение.

Лексическая работа: толкование слов и выражений

Вопросы и задания учебника к текстам биографии, вопрос1,3,4 – воспрпоизведение содержание статьи, вопрос 2 – подбор ключевых слов на заданную тему.

Портрет П.П. Бажова Кинодокументы (фрагмент из кинофильма «Каменный цветок»). Иллюстрации к произведению художника В. Панова Иллюстрации детей

Прочитать сказа Бажова.

75-76

 Сказы Бажова. «Горный мастер», «Хрупкая веточка». Анализ письменных работ.

Урок     внеклассного чтения

 Главные   герои   повести: характеры и судьбы. Нравственная      проблематика и художественное своеобразие произведения

Лексическая работа Выразительное  чтение фрагментов повести.

 Беседа по содержанию. Анализ отдельных эпизодов.

Художественный пересказ понравившегося эпизода.

1.Прочитать статью учебника о Н.Н Носове.                   , с.1190120, ч.2.

2.Прочитать и пересказать рассказ Н. Н. .Носова «Три охотника» с.120-126, ч.2.

3.Инд.задание: подготовить сообщение о детских годах Н. Н. .Носова.

77-78

Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Правда и вымысел в рассказе «Три охотника».

Беседа

Краткие  сведения  о писателе. Мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в рассказе.

1.Прочитать статью учебника о Е.И.Носове, с.1190120, ч.2.

2.Прочитать и пересказать рассказ Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас», с.120-126, ч.2.

3.Инд.задание: подготовить сообщение о детских годах Е.И.Носова.

79-80.

Е. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»

Беседа

Краткие  сведения  о писателе. Мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия,    сострадания, участия, заботы о беззащитном

Статья учебника (биографический текст).

Извлечение явно выраженной информации.

Структурирование информации: составление плана сообщения.

Юмор (развитие представления)

Рассказ ученика «Качества,      определяющие характер         мальчика Е. Носова»         (опережающее задание). Выразительное  чтение рассказа. Работа с ключевыми        понятиями «добро»   и  «доброта». Формулирование ответов на вопросы учебника № 1, 2, 3, 6. Подбор синонимов   и   антонимов к словам. Словесное рисование.

Вопросы и задания учебника к тексту биографии, вопрос 2 – составление плана доклада и ответа по плану.

Портрет Е. Носова

.Подобрать пословицы и поговорки народов мира о любви к Родине, о бережном отношении к природе.

2.Инд.задания:

- подготовить сообщение о В.Ф.Бокове, выразительно прочесть наизусть его стихотворение «Поклон»;

- подготовить сообщение о Н.М.Рубцове, выразительно прочесть наизусть его стихотворение «В осеннем лесу»;

- подготовить сообщение о Р.Г.Гамзатове, выразительно прочесть наизусть его стихотворение «Песня соловья».

81-82

Родина и природа в лирике поэтов 20века. Выразительное чтение стихотворений.

Беседа.

Сравнение, эпитет, метафора, олицетворение (развитие пред- ставлений о тропах)

Рассказ о детстве поэта .(опережающее задание). Выразительное чтение наизусть. Анализ стихов. Обучение анализу лирического произведения

Портреты поэтов

83-85

Проза 20 века о родной природе. В. И. Белов «Весенняя ночь», В. Г. Распутин «Век живи – век люби». Тест по литературе 20 века.

Практикум

Краткие   сведения  о писателях. Образы природы.

Эпитет, метафора

Выразительное   чтение и художественный пересказ   понравившихся фрагментов

Анализ эпизода.

1.Прочитать статью, посвящённую творчеству Д.Дефо, с.145-146, ч.2.

2.Подготовить художественный пересказ отрывка произведения «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», с.147-161, ч.2.

Зарубежная литература (10ч)

86-87.

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения

Робинзона Крузо. Сюжетные линии. Характеристика персонажей.

Рассказ учителя с элементами беседы

Краткие сведения о жизни талантливого писателя Д. Дефо.

Черты характера

главного героя (смелость, находчивость, способность не поддаваться панике и унынию, стойкость и трудолюбие)

Приключенческий роман, роман воспитания,   путешествие (первичные   представления о    данных понятиях). «Робинзонада»

Выразительное   чтение и художественный пересказ   понравившихся фрагментов

Анализ эпизода. Сочинение-миниатюра «Робинзон Крузо - это произведение   о   том, что человек все может»

Портрет Д. Дефо. Иллюстрации к произведению художника

Д. Кардовского

1.Прочитать статью учебника о Х.К.Андерсене, с.162-164, ч.2.

2.Прочитать и пересказать сказку Х.К.Андерсена «Соловей», с.164-174, ч.2.

3.Групповое задание: подготовить выставку сборников сказок Х.К.Андерсена.

88.

Х.К. Андерсен. «Удивительная человеческая доброта» в сказках волшебника Андерсена

Беседа. Обучение выразительному     чтению

Слово о писателе, его детстве. Библейские, мифологические мотивы в сказке. Сюжет сказки из семи рассказов. Реальное и фантастическое в произведении

Статья учебника по Н. Михальской (биографический текст).

Извлечение явно выраженной информации.

Волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел  и способ его характеристики

Рассказ об удивительном сказочнике. Комментированное чтение статьи учебника.      Художественный пересказ   понравившегося эпизода сказки. Аналитическое  чтение статьи   «Поговорим   о прочитанном» (с. 200-202)

Найти продложения, содержащие наиболее важную информацию. Обобщить информацию нескольких предложений. Составить простой цитатный план».

Портрет писателя. Иллюстрации к сказке художника В. Конашевича

89.

«Соловей» - сказка о волшебной силе искусства.

Беседа. Обучение выразительному     чтению

Главные    герои    сказки. Добро и зло, дружба, верность, любовь, надежда, искренность, доброта; жестокость и    предательство    в сюжете  сказки.  

Выразительное  чтение фрагментов сказки. Пересказ сжатый и выборочный.

Формулирование ответов на вопросы учебника №1, 3, 5 в рубрике «Вопросы  и  задания» (с. 185).

Сжатый пересказ по заранее   составленному плану

90-91.

Соловей и механическая игрушка. Финал сказки. Певец и владыка. Искусство, побеждающее смерть.

Письменный ответ на вопрос

Урок-исследование

Урок развития речи

Противопоставление       красоты внешней и  внутренней.   Мастерство писателя  в  построении сюжета и создании характеров

Выразительное  чтение фрагментов. Словесное рисование. Формулирование ответа на вопрос №2 (с. 193).

Размышление о финале сказки.

Сравнительный анализ эпизода сказки и мифа о Нарциссе

Иллюстрирование сказки

1.Прочитать статью учебника о М.Твене, с.176-177, ч.2.

2.Инд.задания. Подготовить сообщения:

- «Детские впечатления М.Твена»;

- «Круг чтения М.Твена».

3.Групповое задание: подготовить выставку книг М.Твена.

4.Прочитать главу VI из «Приключений Тома Сойера», с.179-192, ч.2.

5.Групповое задание: подготовить выразительное чтение по ролям эпизодов от слов «Том приветствовал романтического бродягу…» до слов «…причём каждый чувствовал, что стал богаче»; от слов «Ученики хихикали» до конца главы VI.

92-94

Удивительная человеческая доброта в сказках Х. К. Андерсена.

Сказки зарубежных писателей.

Урок     внеклассного чтения

Словарно-лексическая работа Выразительное  чтение фрагментов повести.

 Беседа по содержанию. Анализ отдельных эпизодов.

Художественный пер

95.

М. Твен. Мир детства и мир взрослых в повести «Приключения Тома Сойера»

Беседа

Краткие   сведения  о писателе.     Автобиографическая   повесть и ее герои. Провинциальный  американский     Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Дружба мальчиков.      Приключения подростков,  их смелость,    фантазия    и авантюризм.     Бэкки Тетчер и Том. Внутренний   мир   героев М: Твена,  черты  характера      Изобретательность в играх - умение   сделать   окружающий мир интересным

Прототип

Различные виды чтения. Выборочный и сжатый пересказ. Словарно-лексическая работа.

Художественный пересказ понравившегося отрывка.

Обучение составлению плана VI главы. Составление словесного Портрета Гека. Подготовка к выполнению  домашнего  задания (письменный отзыв о герое)

Портрет М. Твена Фотографии памятников литературным героям Твена: Тому Сойеру в США, Питеру Пену в Англии, Русалочке в Дании. Иллюстративный материал к повести. Художник Г. Фитингоф

1.Прочитать статью учебника о Ж.Рони-Старшем, с.206-207, ч.2.

2. Подготовить вопросы к статье учебника.

3.Прочитать главы из повести «Борьба за огонь», с.207-222, ч.2.

3.Составить цитатные планы глав:

- часть1, глава 3 – 1 вариант;

- часть 2, глава 1 – 2 вариант;

- часть 2, глава 5 – 3 вариант.

96

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

Урок     внеклассного чтения

Словарно-лексическая работа Выразительное  чтение фрагментов повести.

 Беседа по содержанию. Анализ отдельных эпизодов.

Художественный пер

97.

Ж. Рони Старший. Эмоциональный мир древнего человека в повести «Борьба за огонь»

Беседа

Краткие  сведения  о писателе. Гуманистическое   изображение доисторического   человека.    Человек   и природа,   борьба   за выживание

Выразительное чтение фрагментов глав из повести. Выборочный пересказ. Обучение составлению плана Письменная и устная характеристика героя

Портрет Ж. Рони Старшего. Иллюстративный материал. Художник Л. Дурасов. Рисунки учащихся

1.Прочитать статью учебника о Джеке Лондоне, с.223-224, ч.2.

2.Прочитать «Сказание о Кише», с. 225-233, ч.2.

3.Составить цитатный план рассказа.

4.Инд.задания. Подготовить сообщения о Д.Лондоне:

-  «Увлечение чтением»;

- «Джек Лондон на Аляске».

98-99.

Д. Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише»

Беседа. Обучение выразительному     чтению

Краткие  сведения  о писателе. Его детские впечатления.  Период раннего   взросления. Характер мальчика -смелость,   мужество, изобретательность, смекалка,       чувство собственного   достоинства -   опора   в трудной жизни. Мастерство   писателя   в поэтическом   изображении жизни северного народа

Статья учебника по Р. Самарину (биографический текст).

Извлечение явно выраженной информации.

Рассказ о писателе по отрывку     из   книги И. Калиновича.   Выразительное чтение фрагментов рассказа. Сжатый и выборочный пересказ    эпизодов,    их анализ. Размышление о том, как удается писателю передать особенности речи рассказчика-индейца.  Словесное рисование.     Обучение аргументированному ответу. Обучение языковому анализу фрагмента текста.  Словесное рисование.

Составить план статьи учебника о писателе и поплану устный рассказ о нем. Выбрать ключевые слова для ответа на вопрос.

Портрет писателя. Иллюстрации учащихся к понравившимся рассказам Д. Лондона

1.Прочитать статью учебника об А.Линдгрен, с.235-236, ч.2.

2.Прочитать отрывок из «Приключений Эмиля из Леннеберги», с.236-239.

3.Подготовить художественный пересказ отрывка.

4.Инд.задания. Подготовить сообщения об А.Линдгрен:

- «Детские впечатления Линдгрен»;

- «Первые книги»;

- «Годы учения».

5.Групповое задание: подготовить выставку книг А.Линдгрен.

100.

А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги».

Рассказ учителя. Беседа

Краткие  сведения  о писателе. Жизнелюбие, доброта - основные мотивы произведения.

Фантастика и реальность, земное и космическое

Аналитическое  чтение статьи о писателе. Размышление   о   смысле названия. Определение жанровой   принадлежности.        Сочинение-рассказ от имени героя

Рисунки учащихся

101.

«Я хочу рассказать вам...» (итоговый урок)

Урок    внеклассного чтения

Творческий отчет

Читать книги, рекомендованные для летнего чтения.

102-103.

Э. Пашнев. Любовь к Родине - главная тема повести«Доктор Крауклис»

Урок     внеклассного чтения

Краткие  сведения  о воронежском писателе Э. Пашневе. Главные   герои   повести: характеры и судьбы. Нравственная      проблематика и художественное своеобразие произведения

Анализ эпиграфов к уроку. Словарно-лексическая работа Выразительное  чтение фрагментов повести.

 Беседа по содержанию. Анализ отдельных эпизодов.

Художественный пересказ понравившегося эпизода.

Отбор цитатного материала. Устное сочинение-рассуждение

Портрет Э. Пашнева Выставка его книг. Иллюстрации учащихся к повести. Записи музыкальных пьес «Ностальгия» и «Одинокая флейта»

Исследовательская деятельность: работа с фондами библиотеки. Подготовка материалов (обзоры, рецензии,   интервью)     0 Э. Пашневе и его творчестве

104-105

Заключительный урок. Литературная игра. Рекомендации для летнего чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...