Конспект урока по русскому языку для 6 класса. Тема: "Сложное предложение и его виды".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Склярова Наталья Александровна

 

Задачи урока:

-образовательные:

  • расширение и углубление знаний о сложном предложении;
  • формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
  • умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

-развивающие:

  • совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
  • развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся

-воспитательные:

воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx40.43 КБ

Предварительный просмотр:

        Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Ну и грамотно писать.

  1. Работа в тетради. Запись числа и классной работы

 Русский язык  для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём.                                  А.С.Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

  Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения.

  Итак, начинаем!(слайд)

III. Орфоэпическая разминка

(слова записаны на доске с интервалом друг от друга, дети произносят их в соответствии с нормами литературного произношения)

Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о, каталóг, баловáть, [т’]ермин, ску[шн]о, компью[тэ]р, занятá, щавéль.

IV. Актуализация темы

(Слайд 2 Приложение 1)

1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило, которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие это правило.

– Какова тема нашего урока? (Слайд 3)

2. Целевая установка отражена в рубриках:

Слайд 4

Знать:

  • определение сложного предложения;
  • виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;
  • как связаны, с помощью чего части сложного предложения.

Слайд 5

Уметь:

  • распознавать сложное предложение и простое;
  • ставить знаки препинания в сложном предложении;
  • конструировать разные синтаксические конструкции;
  • разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.

Слайд 6

3. Этапы работы

  • I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.
  • II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.
  • III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.
  • IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.

V. Повторение

I этап «Вспомни!» (Слайд 7)

– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:

Сложное предложение – это …

 Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?

Закончите  предложения.

– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.

  • Пошел теплый дождь, и …
  • Пошел теплый дождь и …

VI. Изучение нового материала

Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»

  1. Просмотровое чтение. Учебник (страница 65) 
    Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится.(схема на доске)
  2. Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
    http://festival.1september.ru/articles/569071/1.gif
  3. Анализ примеров на доске
    Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.
    http://festival.1september.ru/articles/569071/2.gif
  4. Физкультминутка

VII. Закрепление материала

Слайд 9 «Используй!»

1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)

«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)

На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на слайде)

Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?

– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.

– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.

– Какие предложения вы не назвали и почему?

Слайд 10

2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.

Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.

http://festival.1september.ru/articles/569071/3.gif

2. Фотоколлаж. (Слайд 11)

Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

VIII. Выводы по уроку

«Проверь себя!» (Слайд 12)

  1. Устно закончи предложения
  2. Тест (карточка для учащихся)

IX. Домашнее задание

(Слайд 13)

  1. Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66
  2. Упражнения 153

X. Рефлексия

(Слайд 14)

! – что было важным сегодня на уроке? 
, – выскажите свои мысли по уроку
? – что осталось непонятным, вызвало трудности.
– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.

Конец урока (Слайд 15).

^ VI. Работа с текстом (текст на экране).

Добра…та – вещь уди…вительная. Она сбли…жает, как ничто другое. Она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разго…варивать, на котором мы только и можем понять друг друга… Добра…та изба…вляет нас от оди…ночества, душевных ран и непрошенн…ых обид. Мы больше получим, чем отда…дим, если будем чаще вспоми…нать про то, что нас соеди…няет, про то, что человек ста…новится Человеком только благодаря другому человеку.
Вопросы и задания:
• Прочитайте текст. Как можно озаглавить данный текст? (Доброта/ О доброте)
• Определите тип текста, стиль. (Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический)
• Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, объясните.
• Объясните постановку тире в первом предложении.
• Найдите предложение с однородными членами. Какие это члены предложения?
• Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Назовите средства связи, используемые в третьем предложении.

1.Река была тогда пуста и жизнь сохранялась только в лесу. (Д.Мамин-Сибиряк) 
2.Утром звезды удаляются потому что по небу движется солнце. (Л.Н.Толстой) 
3.Работу кончил серп на нивах золотых и покраснел уже вдали ковер лугов. (А.Кольцов) 
4.Когда он вышел на улицу луна скрылась за облаками.(А.Н.Толстой)
 

Задачи урока:

-образовательные:

  • расширение и углубление знаний о сложном предложении;
  • формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
  • умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

-развивающие:

  • совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
  • развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся

-воспитательные:

воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.

План урока:

1.ОНУ

2.АЗ

3.Изучение нового материала

4.Закрепление изученного

5.Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Контрольная работа по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение"

Контрольная работа позволяет проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, умение составлять схему сложного и простого предложений, давать синтаксическую характеристику предло...

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.

Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя  все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...

Конспект урока по русскому языку "Знакомство с однородными членами предложения" 5 класс коррекционная школа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Знакомство с однородными членами предложения...