урок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Соколова Светлана Ивановна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3a_urok_kommunikativnaya_tehnologiya.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная технология.

Урок в 5 классе по теме «Правописание НЕ с глаголом».

Цели урока: развитие навыка правописания НЕ с глаголом, умение применять правило написания НЕ с глаголом, развитие устной и письменной речи, воспроизводить своими словами правила и алгоритмы, умение действовать по образцу.

Ход урока.

1.Организационный момент. Сообщение темы урока.

Сегодня мы обратимся к части речи, отгадать название которой вам поможет загадка.

Все предметы оживляет, все их в дело вовлекает,                                                                                                                                       Что им делать, говорит. Строго сам за тем следит.                                                                                                                                                                                                                              Он три времени имеет, и спрягаться он умеет.

(Ответы учащихся:  мы будем изучать глагол).

2.Актуализация опорных знаний.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          -Однажды А.С.Пушкин пришел к своему другу Петру Андреевичу Вяземскому и написал в детский альбом сына поэта стихи. В них содержался совет. Давайте обратимся к этим словам.

Запись на доске.                                                                                                                                                                                                                                                                             Душа моя Павел, держись моих правил:                                                                                                                                                                                                              Люби то-то, то-то, не делай того-то…                                                                                                                                                                                      Тебе это ясно? Прощай, мой прекрасный!

-Устно назовите глаголы. Расскажите, что такое глагол?                                                                                                                    - Составление опорной схемы: глагол обозначает – отвечает на вопросы – изменяется в настоящем и будущем времени – изменяется в прошедшем времени, в предложении является.

Заполнение 1 части записи «З-Х-У»

-Выпишите из стихотворения все глаголы.  ( Держись, люби, не делай, прощай.)                               - Найдите среди глаголов лишний. Что обозначает его частица? ( Запрет на действие.)                                                     - Как пишется НЕ с глаголом?

3. Постановка учебной задачи.                                                                                                                                                                 - Какова тема нашего урока? (Правописание Не с глаголами)                                                                                                                  Заполнение 2 части записи «З-Х-У»

4.Работа с текстом. Восстановите текст по смыслу. Запишите первую часть текста.

( Гордую) частицу НЕ полюбил (благородный) глагол. (Печальной) была эта любовь. Он говорил:  «Люблю!», а она ему: …  Он говорил: «Верю!», а она ему:…    

Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и всегда писалась отдельно. Однажды НЕ говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если (докажешь, что жить без меня не можешь)».      

Вздохнул глагол и отправился скитаться по (словарям и учебникам). Когда он возвратился к своей любимой,  она отскочила от него с криком: «…! ...!»  (Негодую! Ненавижу!) . Вдруг НЕ замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях глагола. Так глагол доказал, что иногда НЕ может с ним соединиться.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 5.Запись вывода из грамматической сказки.                                                                                                                                                     Глагол с НЕ пишется раздельно, например…                                                                                                                                                                                                                           Глагол с НЕ пишется слитно, если…    

6.Лексико-грамматическая работа.                                                                                                                                                                       - назовите  исключения, которые пишутся слитно.

Болеть – недомогать; принуждать делать что-то против желания - неволить; сомневаться, не понимать в чем дело  - недоумевать; безудержно буйствовать  - неистовствовать; испытывать возмущение – негодовать; испытывать ненависть  -  ненавидеть.

7. Построение алгоритма рассуждения, обобщая все сказанное от правописании.

Употребляется без НЕ -----ДА-----пиши раздельно-----НЕТ-----пиши слитно.

Чтение правила из учебника, сверяем с нашими выводами.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой  по образцу (работа в группах).

 -запишите столбиком слова, составьте с ними словосочетания( 1 группа), составьте связный текст из 4-5 предложений  на тему «Настоящий друг» (2 группа).

Не бросит, не скроет, не забудет, не подведет, не жалеет, не льстит, ненавидит, негодует.        

9.Рефлексия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       -Чему научились на уроке?                                                                                                                                                                                                                       -Что понравилось на уроке?                                                                                                                                                                                    -Что нового узнали?

10.Домашнее  задание по выбору.                                                                                                                  Группа 1 записывает полезные советы, используя изученное правило. Группа 2 составляет кодекс чести современного школьника, используя новое правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...