урок в 5 классе "Лексическое значение"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Сорокина Юлия Анатольевна

Урок в 5 классе по программе Разумовской "Лексическое значение" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материалы к уроку22.99 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Орг. Момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе!

И мы начнем наш урок!

Лексическое значение слова

Спросить у детей, что мы изучали на прошлом уроке. Подвести их к пониманию системы языка.

Изучали –грамматическое значение, переходим к лексическому.

Учитель: Скажите, как вы понимаете слово «лексика»? Как вы думаете, что она изучает?

(Лексика – (в переводе с греч. «Lecsis» - слово, выражение) это раздел русского языка, изучающий словарный запас языка)

Учитель: Совершенно верно. Нам известно огромное количество слов из самых разных областей жизнедеятельности человека. Все они образуют в совокупности словарный, или лексический, состав языка.

Изучением и систематизированием значений слов в русском языке занимается лексикология.

Словарно-орфографическая работа

Учитель записывает на доске, одновременно диктуя ученикам, фиксирующим информацию в тетради:

Лексика, лексический, лексический состав русского языка, лексикология

Беседа по теме

Учитель: Итак, из чего же состоят слова, используемые нами в письменной и устной речи? (Из звуков, обозначаемых на письме буквами). Только ли из звуков? Прочитаем вслух стихотворение И. Токмаковой (распечатка текста у каждого учащегося на столе):

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

- Так из чего должно состоять значимое слово?

(Из звуков, иметь смысловую загруженность и грамматическое выражение.)

- Каким словам, состоящим в словарном составе литературного русского языка, необязательно иметь смысл?

(Звукоподражаниям, междометиям – они предназначены для придания тексту художественной и эмоциональной выразительности.)

Учитель: Лексическая составляющая слова может и должна раскрываться – то есть слово, имеющее смысловое значение, должно становиться понятным с помощью ряда способов.

Спишите, вставляя недостающие буквы. Найдите и запишите в тетрадь словарное значение подчеркнутых слов.

Обог(а)щайте себя знанием ру(с, сс)кого языка, читайте таких м(а)стеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов. Надо учиться языку, надо расш(и)рять свой лексикон, учиться облекать свои впеч(а)тления в более совершенную, яркую, пр(о)стую форму. Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено – тем больше придает фразе силы и убедительности. (М.Горький).

стихотворение.

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

***Чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тысяч слов, но этого мало для выразительности речи. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина включает около 7 тысяч слов. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова наиболее приемлемый для современного интеллигентного человека. В словаре до 50 тысяч слов. «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля включает в себя до 200 тысяч слов и состоит из 4 томов. Самый большой словарь – это «Словарь современного русского литературного языка»,  созданный Институтом Русского языка Академии наук СССР. Он включает в себя 17 томов.

Учитель: Однако русский язык богат не только потому, что в его словарный состав входит огромное количество слов.

Возьмем простое слово идти – перемещаться, двигаться в определенном направлении. Например: мы идем на экскурсию. А теперь приведем другие примеры: идет снег, по обеим сторонам дороги идут холмы. Русский глагол идти имеет более 40 значений.

Вспомним, сколько у этого слова синонимов: шествовать, направляться, шагать, выступать, семенить, топать, брести…

  • Запишите под диктовку. Попробуйте, используя выражения из этого текста, составить словарные статьи к слову глухомань.

В толковом словаре найдите значения слов мшары, гари, чернолесье, кордон, живица, просека, кондовый.

Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было «глухомань» … Я впервые услышал его (так же, как и слово «глушняк») от лесников. С тех пор оно связано в моем представлении с дремучим замшелым лесом, сырыми чащами, заваленным буреломами, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватыми сумерками и тишиной.

А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары, гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием (К.Г.Паустовский).

Чтение учителем стихотворения Ф. Васильева «Слово» Слайд 27.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

 

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

 

Им можно радости прибавить

И радость ядом отравить.

 Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

 

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

 Подумай, как бы не ударить

Того, кто слушает тебя.

Отгадать загадки – антонимы [1]

1. Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - ... . (Прохлада).

3. Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - ... .(Зима)

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это ... . (Плач).

3-й способ - подбор однокоренных слов.

Подбор однокоренных слов к слову "лесник" (лес, лесной, лесистый, лесничество, лесовик). Однокоренные слова помогают понять, почему именно так назван предмет. (Выполнение упр. 240 на стр. 81[4])

4-й способ - рисунок, который часто используется при знакомстве с новым словом в книгах для маленьких детей и книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов

4. Не бываю без начала

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ... . (Конец).

5. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь ... . (Тишина)

слово называет понятия, предметы, лица, признаки, действия, оценки.

-слово - значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку( звуки и буквы, и внутреннюю оболочку- значение и смысл слова.

-слово имеет лексическое и грамматическое значение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Значение физической активности. Закаливание организма"

Разработку можнол использовать при изучении курса биологии в 8 классе, а также при изучении курса ОБЖ....

Открытый урок "Строение и значение скелета"

Движение тела - функции мышц, но оно невозможно без опоры — костей....

Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод

Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...

Презентация к уроку по теме "Значения суффиксов", 5 класс

Данная презентация сопровождает урок русского языка по теме "Значения суффиксов" и предназначена для учащихся 5-го класса, обучающихся по образовательной программе "Школа 2100"....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Конспект урока. Тема урока. Обособленные дополнения. Значение обособленных дополнений

Урок русского языка в 8 классеТема урока. Обособленные дополнения.  Значение обособленных дополненийЦель урока: дать понятие об обособлении дополнений, совершенствовать знания  учащихс...