КВН "Занимательная грамматика"
план-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему

Пиховкина Лариса Владимировна

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_zanimatelnaya_grammatika.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку среди учащихся 6-7 классов.

«Занимательная грамматика».

Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку за курс 7-8классов.

Задачи: повторить теоретические сведения по русскому языку за курс 6-7 классов;

              развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного  

           цикла; расширить кругозор учащихся.

                                                Ход мероприятия.

- Мы собрались сегодня, чтобы показать свои знания по русскому языку, как мы умеем их использовать в другой ситуации, а не на уроке. Желаю всем удачи!

   1) Домашнее задание. Приветствие команд.

   2)  Разминка.

     а) Какие 3 местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ)

     б) Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я –МЫ)

     в) Какое  местоимение требует чистоты? (МОЙ)

     г) Какое  местоимение можно считать и самым хвастливым и самым скромным? (Я)

   3)    Задание: Подобрать к существительным прилагательные. (1 балл).

1 команда: вестибюль (просторный),  мозоль (болезненная)

2 команда: рояль (новый), вермишель (яичная)

3 команда: тюль (разноцветный), изложение (сложное).

   4)    Задание: Назвать фразеологизмы.  (1 балл).

1 команда: быстро бежать (во весь дух, сломя голову), тесно (яблоку негде упасть),

смеяться  (умирать со смеху);

2 команда: хорошо знать (как свои пять пальцев), падать духом (вешать нос),

уединяться (запираться в четырёх стенах);

3 команда: медленно (черепашьим шагом), легко (раз плюнуть, пара пустяков),

испугаться (поджать хвост).

5) Задание: Инсценировать фразеологизмы (пантомима). Команды должны отгадать фразеологизм.

1 команда: руки чешутся, топтаться на одном месте;

2 команда: развешивать уши, положа руку на сердце;

3 команда: кусать себе локти, два сапога пара.

  6)  Игра с болельщиками.

Задание: Закончить строку, назвать автора, произведение.

а) Скажи–ка,  дядя, ведь недаром…     (М.Ю. Лермонтов «Бородино»)

б)  Играют волны, ветер свищет…        (М.Ю. Лермонтов « Парус»)

в)  Волк ночью, думая залезть в овчарню… (И. Крылов «Волк на псарне»)

г) Ты слушать исповедь мою…               (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»).

         Загадки – шутки.

1) Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (бежать со всех ног)

2) Есть ли ноги у газеты и книги? (вверх ногами)

3) В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (друг друга они ненавидели)

4) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в своё дело. (нос)

7)  “Лексический бой” 

  1. Задание: по лексическому значению определить слово.
  2. Яркое освещение зданий и улиц по случаю праздника. (Иллюминация)
  3. Соус из растительного масла, яичного желтка и различных приправ. (Майонез)
  4. Лестное замечание в адрес кого-либо, позвала. (Комплимент)
  5. Изделие из горючих составов, дающее цветные огневые эффекты на праздниках. (Фейерверк)
  6. Подарок на память: вещь, связанная с воспоминаниями о ком-либо, о чём-либо. (Сувенир)
  7. Полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое количество человек. (Сервиз)
  8. Короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо. (Тост)
  9. Годовщина деятельности лица или учреждения; празднование по этому случаю. (Юбилей)
  10. Неожиданный подарок. (Сюрприз)

8)  «Гонка за лидером или дальше, дальше, дальше»

1 команда:

       1. Сколько звуков в слове лью? (три)

       2. Антоним к слову высокий (низкий)

       3. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?  (слон)

       4.  Прилагательное с корнем мороз (морозный)

       5.  Объясните значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)

       6.  Как проверить написание словарного слова? ( по словарю)

       7. Часть слова без окончания.  ( основа).

       8.  Проверочное слово к слову кормушка (корм)

       9.  Слово не воробей …  (вылетит – не поймёшь).

2 команда:

        1. Сколько звуков в слове ель? (три)

        2. Синоним к слову отважный (храбрый)

        3. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)

        4. Прилагательное со словом дом (домашний)

        5. Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)

        6. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)

        7. Проверочное слово к слову трава (травы)

        8. Не спеши языком,…  (спеши делом)

        9. Слово с приставкой под-…  

3 команда:

        1. Сколько звуков в слове ёж? (три)

        2. Подбери синоним к слову весёлый (весёлый)

        3. Прилагательное со словом сад (садовый)

        4. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении (окончание)

        5.  Объясните значение выражения «работать засучив рукава» (старательно)

        6. Сколько с приставкой пере-

        7. Проверочное слово к слову волна (волны)

        8. Откуда Айболиту пришла телеграмма?  (Африка)

        9. Сколько  букв в русском алфавите? (33 буквы)

8) Составь слово

Из данного слова составить новые имена существительные единственного числа.

ГРАММАТИКА

  Игра с болельщиками. «Замени одним словом.»

       Рукой подать –  близко        

       В час по чайной ложке – медленно

       Во весь дух –    быстро

       Морочить голову –  обманывать

       Засучив рукава –  старательно

       Зарубить на носу – запомнить

       Обвести вокруг пальца – обмануть

       Яблоку негде упасть –  тесно

       Прокатить с ветерком –  очень быстро.

Подведение итогов и награждение команд

 Заключительное слово учителя

Подведены итоги,

 Награды вручены.

 Наш КВН закончен,

 Активны были вы.

 От игр забавных к знаниям

 Команды дружно шли,

 Но главные победы,

 Конечно, впереди!

 Желаю вам, ребята,

 Счастливого пути!