конспект к презентации "Предложения с обращениями"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Сердюк Т. А.
Урок русского языка в 8 классе.
Тема: «Предложения с обращениями»
Цели урока:
1.Образовательно – развивающие:
1.1. Выведение новых понятий: звательная роль, оценочная роль, изобразительная роль, обращение – олицетворение, риторическое обращение.
1.2. Применение опорных понятий: обращение, интонационная и пунктуационная особенность обращений, орфограмма.
1.3. Овладение учащимися логическими (познавательными) универсальными учебными действиями: умением оперировать понятиями (определять, делить, обобщать, ограничивать, формулировать вопросы – суждения, умозаключения, применять логические приёмы (анализ, синтез, сравнение).
1.4. Овладение специальными (предметными) умениями: находить в предложениях обращения, определять их структуру и вид, выделять на письме обращения, определять значения слов.
2. Воспитательные цели:
2.1. Формирование диалектико - материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание – форма, общее – особенное – единичное, причина – следствие.
2. 2. Развитие универсальных учебных действий: личностных (умение адекватно оценивать себя и свои достижения), регулятивных (определение цели выполнения заданий на уроке, оценка и самооценка результатов работы на основе известных критериев) и коммуникативных (общение посредством высказывания возражений, дополнений, формулирования проблемных вопросов, умение сотрудничать в совместном решении проблемы, участвовать в работе группы).
Заявка на оценку:
«5» - 22 балла и более;
« 4» - 18 – 21 балл;
«3» -11 –17 баллов.
План – конспект.
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность учащихся. |
1. | Орг. Момент. | ||
1.1. | Проверка готовности к уроку (наличие раздаточного материала) | 10 сек. | |
1. 2 | Знакомство уч – ся с заявкой на оценку и критериями оценивания. | 1 мин. | |
2. | Работа в словарях (толковом и орфографическом). | ||
2. 1. | Словарная работа. Задание: Укажите лексическое значение данных слов: оптимизм, пессимизм, одухотворённый. | 3 мин. 3балла | Оптимизм (лат. – наилучший) мировосприятие, проникнутое жизнерадостностью, верой в лучшее будущее; Пессимизм (лат. – наихудший) мироощущение, проникнутое безнадёжностью, неверием в справедливость, в будущее; Одухотворённый – проникнутый возвышенными чувствами, стремлениями. |
Найдите лишнее слово среди данных, обоснуйте свой выбор, используя карточку №4 (противоречия). Что общего в этих словах? (Оптимизм, пессимизм) Что общего в лексическом значении данных слов? Какие слова указывают на положительные качества характера человека? Почему? | 1 балл 2 мин. 3 балла 1 балл 1 балл | Лишнее слово одухотворённый, если слова: оптимизм, пессимизм являются именами существительными, то слово одухотворённый является именем прилагательным. Основание деления-грамматические признаки частей речи Данные слова являются именами существительными м. р., 2 скл., И. п., нариц.,варваризмы и т.д. Все слова указывают на определённые качества характера человека. Оптимизм, одухотворённый. | |
Работа в орфографическом словаре. Запишите слова в орфографический словарь: тушёнка, сгущёнка. Задание: найдите противоречие в данных словах. Сформулируйте его, используя карточку №4 (противоречия). | 2 мин. 3 балла | Если в правиле сказано: в суффиксе после шипящих под ударением пишется буква о, а без ударения е, то в данных словах под ударением пишется ё. | |
2.2. | Актуализация опорных знаний. Задание по рисункам (прилагаются):
| 2 мин. 1 балл 2 балла 2 балла | Надеть шапку, шарф. Одеть ребёнка. Чем объяснить, что глагол одеть относится к первому рисунку, а глагол надеть ко второму рисунку? Если глагол одеть согласуется с одушевлёнными именами существительными, то глагол надеть – с неодушевлёнными. |
2.3. | Тема урока: «Предложения с обращениями». Вы обладаете определёнными сведениями по этой теме, используя их, составьте предложения к рисунку, относительно указанной темы. Чем объяснить, что в данных предложениях стоят запятые? | 2 мин. 1 балл 1 балл | Мама, надень мне, пожалуйста, шапку. Бабушка, я одела сестрёнку. На письме обращения выделяются знаками препинания, чаще всего – запятыми. |
3. | Усвоение новых знаний. | ||
3.1. | Самостоятельная работа с использованием карточек №1, №2. Сегодня мы углубим знания об обращении. Прочитайте стр. 117 – 118, составьте к данному тексту 3 вопроса понятия и 3 вопроса – суждения. 1 группа задаёт вопросы – понятия. 2 группа задаёт вопросы - суждения. | 5 мин. 3 балла 6 баллов 9 баллов | Вопросы – понятия: Что называется обращением? Что понимается под звательной ролью обращения? Что представляет собой риторическое обращение? Вопросы – суждения: Чем объяснить, что обращение выполняет оценочную роль? В каком случае обращение является риторическим? Почему обращение не является членом предложения? |
3.2. 3.3. | Постройте логическую схему, отражающую объём понятия «обращение», указав критерии деления. Приведите примеры из учебника. Обобщите понятие «обращение» до ближайшего рода и ограничьте до ближайшего вида. …риторическое обращение… | 5 мин. 6 баллов 2 балла | По выполнению изобразительной роли: обращение, риторическое обращение); по составу: нераспространенное (состоит из одного слова), распространённое (имеет зависимые слова). Обращение – риторическое обращение - сыпь, черёмуха, снегом. |
4. | Тренировочные упражнения. | 15 мин. | |
4.1. 4.2. 4.3. | Работа по картине В. М. Васнецова «Иван - царевич на сером Волке». Индивидуальное задание: Составьте 2 текста, каждый из3 предложений. В одном из них используйте обращение, в другом - риторическое обращение (обращение – олицетворение). Простая кооперация. Работа в группах. 1 группа – текст с обращением. 2 группа – текст с риторическим обращением. Обсудите тексты в группах, обращения заключите в овал. Посчитайте обращения.У кого больше? Решите, чья работа лучше. Защитите работу у доски. Сложная кооперация. Защита работы у доски (выступления от группы, анализ выступления). | 5 мин. 6 баллов. 5 мин. 5 мин. | 1 текст. Через леса дремучие, через болота топкие мчится Иван – царевич, а сам успокаивает Елену Прекрасную. Говорит он ей: «Милая, не бойся, вынесет нас серый Волк к свету божьему». «Дорогой мой спаситель, помоги и защити меня, девушку бедную», - говорит ему Елена Прекрасная. 2 текст. Просит Иван – царевич: «Беги, серый Волк, быстрее, выноси нас из леса скорее. Травушки – муравушки, пригибайтесь, деревья чёрные, расступайтесь!» А Елена Прекрасная к солнцу обратилась: «Солнышко ясное, появись скорее, освети нам путь!» |
5. 5.1. 6. | Подведение итогов урока. Задание: установите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера. А – обращение В – риторическое обращение С – Люди, берегите природу! Д – Но люблю тебя, родина кроткая! Домашнее задание. | 3 мин. 3 балла 1 мин. | Ответ:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Предложения с обращениями"
Конспект урока в 8-м классе по учебнику Р.Б. Сабаткоева "Русский язык (для национальных школ), 8 класс"....
Конспект урока по теме "Обращение. Функции обращения" в 8 классе
Представлена технологическая карта урока с презентацией...
конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"
интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...
Конспект урока по русскому языку в 5 класс. "Обращения. Знаки препинания при обращении"
Знакомство с обращением в игровой форме...
Конспект урока по теме "Обращение"
Урок по теме "Обращение" 8 класс, программа, адаптированная для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....