О чем рассказал телефонный справочник (региональная лексика на уроке русского языка)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Чернокова Валентина Леонидовна

Представлена разработка урока русского языка в 6 классе на основе регионального лексического компонента. Форма урока: урок-экскурсия. Тип урока: урок-исследование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О чем рассказал телефонный справочник?

Урок развития речи на основе лексического регионального компонента. 6 класс, 09 октября 2015 г.

Учитель Чернокова В.Л.

Цель: 

анализ урбанонимов и эмпоронимов п. Плесецк, г. Архангельск.

Задачи:

Развивающие: развивать творческую активность учащихся,

                            способствовать усвоению и углублению знаний по основным разделам лексики.

Воспитательная: воспитывать чуткость и внимательность к слову, бережное отношение к родному языку,

Обучающая:  

Способы деятельности обучающихся: поисково-исследовательская деятельность в группах, анализ языковых единиц.

Формирование УУД

Познавательные:

  1. Точное понимание цели работы.
  2. Умение работать со словарным материалом, книгой.
  3. Находить способы рения учебных задач.

Регулятивные

  1. Умение планировать собственную деятельность.
  2. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
  3. Способность преодолевать трудности, возникающие на уроке, поиск решений.

Коммуникативные

  1. Достаточно полно и точно выражать свои мысли.
  2. Слушать и вступать в диалог при обсуждении вопроса.
  3. Строить вопрос в процессе поиска информации.
  4. Оформлять мысли в соответствии с нормами русского литературного языка.

Тип урока: урок-открытие.

Форма урока: урок – экскурсия.

Оборудование:     мультимедийная система

Телефонная книга Архангельска и Архангельской области 3 шт.

Путевые листы 3 шт ( с картой)

Карта Плесецкого  района (пазл)

Карта Архангельской области (пазл,)

Смайлы

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня с вами проведу урок я, Давайте познакомимся. Меня зовут Валентина Леонидовна. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь  и пожелайте удачи, пожав руки.

Урок наш будет не совсем обычным, а скорее совсем необычным. Все уроки, как люди, и похожие, и разные, Если к ним приглядеться с различных сторон.  

      Я надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас светлым и радостным, и вы совершите небольшие открытия.  

Посмотрите на экран. Что вы там видите? (Город) Интересно побывать в нем? Но сделать это не так просто.

-Что надо сделать, чтоб экскурсия удалась?

-  А для чего мы совершаем экскурсии?

А еще мы запланируем одержать сегодня маленькую победу и почувствовать радость успеха. Готовы отправиться в путь? Тогда вперед.

Мы сможем совершить экскурсию, только решив лингвистические задачки. Решать мы их будем в группах. А результаты   внесем в путевой лист.

2.Интерактивная экскурсия.

Итак, мы въезжаем  в город.

Давайте рассмотрим  карту города и познакомимся с нашим маршрутом,  а подсказал мне этот маршрут телефонный справочник, который указывает  не только номера необходимых  телефонов…Например, мне он подсказал темы для лингвистических исследований, одно из которых мы сделаем вместе с вами.

- Дорога была длинной, достаточно сложной после осенних дождей, поэтому нам необходимо остановиться в автосервисе, чтобы проверить исправность автобуса. Пока наш шофер справляется с этой задачей, мы тоже решим задачу, но лингвистическую.

Задача  №1 группам: Автосервис

- Мы продолжаем нашу экскурсию. Так как все мы готовимся к сдаче норм ГТО, то давайте заглянем на Спортивный перекресток.

Задача №2

- К сожалению, ребята, у одного из ваших товарищей от холодного северного ветра разболелся зуб. Давайте поможем ему найти хорошую стоматологическую клинику в Больничном городке.

Задача №3

- Все вы, ребята, очень любознательные,  увлеченные, наверняка вам захотелось побывать в Городе Мастеров узнать что-то новое, интересное…

Но как это сделать в огромном городе? Как найти необходимую мастерскую или ателье? Легко ли это сделать?

Проблемная задача №4  Площадь Магазинов

Наверное, ни одна экскурсия по городу не заканчивается без посещения магазинов

3. Рефлексия

И наконец, мы возвращаемся в нашу родную школу, где мы стараемся не просто получить знания, но и приобретаем опыт, чтобы не совершать в жизни  ненужных ошибок, где подводим итоги. Давайте и мы с вами подведем наши итоги и оценим свою работу.  Подсчитывают баллы в МЛ. (смайлы).  Понравилась вам экскурсия?

Наш урок я хотела бы закончить словами  «Каждый день жизни прибавляет частицу  мудрости».

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

Я надеюсь, вы почувствовали, что талантливы? И что мы никак не можем быть серыми, одинаковыми. Потому что мы – разноцветные. Это прекрасно, не так ли? Быть ручьем, течь извилисто, но к общему для всех нас морю.



Предварительный просмотр:

Можно ли по данным названиям определить, что это? Почему? Предположите, названием чего являются данные выражения?

1000 мелочей, Японский рай, Энергия движения, АВТОритет, Озвучь мир, Скобяная лавка, Норд стартёр, Энергия движения.

Какое название является устаревшим?

Попробуйте определить, откуда взяты  названия автомоек и магазинов игрушек, приведенные ниже?

Автобаня,  Автограф,  Мой-до-дыр,  Формула-1, Винни-Пух, Изумрудный город, Джерри, Хрустальный башмачок, Мальвина.

Найдите среди названий названия автоцентров, автосервисов.  Назовите те, по названиям которых можно определить, что они расположены в Архангельской области?

 

Северная Империя, Баренц, Автореанимация, Колесо, Багира, Полярник, Космос, Эллада.



Предварительный просмотр:

Каким способом образованы следующие названия? Объясните

Спортконтинент, Спортмастер,  Спорттовары, Спортландия, Северстрой, Экострой, Техностандарт, Торгинвентарь.

Найдите профессионализмы в приведенных названиях, определите, какую сферу деятельности (профессию) они обслуживают:

 Спортконтинент, Спортмастер, Спорттовары, Спортландия,   Профессионал, Фитнес-клуб, Тонус-стиль, Беломорская судоверфь, Азимут-компания, Многогранник,  Европрофиль, 220 вольт.

Найдите приметы профессий в приведенных названиях, определите, какую сферу деятельности (профессию) они обслуживают:

 

Папа Карло, Фитнесс-ланд,   2000 вольт, Звездное небо, Коллаж, Саквояж, Финколор, Егерь, Клевое место, Мурена, Перекат.

Какое название   «не вписывается» в приведенный список, является лишним, почему?



Предварительный просмотр:

Найдите элемент, при помощи которого образованы названия стоматологических клиник: 

Глобо-стом, Евростом,   Мегастом, Профи-стом, Эстом, Двина Стом, Северная Стоматология, Стоматолог, Добрый стоматолог

Попробуйте объяснить,  что он обозначает, подберите однокоренные слова.

 Какие названия, по вашему мнению, являются самыми удачными для Архангельска?

Найдите элемент  слов, при помощи которого образованы названия стоматологических клиник:

Денталь, Дент-мастер,  Дента-люкс, Полидент, Нордент, Дантист, Парадиз Денталь, Технодент, Дентамед

 Попробуйте объяснить, что он обозначает?

        

Выберите из данного  слова, которые могут быть названиями стоматологических клиник или кабинетов и объясните, почему?

Жемчужина, Радент, Студия 32,  Эскулап,  Глория, Жасмин, Гелиос,  Водолей, Альтаир,    Эстет, Твоя улыбка, Зубной лекарь.

Какое название клиники отличается от всех остальных, почему? Какие названия, по-вашему, лучшие?



Предварительный просмотр:

Рассмотрите наименования парикмахерских:

 «Алиса»,  «Бабочка», «Ирина», «Катрин»,  «Клеопатра», «Красота», «Леди», «Образ»,  «Фиалка», «STUDIO”,”VANESSA  RICHI”, «Сакура», “EL ROSE”,”MAGNOLIA”, “US Максима» «Атмосфера», «Версаль», «Изюминка», «Орхидея», «Риволи», “BUENGO”, «Штрих», «Чубчик кучерявый», «Феллини», «Остров красоты»,  «Соломбала».

Назовите иноязычные названия. Почему в названиях  парикмахерских иноязычных слов больше, чем русских?  Какие названия вам кажутся более удачными? Почему?

Найдите среди названий архангельских ателье разговорную, книжную, профессиональную и т.д.)

Атлас,  Волшебница, Иголкино,  Кокетка, Модница, Поморочка,  С иголочки, Салон мадам Соловьёвой, Кудель,  Времена года.  Молодость, Ника.

Какое слово является устаревшим?

Что является словосочетанием из предложенных названий? Объясните свой выбор:

Братья Гриль,  На Окружной,  На часок, Флора и фауна, Кот и Пес, Лес и Дом,  Планета инструментов, Оранжевое настроение, Книжная пристань,  Два сапога, Остатки сладки, Поморские штучки, Куча мала.



Предварительный просмотр:

Вывесками каких заведений могут быть названия:

 «Золотая миля», «Студия уюта», «Буквоед», «Карандаш», «Барракуда», «Котофей»,   «Циркон», «Карат», «Фианит»?

Какие элементы названия позволили вам сделать такой вывод?

Определите, какие названия созданы на основе устаревших слов, неологизмов, объясните названия: 

«Котофей», «Модем», «Remix», «Буквоед», «Примус», «Русь», «Дока», «Creative», «Риэлт-Плюс»,  «Злато Россов»

 

Найдите в данных словах признаки заимствования, укажите их:

«Эльдорадо», «Эксперт», «Зингер», «Вектор», «Аквилон-плюс»,  «Канцлер», «Модуль», «Вита Норд», «Конфетти», «Барракуда», «Дисма», «Сигма».



Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\map.gif

Маршрутный лист    6 б класса   _______________

Цель путешествия:

           Знакомство с региональной лексикой

Остановка

Оценка

Автосервис

Перекресток Спортивный

Больничный городок

Район Мастеров

Площадь магазинов

Школа (конечная)

C:\Users\Администратор\Desktop\map.gif

Маршрутный лист    6 б класса   _______________

Цель путешествия:

Знакомство с региональной лексикой

Остановка

Оценка

Автосервис

Перекресток Спортивный

Больничный городок

Район Мастеров

Площадь магазинов

Школа (конечная)

Маршрутный лист    6 б класса   _______________C:\Users\Администратор\Desktop\map.gif

Цель путешествия:

Знакомство с региональной лексикой

Остановка

Оценка

Автосервис

Перекресток Спортивный

Больничный городок

Район Мастеров

Площадь магазинов

Школа (конечная)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А С У Ч И В Р У К А В А П А З С Н О Й А Р С К А З Ч О П Н И Т Ь З Ч Д Е С А К О П З А Л С Я Б О Д В Л Я Т Ь Добро пожаловать!

Слайд 3

Виртуальная экскурсия в Лексический Архангельск Автосервис 1 Перекресток Спортивный 2 Больничный городок 3 Площадь магазинов и кафе 5 Район Мастеров 4 Школа 6

Слайд 4

Можно ли по данным названиям узнать что это? Почему? Предположите, названием чего являются данные выражения? 1000 мелочей, Японский рай, Энергия движения, АВТОритет, Озвучь мир, Скобяная лавка, Норд стартёр, Энергия движения. Какое название является устаревшим? Автосервис 1 Попробуйте определить, откуда взяты названия автомоек и магазинов игрушек, приведенные ниже? Автобаня, Автограф, Мой-до-дыр, Формула-1, Винни-Пух, Изумрудный город, Джерри, Хрустальный башмачок, Мальвина Найдите названия автоцентров, автосервисов. Назовите те, по названиям которых можно определить, что они расположены в Архангельской области? Северная Империя, Баренц, Автореанимация, Колесо, Багира, Полярник, Космос, Эллада.

Слайд 5

Перекресток Спортивный 2 Каким способом образованы следующие названия? Объясните Спортконтинент, Спортмастер, Спорттовары, Спортландия, Северстрой, Экострой, Техностандарт, Торгинвентарь . Найдите профессионализмы в приведенных названиях, определите, какую сферу деятельности (профессию) они обслуживают: Спортконтинент, Спортмастер, Спорттовары, Спортландия, Профессионал, Фитнес-клуб, Тонус-стиль, Беломорская судоверфь, Азимут-компания, Многогранник, Европрофиль, 220 вольт . Найдите приметы профессий в приведенных названиях, определите, какую сферу деятельности (профессию) они обслуживают: Папа Карло, Фитнесс-ланд, 2000 вольт, Звездное небо, Коллаж, Саквояж, Финколор, Егерь, Клевое место, Мурена, Перекат. Какое название « не вписывается » в приведенный список, является лишним, почему?

Слайд 6

Больничный городок 3 Найдите элемент, при помощи которого образованы названия стоматологических клиник: Глобо-стом, Евростом, Мегастом, Профи-стом, Эстом, Двина Стом, Северная Стоматология, Стоматолог, Добрый стоматолог Попробуйте объяснить, что он обозначает, подберите однокоренные слова. Какие названия, по вашему мнению, являются самыми удачными для Архангельска? Найдите элемент слов, при помощи которого образованы названия стоматологических клиник: Денталь, Дент-мастер, Дента-люкс, Полидент, Нордент, Дантист, Парадиз Денталь, Технодент, Дентамед Попробуйте объяснить, что он обозначает ? Выберите из данного слова, которые могут быть названиями стоматологических клиник или кабинетов и объясните, почему? Жемчужина, Радент, Студия 32, Эскулап, Глория, Жасмин, Гелиос, Водолей, Альтаир, Эстет, Твоя улыбка, Зубной лекарь. Какое название клиники отличается от всех остальных, почему? Какие названия, по-вашему, лучшие?

Слайд 7

Район Мастеров 4 Рассмотрите наименования парикмахерских: «Алиса», «Бабочка», «Ирина», «Катрин», «Клеопатра», «Красота», «Леди», «Образ», «Фиалка», « STUDIO ”,” VANESSA RICHI ”, «Сакура», “ EL ROSE ”,” MAGNOLIA ”, “ US Максима» «Атмосфера», «Версаль», «Изюминка», «Орхидея», «Риволи», “ BUENGO ”, «Штрих», «Чубчик кучерявый», «Феллини», «Остров красоты», «Соломбала». Назовите иноязычные названия. Почему в названиях парикмахерских иноязычных слов больше, чем русских? Какие названия вам кажутся более удачными? Почему? Найдите среди названий архангельских ателье разговорную, книжную, профессиональную и т.д.) Атлас, Волшебница, Иголкино, Кокетка, Модница, Поморочка, С иголочки, Салон мадам Соловьёвой, Кудель, Времена года. Молодость, Ника. Какое слово является устаревшим? Что является словосочетанием из предложенных названий? Объясните свой выбор : Братья Гриль, На Окружной, На часок, Флора и фауна, Кот и Пес, Лес и Дом, Планета инструментов, Оранжевое настроение, Книжная пристань, Два сапога, Остатки сладки, Поморские штучки, Куча мала.

Слайд 8

Площадь магазинов и кафе 5 Вывесками каких заведений могут быть названия: «Золотая миля», «Студия уюта», «Буквоед», «Карандаш», «Барракуда», «Котофей», «Циркон», «Карат», «Фианит»? Какие элементы названия позволили вам сделать такой вывод? Определите, какие названия созданы на основе устаревших слов, неологизмов, объясните названия: «Котофей», «Модем», «Remix», «Буквоед», «Примус», «Русь», «Дока», «Creative», «Риэлт-Плюс», «Злато Россов» Найдите в данных словах признаки заимствования, укажите их: «Эльдорадо», «Эксперт», «Зингер», «Вектор», «Аквилон-плюс», «Канцлер», «Модуль», «Вита Норд», «Конфетти», «Барракуда», «Дисма», «Сигма».

Слайд 9

Слово – великое дело! Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить людей. Словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей. Л.Толстой Человек чрез слово всемогущ: Язык всем знаниям и Всей природы ключ. Г. Державин .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование регионального материала на уроках русского языка

Планирование занятий региональной тематики  с учащимися на уроках русского языка в 7 -11 классах...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.

В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...

Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....

Региональный компонент на уроках русского языка и литературы

Региональный компонент на уроках русского языка и литературы...

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии

Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...