сценарий урока русского языка в 6 классе "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Парамонова Елена Анатольевна

Задачи урока:

 

1.     Образовательные:

·        познакомить с правописанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;

·        развивать умение аналитически думать, рассуждать;

·        обогащать словарный запас учащихся;

·        совершенствовать орфографические  умения и навыки.

2.     Развивающие

·        развитие внимания;

·        формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

·        развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

·        развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

·        развивать умение применять новые знания;

·        развитие речевых способностей учащихся;

·        формирование логических умений;

·        развитие умения опираться на уже известное;

·        развитие умения групповой  работы.

3.     Воспитательные:

·        воспитание интереса и уважения к родному языку;

·        воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_fgos.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Урок русского языка

Тема: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Учебник: М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская

 Русский язык 6 класс

Цель урока: создать условия для формирования личностных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), совершенствовать орфографические навыки правописания прилагательных.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • познакомить с правописанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;
  • развивать умение аналитически думать, рассуждать;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения и навыки.
  1. Развивающие
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное;
  • развитие умения групповой  работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой  работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • учебник;
  • распечатанные тесты на листах А4для каждого учащегося.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Планируемые результаты:

предметные: закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках  и синтаксической роли прилагательных; усвоение навыков написания одной и двух н в суффиксах прилагательных; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: профессиональное самоопределениепонимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к окружающим; этические нормы поведения: вежливость, точность, собранность;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция, умения и навыки готовности к уроку

      Приветствие, вступительное слово учителя. Проверка готовности к уроку (дневник, учебник, рабочая тетрадь, ручки, карандаши).

       Оформление записей в рабочих тетрадях.

Число. Классная работа. Тема (запись в тетрадь).

Одна и две буквы н  в суффиксах прилагательных.

Слайд1.

.

Оценивание готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: развитие воли, положительного эмоционального настроя

Цель (чего я хочу  добиться на уроке)

Вывод о том, что учащийся должен быть грамотным,

надо знать русский язык

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать; закрепить навыки словообразования и умения выделять словообразовательные аффиксы;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: развитие навыков самоконтроля; трудолюбия и ответственности при выполнении домашнего задания.

личностные: трудолюбие и ответственность при выполнении домашнего задания.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, усвоение правила написания одной и двух н в суффиксах прилагательных; отработка умения правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н.

коммуникативные УУД: рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;

регулятивные:  развитие стремления вчитываться, вдумываться в лексическое значение слова, обогащать словарный запас учащихся;

личностные: чувство любви к родному языку.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов. В домашней работе у вас было задание образовать прилагательные от существительных.

 Назовите прилагательные,  образованные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть.  Какие словообразовательные суффиксы вы выделили? (Учащиеся называют суффиксы, при затруднении слабые учащиеся подбирают однокоренные слова, разбирают слово по составу.)

За полный правильный ответ учащийся получает оценку «5», все оценки учащихся комментируются учителем.

Перед классом на мультимедиа появляются пары слов, в прилагательных выделены суффиксы (слайд 2):

сон-сонный

станция – станционный

солома – соломенный

утка – утиный

песок – песчаный

нефть - нефтяной

Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н, а в других – две н? Слайд 2.

(Учащиеся пытаются вывести правило написания н – нн в суффиксах прилагательных).

3. Изучение нового учебного материала.

      Слайд 3. Знакомство учащихся с алгоритмом.      Слайд 4. Учитель: Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н –нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

      Учащиеся узнают, что краткая форма пишется, как полная: ценная вещь – ценна, ветреная погода – ветрена.

       Внимание ребят обращается на правописание слов ветреная – ветряная. Правописание этих слов зависит от значения.

       Выполняется упражнение по учебнику. Учащиеся определяют и комментируют «по цепочке», какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях: ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр..ное (утро), ветр..ная (оспа), .. и т. д.

       Чтение правила по учебнику, знакомство с орфограммой «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

       Слайд 5. Правописание следующих слов нужно запомнить: зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний. В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одна н.

      Слайд 6. Предложенные слова из следующего упражнения учебника выписать в два столбика с одной и двумя н в суффиксах прилагательных.

       Революционный, орлиный, овсяный…

       Обозначить орфограмму, объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.

       Слайд 7. В данных предложениях объясните написание пропущенных букв.        

Отвечают на вопросы, доказывая свой ответ примерами

Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. (Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н –нн).

Вывод учащихся

Комментарий учащихся

Вывод учащихся, сравнение с информацией учебника

(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь).

(Записываются только слова, в которых пропущены буквы, обозначается орфограмма)       

Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)

Самоконтроль

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция; развитие способности учащихся к самоанализу, самооценке;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование самостоятельности учащихся, собранности;

познавательные: обобщение и систематизация знания учащихся о написании одной и двух н в суффиксах прилагательных, закрепление орфографических навыков правописания прилагательных.

4. Закрепление учебного материала

       Слайд 8. Ребятам предлагается тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту (на слайде 8).

        Такая работа способствует орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово.

        Самопроверка, самооценка.

  • Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки. (После проверки учащиеся, допустившие ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом).
  • Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

Самостоятельная работа

        Самопроверка, самооценка

Контроль-коррекция

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: саморегуляция;

познавательные: усвоение теоретического материала параграфа и закрепление умения применять полученные знания на письме.

5. Задание на дом.

      Параграф (правило), упражнение. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-(-ян-) или –енн-. Обозначьте орфограмму.

Итоги урока. Рефлексия

- Я вспомнил, что…

- Я понял…

-Было интересно…

-Особенно понравилось

-Вызвало затруднение

-Было сложно…

-Нужно выучить…

Подводят итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе Правописание букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-.

Учебный материал урока позволяет  эффективно провести урок в 6 классе с использованием мультимедийной презентация, сочетая при этом различные формы работы учащихся на уроке: самостоятельная...

Урок русского языка в 6 классе "-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных"

Урок русского языка. Данный урок способствует формированию у учащихся навыков написания -Н- и -НН-  в суффиксах прилагательных. Урок содержит различные виды заданий для отработки основных умений ...

Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный годНоминация «Открытие года»II этап «Уроки в незнакомом классе»Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»Тип урока:  изу...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных"

Данный план - конспект урока поможет учителю русского языка  в формировании навыков правописания наречий  у учащихся 6 классов....

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...