Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Валентина Станиславовна Шаламбар

Наречие как часть речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_kak_chast_rechi.docx63.85 КБ
Файл narechie_kak_chast_rechi.pptx422.01 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс    дата 27.11.14

Тема: Наречие как часть речи.

Тип урока: объяснения нового материала.

Цель: дать понятие о наречии как о части речи и показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Задачи:

образовательная:

-повторить правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте, синтаксический разбор простого предложения;

-формирование умения находить и использовать наречия в тексте;

развивающая:

-развивать творческие способности учащихся;

-расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

воспитательная:

воспитывать интерес к изучению предмета.

Оборудование:

раздаточный материал;

компьютерный тренажер по русскому языку “Фраза”;

презентация Power Point;

мультимедийный проектор;

доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Повторение:

1 ученик работает с компьютерной программой «Фраза», 3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.

б) Работа с классом. 1 ученик у доски.

Задание: запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор этого предложения

Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.

  1. Объяснение новой темы.

1. Работа с текстом. (Слайд 3,4)

В приведенном рассказе (распечатанный текст лежит перед учениками на партах) о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Первый раз учитель читает текст вслух, учащиеся слушают, затем списывают отрывок в тетрадь, после чего пересказывают содержание текста от третьего лица, стараясь использовать все наречия.

ЗА ВОЛОСЫ

Однажды сп..саясь от турок попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь (не)допрыгнул до берега и мы (с)разбегу шлепнулись в жи..кую грязь. Вот уже все тулов..ще моего коня скрылось в злово(н,нн)ой грязи вот уже и моя голова стала погружа(т.ть)ся в болото и оттуда торчит лишь к..сич(?)ка моего п..рика.

Мы (не)преме(н,нн)о погибли бы если бы не уд..вительная сила моих рук. Я страшный силач(?). Схв..тив себя за эту к..сич(?)ку я изо всех сил дернул вверх и без большого труда выт..щил из болота и себя и своего коня которого крепко сжал об..ими ногами как щ..пцами. Если вы дума..те, что это ле..ко, то попробуйте проделать это сами.

– Найдите наречия; укажите словосочетания, в которые входят наречия; обозначьте в них главное и зависимые слова. (Слайд 5 )

– Что поясняет наречие? Какова его роль в предложении? (Слайд 6)

– Каким членом предложения является наречие?

– Можно ли изменить наречие?

– Какой вопрос задается к наречиям?

2. Чтение материала учебника (§ 32, с. 93).

3. Рассказывание правила о наречии как части речи: те, кому легче нарисовать, могут представить наречие, используя материал в виде рисунка. (Слайд 7)

 Можно придумать грамматическую сказку «О любознательном Наречии», которое подсказывает действию «где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как». Более слабым ученикам предлагается составить рассказ о наречии в устной форме (§ 32, с. 93).

  1. Закрепление темы.

1. Выписать словосочетания: (Слайд 8)

наречие + слово, с которым оно сочетается.

– Нас приглашает А. Дюма.

Запись на доске:

  1. И тогда кабинет господина де Тревиля всегда  трепет у всех входивш.. мгновенно превратился в отделение приемной.

2) У ворот он увидел Портоса беседовавш.. с караульным.

3) Там я  вам подходящ.. для поединка место.

4) Д’Артаньян произнес эти слова с простотой делавш.. честь его учтивости.

5) Д’Артаньяну приходилось напрягать всю свою волю, чтобы не вмешаться в  там, внизу.

6) Д’Артаньян немедленно  в указанный ему трактир который узнал по крикам  оттуда.

7)  к будущ..му аббату оказалось не так-то просто.

2. Выполнение упражнения 197.

 Гимнастика для глаз

3. Орфоэпическая пятиминутка (устно). (Слайд 9)

Без  ýмолку,  глубóко  (глубокó),  и’зредка,  мéльком,  нáзло,  спéреди,  щекóтно.

4. Составление предложений с наречиями-синонимами. (Слайд 10)

а) Поверхностно, мелко, недостаточно, бегло, быстро, мельком, дилетантски, кое-как, чуть-чуть, отчасти, немножко.

б) Совсем, целиком, вовсе, совершенно, вполне, полностью.

– Установите разницу в употреблении этих групп синонимов.

– Придумайте такие предложения, где уместен один из синонимов и неуместны другие.

I вариант – а)                II вариант – б)

Наиболее интересные предложения из каждой группы записать на доске и в тетрадях, отметив синтаксическую роль наречий графически.

Рефлексия

V. Подведение итогов урока. (Слайд 11)

– Что называется наречием?

– Каковы морфологические признаки наречий? Их синтаксическая роль?

& Домашнее задание: придумать грамматическую сказку о Наречии; упражнение 199, ответить на вопросы. 

(Слайд 12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать седьмое ноября Классная работа Наречие как часть речи

Слайд 2

Словарная диктовка Присутствовать, отразить, гирлянда, возвышенный, поразительный, поощренный, силуэт, приведенный, кованый, неслыханный, нечаянный, священный, выровненный, аквариум, претензия, прекратить, сиять, дистанция, комбинация, экспресс, акварель, мировоззрение.

Слайд 3

Составьте предложение по схеме сущ. И. п. – сущ. И. п . Объясните постановку тире в предложении.

Слайд 4

Работа с текстом Р асставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. ЗА ВОЛОСЫ Однажды сп .. саясь от турок попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь (не)допрыгнул до берега и мы (с)разбегу шлепнулись в жи ..кую грязь. Вот уже все тулов.. ще моего коня скрылось в злово ( н,нн )ой грязи вот уже и моя голова стала погружа ( т.ть ) ся в болото и оттуда торчит лишь к.. сич (?) ка моего п.. рика . Мы (не) преме ( н,нн )о погибли бы если бы не уд.. вительная сила моих рук. Я страшный силач(?). Схв .. тив себя за эту к.. сич (?) ку я изо всех сил дернул вверх и без большого труда выт.. щил из болота и себя и своего коня которого крепко сжал об..ими ногами как щ .. пцами . Если вы дума..те, что это ле ..ко, то попробуйте проделать это сами.

Слайд 5

Проверь себя ЗА ВОЛОСЫ Однажды , сп а саясь от турок , попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлепнулись в жи д кую грязь. Вот уже все тулов и ще моего коня скрылось в злово нн ой грязи, вот уже и моя голова стала погружа ть ся в болото, и оттуда торчит лишь к о сичка моего п а рика . Мы не преме нн о погибли бы , если бы не уд и вительная сила моих рук. Я страшный силач . Схв а тив себя за эту к о сичку , я изо всех сил дернул вверх и без большого труда выт а щил из болота и себя и своего коня, которого крепко сжал об е ими ногами, как щ и пцами . Если вы дума е те , что это ле г ко , то попробуйте проделать это сами .

Слайд 6

Задание Выпишите из текста словосочетания, в которые входят наречия; обозначьте в них главное и зависимые слова . Попробовал однажды Перепрыгнуть верхом Шлёпнулись с разбегу Скрылось уже Торчит оттуда Непременно погибли бы Дёрнул вверх Сжал крепко

Слайд 7

Подумайте! – Что поясняет наречие? Какова его роль в предложении? – Каким членом предложения является наречие? – Можно ли изменить наречие? – Какой вопрос задается к наречиям?

Слайд 9

В гостях у господина А.Дюма 1) И тогда кабинет господина де Тревиля всегда вызывавш … трепет у всех входивш … мгновенно превратился в отделение приемной. 2) У ворот он увидел Портоса беседовавш … с караульным. 3) Там я вам укажу подходящ … для поединка место. 4) Д’Артаньян произнес эти слова с простотой делавш … честь его учтивости. 5) Д’Артаньяну приходилось напрягать всю свою волю, чтобы не вмешаться в происходившее там , внизу. 6) Д’Артаньян отправился немедленно в указанный ему трактир который узнал по крикам доносивш … ся оттуда. 7) Войти к будущ .. му аббату оказалось не так-то просто . Выпишите словосочетания наречие + слово, с которым оно сочетается

Слайд 10

Орфоэпическая пятиминутка Без ýмолку , глубóко ( глубокó ), и‘зредка , мéльком , нáзло , спéреди , щекóтно .

Слайд 11

Составление предложений с наречиями-синонимами а) Поверхностно, мелко, недостаточно, бегло, быстро, мельком, дилетантски, кое-как, чуть-чуть, отчасти, немножко . б) Совсем, целиком, вовсе, совершенно, вполне, полностью . – Установите разницу в употреблении этих групп синонимов.

Слайд 12

Подведение итогов урока – Что называется наречием? – Каковы морфологические признаки наречий? Их синтаксическая роль?

Слайд 13

Домашнее задание придумать грамматическую сказку о Наречии; ИЛИ упражнение 199, ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки,  формировать умения образовывать  наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи

Познакомить учащихся с наречием как частью речи...

Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...

Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению

Маршрутный лист дистанционного урока...

Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.

Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...