Лексика и словари.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Парамонова Елена Анатольевна
Тема: Лексика. Словари. Толковый словарь. Фразеологический словарь. Задачи урока: 1. Образовательные: • развивать умение аналитически думать, рассуждать; • обогащать словарный запас учащихся; • совершенствовать навыки грамматического разбора предложения. 2. Развивающие • развитие внимания; • развитие умения самостоятельно добывать необходимую информацию; • развивать умение применять новые знания; • развитие речевых способностей учащихся; • формирование логических умений; • развитие умения опираться на уже известное. 3. Воспитательные: • воспитание интереса и уважения к родному языку; • воспитание ценностного отношения к слову; • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; Оборудование: • В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»; • В. П. Жуков, А. В. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка»; • А. П. Евгеньева. «Словарь синонимов». • учебник; • доклады и учащихся о словарях и их авторах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Лексика. Словари. Толковый словарь. Фразеологический словарь.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развивать умение аналитически думать, рассуждать;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать навыки грамматического разбора предложения.
  1. Развивающие
  • развитие внимания;
  • развитие умения самостоятельно добывать необходимую информацию;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Оборудование:

  • В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»;
  • В. П. Жуков, А. В. Жуков. «Школьный фразеологический словарь русского языка»;
  • А. П. Евгеньева.  «Словарь синонимов».
  • учебник;
  • доклады и учащихся о словарях и их авторах.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания (представление словарей учениками).

Ребята! Недавно мы с вами писали изложение о В. И. Дале, создателе «Толкового словаря живого великорусского языка», и я специально нарушила традицию и не стала зачитывать в классе лучшую работу – её автор сам перескажет своё изложение. А я обращаю ваше внимание на представленные на нашей выставке современные издания словаря В. И. Даля.

1) Автор лучшей работы пересказывает своё изложение «Собиратель русских слов».

2) Сообщение заранее подготовленного ученика о 4-томном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова.

Ребята, а в каких ещё словарях мы можем узнать толкование лексического значения слова? (Например, «Словарь русского языка»  С. И. Ожегова, «Словарь Синонимов».)

3) Сообщения заранее подготовленных  учеников о словаре синонимов, о фразеологическом словаре.

II. Работа со «Школьным фразеологическим словарём»

Дайте определение фразеологизмам. (Это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению)

Ребята, найдите в предложениях, записанных на доске, фразеологические обороты и подчеркните их. Объясните значение фразеологических оборотов с помощью словаря.

1. В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите свою просьбу (в двух словах - коротко и просто (стр. 40, «Школьный фразеологический словарь»)).

2. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. Они трудились не разгибая спины до вечера (не разгибая спины -  с большим усердием (стр. 211, «Школьный фразеологический словарь»)).

III. Работа в тетрадях.

Ученики открывают тетради, записывают число, тему урока.

1. Синтаксическая работа (ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения).

мест.        глагол                               фразеологический оборот             предл.     сущ.

Они трудились не разгибая спины до вечера. (Повеств., невоскл, простое, распр.)

2. Замените описание кратким образным фразеологизмом.

1) Вадим немногословен, неболтлив, но замечания его всегда точны. Как говорит Вадим? (Редко, да метко.)

2) Дядя Коля умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить умеет, и ремонт в квартире сделает. Как можно назвать дядю Колю? (Мастер на все руки.)

3. Дайте определение синонимам. Приведите примеры. Подберите фразеологизмы-синонимы и запишите их.

1) Усердно, прилежно трудиться (не покладая рук, засучив рукава, не жалея (щадя) сил, до седьмого пота, в поте лица).

2) Все без исключения (все как один, как один человек, от мала до велика, и стар с млад).

3) Мгновенно (в одно мгновение, в один миг, не успел оглянуться, не успел глазом моргнуть).

4. Дайте определение антонимам. Приведите примеры. Подберите фразеологизмы-антонимы и запишите их.

1) Приносить пользу – наносить вред.

2) Не давать покоя – оставлять в покое.

3) Набраться сил – выбиться из сил.

4) Выйти из себя – взять себя в руки.

5) Набраться терпения – потерять терпение.

IV. Работа с толковым словарём.

1. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:

I вариант

II вариант

аккорд

гаммы

2. Выпишите из словаря по одному слову:

I вариант

II вариант

заимствованное

диалектное

устаревшее

профессиональное

3. В словаре найдите и выпишите однозначное, многозначное слово и омоним.

V. Домашнее задание.

Повторить всё по теме «Лексика», подготовиться к контрольной работе.

VI. Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Лексика. Словари."

 Лексика. Словари. Толковый словарь. Фразеологический словарь....

Проект "Лексика. Словари - наши помощники"

Работа представляет собой технологию учебного проекта во внеклассной работе по русскому языку. Включена технологическая карта пректа....

Лексико- и теоретикографический опыт на уроке русского языка в 5 классе: поурочное составление индивидуальных словарей-справочников

1. Теоретические положения составления словаря-минимума§ 1. Характеристика развития лексикографии на современном этапе§ 2. Основные типы словарей§ 3. Значение учебной лингвистики в школ...

Индивидуальный словарь как метод работы с лексикой в старших классах.

Важной целью преподавательской деятельности является умение научить школьников аналитически подходить к изучению лексики, передать знания и сформировать умения, которые помогут им самостоятельно систе...

Статья из журнала The Economist о судьбе темнокожего хирурга. Путь мастера. Словарь активной лексики прилагается

Статья The Economist, HAMILTON NAKI. Тема - работа. Стремление научиться. Словарь активной лексики прилагается...

АНГЛО-РУССКИЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛИНАРНОЙ ЛЕКСИКИ 2023

АНГЛО-РУССКИЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛИНАРНОЙ ЛЕКСИКИ 2023...