Лексико- и теоретикографический опыт на уроке русского языка в 5 классе: поурочное составление индивидуальных словарей-справочников
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс)

Фролова Дарья Владимировна
1. Теоретические положения составления словаря-минимума
§ 1. Характеристика развития лексикографии на современном этапе
§ 2. Основные типы словарей
§ 3. Значение учебной лингвистики в школьной программе
2. Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся методами лексикографии
§ 1. Специфика реализации методов лексикографии в школьной программе
§ 2. Единица словарной работы в учебной лексикографии
§ 3. Предпосылки обогащения словарного запаса школьников
3. Практические вопросы составления словаря-справочника
§ 1. Предварительная работа по составлению словаря
§ 2. Оптимальные виды и формы информации, предоставленной в словаре
§ 3. Работа с таблицами
§ 4. Работа со схемами
§ 4. Работа с алгоритмами
§ 5. Предлагаемый список источников таблиц, схем и алгоритмов:
4. Примеры оформления некоторых поурочных словарных разработок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексико- и теоретикографический опыт на уроке русского языка в 5 классе: поурочное составление индивидуальных словарей-справочников

1. Теоретические положения составления словаря-минимума

§ 1. Характеристика развития лексикографии на современном этапе

§ 2. Основные типы словарей

§ 3. Значение учебной лингвистики в школьной программе

2. Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся методами лексикографии

§ 1. Специфика реализации методов лексикографии в школьной программе

§ 2. Единица словарной работы в учебной лексикографии

§ 3. Предпосылки обогащения словарного запаса школьников

3. Практические вопросы составления словаря-справочника

§ 1. Предварительная работа по составлению словаря

§ 2. Оптимальные виды и формы информации, предоставленной в словаре

§ 3. Работа с таблицами

§ 4. Работа со схемами

§ 4. Работа с алгоритмами

§ 5. Предлагаемый список источников таблиц, схем и алгоритмов:

4. Примеры оформления некоторых поурочных словарных разработок

Лексико- и теоретикографический опыт на уроке русского языка в 5 классе: поурочное составление индивидуальных словарей-справочников

Введение

 Важнейшей характеристикой образованного человека является его словарный запас, степень использования его в повседневной разговорной практике. Именно этим характеризуется культура речи человека. И именно это является целью школьного курса. С помощью учебников по изучаемым в школе наукам школьники в определенной системе, установленной их авторами, усваивают слова-термины соответствующей научной дисциплины. Среди школьных предметов для целей обогащения словарного запаса особая роль принадлежит русскому языку. Одной из его задач является целенаправленное количественно-качественное совершенствование словарного запаса детей, обучение их умению пользоваться личным словарным запасом. В этои отношении одним из наиболее важных разделов школьного курса русского языка является лексикография.

Лексикография (греч. lexikon – словарь + grapho - пишу) представляет собой раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения. Учебная лексикография представляет собой отрасль методики русского языка, посвященная составлению учебных словарей, отбору лексических минимумов для разных степеней объяснения, а также типом толкования слов, структуре словарной статьи в различных учебных словарях[7: 92]. Изучению данного раздела языкознания в школьном курсе русского языка уделяется немного времени и значения. Между тем, изучение лексикографии является одним из важнейших методов формирования культуры речи школьников, внимательного отношения к правильности употребления и использования накопленного ими лексического запаса. Ввиду этого вопросы изучения лексикографии еще и тесно связаны с психологическими аспектами формирования школьников в процессе обучения. Кроме того, ознакомление с различными видами словарей, примерами их составления будет способствовать и в дальнейшем активному использованию школьником лексического материала словарей, а также методов пополнения своего словарного запаса правильными образцами лексики русского языка.

Однако лексикографическую работу можно проводить параллельно с теоретикографической. Анализ теоретических исследований и практического опыта показал, что на этапе обобщающего повторения имеются пока мало используемые возможности для создания такой системы, в которой можно наглядно показать логические связи между явлениями языка, преодолеть односторонность их освещения и реализовать условия для восприятия учащимися грамматических фактов в их естественном единстве.

Проблема может быть решена путем использования программированного обучения, компонентами которого являются таблицы, схемы, алгоритмы, в своей основе имеющие строгую регламентацию действий ученика, сведение процесса усвоения знаний и способов действий к отдельным элементам и предписаниям, указывающим, что и в какой последовательности следует выполнить, чтобы применить правило. Не каждый ученик, выучив грамматику, может ею пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

Таким образом, систематическое составление индивидуальных словарей-справочников, включающих в себя и лексикографический, и теоретикографический материал может помочь учителю русского языка добиться как овладения речевой компетентностью, так и прочного усвоения языкового материала.

1. Теоретические положения составления словаря-минимума

§ 1. Характеристика развития лексикографии на современном этапе

К ХХ в. в. практическая лексикография накопила богатый опыт лексикографического описания языка. С середины ХХ в. этот опыт начал описываться и обобщаться, и эти обобщения привели к появлению теории лексикографии, которая определяется сегодня как «целесообразно организованное знание, дающее целостное представление обо всей серии вопросов, связанных с созданием словарей и других произведений словарного типа». Сегодня формулированы следующие универсальные функции словарей[12: 67]:

 -  учебная;

-  систематизирующая;

-  справочная;

-  нормативная.

Отвечая потребностям сегодняшнего дня, появляются новые разделы лексикографии. Потребность в словарях обучающего типа стимулировала появление учебной лексикографии[6: 81]. Она оформилась как теоретическая дисциплина в течение 70х–80х гг. ХХ в.

§ 2. Основные типы словарей

Различаются словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические).

В первых объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях: «Большая советская энциклопедия», «Литературная энциклопедия», «Детская энциклопедия».

Во вторых объясняются слова, толкуются их значения[12: 201]. Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные (реже многоязычные), и одноязычные. В настоящее время выделяют следующие виды словарей, которые могут быть использованы в ходе учебной деятельности в школе[12: 142]:

- словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, новых слов;

- словари сочетаемости (лексической);

- грамматические словари и словари трудностей;

- исторические и этимологические;

- словообразовательные, диалектные, частотные и обратны;

- орфографические и орфоэпические;

- ономастические (собственных имен);

- словари иностранных слов;

- словари языка писателей и словари эпитетов;

- словари сокращений и словари лингвистических терминов.

§ 3. Значение учебной лингвистики в школьной программе

Стремление школьников пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой и в этом им должен помочь курс учебной лингвистики, заложенный в программе русского языка общеобразовательного учебного заведения[5: 67]. Мы ставим следующие цели обогащения словарного запаса учащихся в ходе изучения лексикографии:

1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;

2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.

Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов в соответствующих словарях, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем). Наконец, особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов (уровень пополнения сем).

Количественно-качественное совершенствование словаря учащихся определяет парадигматическое направление в методике обогащения их словарного запаса, т. е. работу над словом и его семантическими полями, готовит условия для обучения школьников умению использовать известные и новые слова в своей речи — их выбору для выражения определенных речевых задач. Она выражается в показе сфер употребления слов, в раскрытии их сочетаемости с другими словами.

Реализация второй цели обогащения словарного запаса учащихся составляет синтагматическое направление в методике лексикографии, т. е. работу над контекстным употреблением слов — над точностью и целесообразностью употребления слов в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля создаваемого текста.

Изучение энциклопедических статей в контексте языкознания позволяет учащимся глубже анализировать языковой материал, точнее понимать и воспроизводить языковые закономерности и затем осознаннее использовать правила для построения грамотной и гармоничной речи в целом.

2. Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся методами лексикографии

§ 1. Специфика реализации методов лексикографии в школьной программе

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся методами лексикографии специфично. В общем виде она представляет собой составление как определенного списка слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению которых они должны быть обучены, так и последующий самостоятельный поиск школьниками значений тех или иных слов в словарях для выработки у них стремления как можно чаще прибегать к пользованию словарями и улучшения своей культуры речи. Составление же словаря-справочника энциклопедического типа подразумевает как запечатление, так и составление в схематическом виде словарных статей в объеме курса.

Словники для словарной работы создавались исходя из разных целей. В одних случаях методисты за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие — их смысловую ценность для обогащения словарного запаса учащихся. Первый подход к отбору слов составляет грамматик орфографическое направление в словарной работе, второй — семантическое направление. В школьной практике необходимы оба направления в словарной работе, так как каждое из них решает свои специфические задачи. Грамматико-орфографическое направление объединило следующие виды работы над словом: словарно-морфологическую, словарно-орфоэпическую, словарно-морфемную и словарноорфографическую. Семантическое направление объединяет следующие виды работы над словом: словарно-семантическую и словарно-стилистическую. Последние два вида работы над словом составляют основу. обогащения словарного запаса учащихся, т. е. собственно лексикографическую работу в школе[5: 61].

Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собою энную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу. Для учащихся — носителей русского языка — эта энная часть словаря родного языка в качестве содержания обучения детей в методике не определена. Чтобы отобрать эту часть словаря, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей; в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума. В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарь текстов учебников по русскому языку, на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений[8:21].

§ 2. Единица словарной работы в учебной лексикографии

Следует различать единицы содержания работы по обогащению словарного запаса школьников (т. е. то, что вводится в программу) и единицы учебного процесса (т. е. то, что вводится в урок). Единицами содержания словарной работы являются слова и их семы (если слова многозначные). Внешне оно выражается в форме алфавитного списка слов с указанием лексических значений, которые должны знать учащиеся. Единицами учебного процесса являются слова и группы слов, которые включаются учителем в уроки. Внешне они представляют учебно-тематические списки слов.

§ 3. Предпосылки обогащения словарного запаса школьников

Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка опирается на следующие предпосылки (условия), реализованные в учебном процессе[11:12]:

- лингвистические (некоторая сумма знаний учащихся о языке, с которой органически связана работа над значением и употреблением слов);

- психологические (знания учителя о процессе усвоения детьми новых слов);

- дидактические (знания детей о мире, о самом себе, а также знания учителя об особенностях учебного процесса, по русскому языку). Они являются как бы фоном, на котором более успешно происходит обогащение словарного запаса учащихся.

Лингвистические предпосылки — это минимум базовых для словарной работы знаний школьников о языке и соответствующих им базовых учебноязыковых умений. К базовым относятся те знания о языке, которые помогают раскрыть слово[13: 61]: а) как единицу лексической системы языка; б) как элемент грамматической системы языка; в) как элемент стилистической дифференциации языка. Базовые учебно-языковые умения обеспечивают формирование у школьников умения правильно употреблять новые и известные слова в соответствии с их значениями и сферами употребления. Базовые лексикологические понятия характеризуют слово: а) как номинативную единицу языка; б) как совокупность разных лексических значений; в) как элемент лексической парадигмы; г) как носителя информации о происхождении и употреблении слова; д) как элемент стилистической дифференциации языка. Большинство понятий, характеризующих слово с указанных точек зрения, включены в действующую программу. Их изучение обеспечивает необходимые лексикологические условия для работы по обогащению запаса слов у учащихся.

Важное практическое значение имеют и базовые лексикографические понятия (они введены в действующие учебники русского языка): толковый словарь, словарная статья, стилистическая помета. Знакомство с ними дает возможность ученику самостоятельно выяснять значение и сферы употребления слов.

Базовыми учебно-языковыми лексикологическими умениями являются[12: 89]:

а) толкование лексического значения известных учащимся слов;

б) определение лексического значения, в котором оно употреблено в контексте;

в) нахождение в контексте изученных лексических явлений;

г) подбор и группировка изученных лексических явлений;

д) пользование толковым словарем.

Владение этими умениями существенно способствует расширению словарного запаса слов у учащихся.

3. Практические вопросы составления словаря-справочника

§ 1. Предварительная работа по составлению словаря

В 5 классе особенную роль играет поэтапное расширение словарного запаса обучающихся. Для того, чтобы достичь полного овладения языковой компетенцией, нам представляется особенно важной систематизация работы со словарями в данной возрастной группе.

5 класс – сложный в плане привыкания учеников к новым видам деятельности и нагрузкам после окончания младшей школы. Однако, если не начать планомерную и систематичную работу с самых первых уроков, достичь целей и задач далее будет труднее. Во избежание этого нам необходимо уже с подготовки к учебному году проработать и продумать вид будущего словаря, объемы материала, тип  преподнесения теоретического базиса, способ его компановки итд.

Работа учителя-предметника по составлению словаря должна начинаться с изготовления полной версии словаря для учителя. Она в дальнейшем будет использоваться для:

  • отслеживания того объема поурочных словарных минимумов, который позволит планомерно и регулярно проводить одинаковые по нагрузке срезы – словарные диктанты,
  • отслеживания того объема поурочных теоретических (энциклопедических) минимумов, который позволит планомерно и регулярно проводить одинаковые по нагрузке срезы – фронтальные опросы, терминологические диктанты, желательно в конце каждого тематического раздела,
  • корректной проверки ведения словаря,
  • оценки предельно допустимого фактического (постраничного) объема словаря – не более 48 листов (стандартной тетради), включая теоретические статьи,
  • планомерной подготовки к урокам с использованием словарного материала поурочно.

§ 2. Оптимальные виды и формы информации, предоставленной в словаре

Нами были избраны следующие виды и формы информации, используемые обучающимися при ведении словаря:

1. Для словарных слов – запись каждого слова в столбик в алфавитном порядке (в объеме поурочного списка слов).

2. Для толкуемых слов – запись каждого слова с толкованием через дефис (при многозначных словах – с разбивкой на абзацы) в столбик (построчно) в алфавитном порядке (в объеме поурочного списка слов).

3. Для терминов – запись каждого термина с толкованием через дефис (при многоаспектных терминах – с разбивкой на абзацы) в столбик (построчно) в алфавитном порядке (в объеме поурочного списка слов).

4. Для теоретического материала – вклеивание или переписывание таблиц.

4.1. Для теоретического материала по орфографии, пунктуации итд. также – вклеивание или переписывание схем.

4.2. Для теоретического материала по фонетике, морфологии итд. также – вклеивание или переписывание алгоритмов разбора.

5. Для отдельных упражнений – выполнение их в словаре.

Остановимся подробнее на пунктах 4, 4.1, 4.2.

§ 3. Работа с таблицами

Учебный процесс должен развивать интеллект школьников, воспитывать их волю, развивать эмоциональную сферу, формировать мотивы учения. Важнейшей характеристикой учебного процесса являются методы обучения. Оптимизация методов является одним из важнейших элементов процедуры обучения. Если выразиться кратко, то она предусматривает осознанный выбор методов, их такое сочетание и соотношение на уроке, которое бы позволяло получить наилучшие для данных условий (особенность содержания урока, специфика класса и др.) учебно-воспитательные результаты за отведённое или необходимое минимальное время. Какие методы преподавания являются наиболее эффективными: словесные, наглядные или практические? Так, словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы, указать пути их решения, они способствуют развитию абстрактного мышления школьников. Однако одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучаемых. Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых. Неоспорима также роль практических методов обучения, особенно в формировании практических умений и навыков, в укреплении связи теории с практикой. Но вместе с тем эти методы также не могут решить всего круга задач обучения, так как они не обеспечивают систематического и глубокого усвоения теоретических знаний, развития логической речи, абстрактного мышления.

Принимая во внимание психологические и моторные особенности пятиклассников (медленное письмо, повышенная отвлекаемость и возбудимость, подверженность опискам и неточному воспроизведению устной речи, особенно во время привыкания к методике работы средней школы) мы избрали как оптимальный такой метод предоставления теоретической информации, как ведение таблиц. Здесь уместно переписывание их из учебника, если таковые имеются, или вклеивание раздаточного материала от учителя с комментированием на уроке.

Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).

Обращение к подобным средствам наглядности имеет свои причины. Одна из них заключается в том, что, несмотря на ярко выраженную практическую направленность, курс русского языка не может быть усвоен без овладения системой лингвистических знаний, в которой каждый элемент имеет свое особое место. Не усвоение одной только детали этого сложного языкового механизма неизбежно приводит к его разладу и тормозит речевое развитие школьника. Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.

Несомненным преимуществом с использования таблиц на уроках русского языка является, во-первых, то, что теоретический материал, систематизированный по разделам и темам, подается учащимся крупными блоками, а в составляющих эти блоки частях он как бы «свернут» на основе высокого уровня обобщения. В целом материал выражен компактно и в то же время доступно для учащихся. Иллюстративные примеры в таблицах также строго систематизированы и носят обобщающий характер. Таким образом, ученики получают возможность видеть сначала целое и затем постепенно переходить к детальному изучению частей этого целого, т.е. к анализу взаимосвязанных явлений.

Подача материала в обобщенном виде наглядно показывает причинно-следственные связи между обусловливающими друг друга лингвистическими явлениями, ставит их на научную основу, способствует осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их понятными и легко запоминающимися. В результате ученики постигают научные основы русского языка, который для них уже не представляется случайным набором многочисленных, часто запутанных, а порой и вовсе непонятных правил. Описанный подход к изучению теоретических сведений способствует формированию у школьников представлений о системе лингвистических знаний.

Во-вторых, надо отметить, что таблицы являются хорошим справочным пособием для учащихся, которое обеспечивает возможность самостоятельно отрабатывать трудный теоретический материал. Учащиеся быстро осознают, что по таблицам учить материал проще, он быстрее и прочнее усваивается.

В-третьих, использование таблиц дает возможность успешно организовать повторение - как итоговое, так и в  начале года.

Цель таблиц - помочь учащимся осознать логическую структуру учебного материала, увидеть место каждого элемента в системе знаний о данной языковой единице, осознать системные связи между частными понятиями  и звеньями. Их целью является также обобщение знаний, полученных учащимися в течение ряда лет или  одного учебного года.

Однако, следует отметить, так как основным критерием оценки по русскому языку является орфографическая грамотность, таблицы могут быть только одним из множества средств обучения русскому языку, потому что  сами по себе орографическую грамотность не улучшают. Нельзя не учитывать, что такой предмет, как русский язык, требует не только прочных теоретических знаний, но и необходимого количества навыкообразующих упражнений.

§ 4. Работа со схемами

Использование опорных схем на уроках мы считаем важным моментом в работе на уроке русского языка. Одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности. Большое распространение получили так называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространены схемы, представляющие собой организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. п.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде.

Большую роль в деле повышения грамотности учащихся играет целенаправленная работа по овладению  правилом: нужно давать не только само правило, но и образец рассуждения по правилу, а также образец письменного объяснения орфограмм.

В схеме надо стараться употреблять минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичной форме описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количество проявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретных языковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает” (знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложения и т.п.).

Таким образом, схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий. Алгоритм работы со схемой выглядит следующим образом:

1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.

2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.

3. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.

4. Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?

5. Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?

Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач.

Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления учеников, умения в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.

§ 4. Работа с алгоритмами

Приемы введения алгоритмов могут быть разнообразными. При этом надо исходить из содержания изучаемого материала и учитывать степень ознакомленности учащихся с этим материалом, степень сформированности навыков умственной деятельности, дидактическую задачу, стоящую перед учителем.

Работа по алгоритму предполагает несколько этапов:

1. Знакомство с правилом и алгоритмом применения.

2. Рассуждение по алгоритму вслух и графическое обозначение орфограммы.

3. Графическое обозначение орфограммы и рассуждение вслух по памяти, без опоры на алгоритм. Слабым учащимся в процессе практического применения разрешено заглядывать в алгоритм.

4. Далее учащиеся работают самостоятельно.

Алгоритмы могут даваться учителем готовыми, могут составляться под его руководством вместе с учащимися, учащиеся могут составлять алгоритм самостоятельно после знакомства с правилом. При этом важно, чтобы отдельные пункты алгоритма были предельно краткими, лаконичными. Простота и наглядность модели алгоритма тоже способствуют более успешному его усвоению.

§ 5. Предлагаемый список источников таблиц, схем и алгоритмов:

  • Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). / Каменова С. К. М.: Лист Нью, 2002 – 96с.
  • Грамматика русского языка в таблицах. / Василенко М. В., Лагутина Е. В., Денисова М. А. 5-9 класс. – М.: Издат-Школа, 1997. – 139 с.
  • Русский язык в грамматических таблицах, учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный / Редькина М.А. М.: Русский язык. Курсы, 2008 – 132 с. – для более сильных классов и глубокого анализа языка.
  • Русский язык в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие / Латкина Т. В. ВолгГТУ. – Волгоград, 2016. – 68 с.
  • Русский язык. 5 класс: справочные материалы. В 3 ч. Часть 3. Приложение к учебнику. / Львова С. И., Львов В. В. – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 63 с. – содержит алгоритмы разборов с примерами и трудными случаями.
  • Русский язык. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – СПб.: Тригон, 2007. – 95 с.
  • Русский язык. Для школьников и абитуриентов. – СПб.: Виктория плюс, 2013. – 64 с.
  • Ткачева Т. Л.  Русский язык в таблицах и тестах : пособие для подготовки к экзамену: пособие для учащихся старших классов учреждений, обеспечивающих получение общ. сред, образования /  Т. Л. Ткачева. – 6-е изд.  –  Минск:  Аверсэв,  2011. –  424с. – наиболее полно предоставляет языковые правила и примеры, иллюстрирует трудности и исключения.
  • Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. / Малюшкин А. Б. – М.: Сфера, 2008. — 208 с.

4. Примеры оформления некоторых поурочных словарных разработок

Проиллюстрируем ведение словаря справочника на примере параграфов 21 и 22 по учебнику «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2014, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).

Нами был избран как граница поурочного разделения номер параграфа, поэтому после отступа от предыдущего словарного материала учащиеся делают запись:

§21

Далее урок начинается с проговаривания вслух всем классом вместе с учителем и закрепления в словаре словарных слов, вынесенных на крыло доски (словарные слова взяты из материала параграфа на полях, поэтому пропустившие урок ученики могут восполнить их самостоятельно, что немаловажно при подготовке к словарным диктантам). Учитель также проговаривает орфограммы вместе с учениками. Запись в словаре выглядит следующим образом:

аромат

крыжовник

палисадник

подражать

причудливый

серебряный

черствый

шепот

шорох

Предлагаемые в параграфе упражнения требуют толкования слов. Выносим эти элементы упражнения в словарь. Запись выглядит следующим образом (в словаре уместно вместо «упражнение 152» записать «№152», так как работа с символами здесь поощряется):

№152

Стол –

1. Мебель на четырех ножках с горизонтальной поверхностью.

2. Пища, режим питания.

3. Учреждение, занимающееся канцелярскими делами.

№156

Горячий привет – сердечный.

Горячий предмет – обжигающий, нагретый.

Далее учитель предлагает учащимся в виде раздаточного материала или материала с проектора (так как объем материала здесь не большой) следущую схему, которую учащиеся должны дополнить своими примерами и выступить с примерами индивидуально:

если слово имеет значение

прямое

переносное

имеющее непосредственное отношение к предметам и явлениям реальности

вторичное, производное от прямого на основе сходства предметов или явлений

медная руда – из меди

медные волосы – как медь

Также учащиеся вносят в словарь некоторые задания из упражнения 162.Для установления толкования слов возможны следующие формы работы:

  • поиск выбранными учащимися толкования в словарях, наличествующих в классе (в данном случае использован для опоры и составления более краткого толкования следующий словарь: Ефремова Т. Ф. Толковый словарь омонимов русского языка : 20 000 рядов омографов, 80 000 словарных статей, 100 000 семантических единиц. – М.: Аванта+, 2007. – 1406 с.)
  • поиск толкования с привлечением ИКТ в интернете онлайн (так как у почти каждого ученика есть свой персональный телефон с доступом в интернет) с элементом соревновательности на скорость выполнения задания, обязательно с указанием источника, в котором была найдена информация.

№162

1. Поплавок – 1. Рыболовное приспособление на леске удочки. 2. Устройство для придания плавучести. 3. Небольшой ресторан на барже или сваях у берега.

2. Белесоватые – имеющие белые пятна или полосы.

Маковка – макушка головы.

4. Пропорциональный – обладающий соразмерностью частей.

Запись в тетрадях на следующем уроке будет выглядеть аналогичным образом:

§22

аппетит

оранжевый

пос(е)редине

№166

Свет – весь мир.

Цвет – оттенок палитры.

№171

СЛОВО

СТУЛ

СТОЛ

ТАБУРЕТ

КРЕСЛО

Общая часть значения

Мебель…

Различающиеся значения

…для сидения со спинкой

…для расположения предметов или работы

…для сидения без спинки

…для сидения со спинкой и закругленными подлокотниками

СЛОВО

Общая часть значения

свои примеры

Различающиеся значения

СЛОВО

Общая часть значения

Различающиеся значения

СЛОВО

Общая часть значения

Различающиеся значения

СЛОВО

Общая часть значения

Различающиеся значения

№175

зубчик

мелкий зазубренный предмет

части тела

коса

прическа

сельскохозяйственные орудия

ландшафт водоемов

свой пример

свой пример

Итак, если заранее проанализировать материалы учебника, предлагаемые упражнения, теоретический и словарный минимум и отобразить это в словаре для учителя, работа со словарем-справочником на уроке станет не только систематичной, но и позволит прочно закреплять необходимые знания, умения и навыки каждого конкретного урока. В данном случае мы наблюдаем, как разносторонне и систематично закрепляются навыки толкования тематических групп и слов, особенно обладающих многозначностью или переносным значением, работы со схемами и таблицами, приведения примеров, критического рассуждения, поиска языкового материала из личного опыта, расширения тезаруса и словарного запаса, отработки орфографических трудностей.

Заключение

При изучении методов лексикографии логической основой мыслительной деятельности учащихся являются анализ и синтез, сравнение, выделение существенных признаков языковых явлений, использование индукции и дедукции. Эти умственные операции на уроках языка, будучи целенаправленными и доступными школьникам, ведут не только к усвоению специальных знаний и навыков, но в то же время систематически развивают умственные способности учащихся.

Характеристика аналитико-синтетической деятельности учащихся в процессе учебной лексикографии позволяет методике научно обосновать методы, приемы поэтапного формирования умственных действий, ряд заданий школьникам, обеспечивающих активное восприятие ими языковых фактов (анализ, группирование их, систематизация), переход в обучении от формирования языковых понятий (лексических, фонетико-грамматических) к пониманию и усвоению языковых законов, их природы и применению в речевой практике. При этом весьма существенное значение для формирования динамического стереотипа приобретает и усвоение учащимися общего метода анализа однородных явлений.

Таким образом работа по обогащению словаря учащегося будет только тогда успешной, когда учитель будет стремиться вызвать в учениках глубокий и постоянный интерес к языку. Упражнения по обогащению словаря должно занимать в тематическом плане учителя важное место. Основа успеха – в планомерной работе учителя и ученика. Это также подтверждается и психологическими аспектами преподавания как русского языка в целом, так и лексикографии в отдельности. Психологами выявлены следующие положения, имеющие важное значение для организации словарной работы в ходе усвоения школьников методов лексикографии: слово усваивается быстрее и прочнее, если обучение его употреблению следует без перерыва за его семантизацией, если восприятие мира и слова окрашено эмоционально, если в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи, если специально формируется внимание к незнакомым словам.

Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности  учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленского и Л. Н. Проколиенко, использование схем, таблиц, алгоритмов любого характера, а в особенности обобщающего, не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями, но позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения. Метод программированного обучения как система методических средств выдвигает в качестве основных направлений работы следующее:

  • подготовка языкового материала,
  • приемы обучения,
  • организация учебной деятельности.

Известно, что практическое владение языком предполагает усвоение системы лингвистических знаний и умений.  Неусвоение хотя бы одного элемента сложного языкового механизма приводит к раскладу и тормозит речевое развитие школьников. Если на уроках русского языка последовательно, систематично и целенаправленно применять технологию программированного обучения, то происходит организация умственной работы учащихся, формируется сильная мотивация к обучению, высокая речевая культура и грамотная письменная речь, совершенствуются знания о языке.


Список использованной литературы

  1. Актуальные проблемы учебной лексикографии: сб. ст. / сост. В. А. Редькин. – М.: Русский язык, 1977
  2. Бондаренко А. А., Гуркова И. В. Ваш друг – «Орфографический словарь»: методические рекомендации. – Новосибирск: НГПУ,1993. – 38 с.
  3. Гуркова И. В. Методика работы со словарями как фактор формирования профессиональных компетенций учителя начальных классов // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 38–43.
  4. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. - М.: Русский язык, 1980.
  5. Карпюк Г. В. Русская советская учебная лексикография. – РЯШ, 1982, № 6, с.71-80.
  6. Касарес Х. Введение в современную лексикографию / пер. с исп. - М.: Изд-во иностр. лит., 1958.
  7. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
  8. Масальский В. И. Преподавание русского языка в средней школе. 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Вища школа, 1977.
  9. Письмо Минобрнауки России от 06.05.2013 N 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (вместе с Методическими рекомендациями по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС)» . URL: http://www. consultant, ru (дата обращения: 25.09.2018) .
  10. Поздеева С. И. К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информационными текстами // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. № 5 (170). С. 28–30.
  11. Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М.: Просвещение, 1987.
  12. Сергеев В. Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1984 г.
  13. Сороколетов Ф. П. Общая и учебная лексикография. – Л., 1985.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 31 с.
  15. Юланова Н. Д. К вопросу об учебной лексикографии // Молодой ученый. – 2016. – №25. – С. 700-703. – URL https://moluch.ru/archive/129/35826/ (дата обращения: 17.09.2018). Достовалова Н. В., Курышева М. В. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроке русского языка. 5 класс. Лексика.

Это первая проектная работа по русскому языку в 5 классе.При её выполнении пятиклассники знакомятся с принципами и основными этапами проектной деятельности, которые сначала реализуются под руководство...

урок русского языка 5 класс "Лексика"

Конспект открытого  урока  по русскому языку в 5 классе на тему«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика»». Цели и задачи урока.Образовательные: •...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...

Урок русского языка 5 класс "Лексика"

Технологическая карта урока русского языка   Тема урока: «Эти многоликие слова…»Обобщающий урок по теме: «Лексика» 5 классЦели урока.Создание условий для форми...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Лексика"

Обобщающий урок по теме: "Лексика"Интересные факты:Словарь произведений  А.С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование,- из 12 тысячи сл...

Презентация к уроку русского языка. 5 класс, тема: "Лексика"

Презентация к уроку русского языка. 5 класс, тема: "Лексика"....