урок русского языка 5 класс "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чарушникова Наталья Израилевна

 

Конспект открытого  урока  по русскому языку в 5 классе на тему

«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика»».

Цели и задачи урока.

Образовательные:

•             повторить и обобщить тему “Лексика”;

•             способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

•             закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

•             повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

•             совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: Обобщающий урок в данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lexika.doc89.5 КБ
Office presentation icon pril1.ppt2.91 МБ

Предварительный просмотр:

.

Конспект открытого  урока  по русскому языку в 5 классе на тему

«Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика»».

Цели и задачи урока.

Образовательные:

•        повторить и обобщить тему “Лексика”;

•        способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;

•        закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

•        повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка;

•        совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: Обобщающий урок в данной теме.

Оборудование:

•        компьютер

•        мультимедийная аппаратура

•        презентация урока

•        тестовые задания по теме

Ход урока:

1.Организационный момент.слайд1

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное …    (Слово!)

- А для чего  служат слова? Что  они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? ( Лексика)слайд2

- Что  такое лексическое значение слова?

-Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы изучили этот раздел – поэтому сегодня -Урок –повторение.

Запишите число, «классная работа», тему урока «Повторение по теме «Лексика»».

Цели: вспомнить, что мы изучили по теме «Лексика», какие новые понятия усвоили: что такое ЛЗС,синонимы, антонимы, омонимы, проследить, как они «работают» в тексте.

- Что такое лексикон?

-Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но  часто бывает так, как в стихотворении А.Барто.

2  ученика читают стихотворение по ролям.

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

Вывод: Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

2. Создание проблемной ситуации. Чтение сказки Л. Петрушевской “Пуськи бятые” (читает учащийся).  слайд 3

Слово учителя. Почему не все ясно в сказке? (нет лексического значения).

-Но в целом смысл текста понятен. Чем это объяснить? (есть грамматическое значение слов). На какие части речи похожи слова по своему строению? (на глаголы, существительные, прилагательные, наречия)

-Главная роль слова в языке, его основная задача – быть названием. Слова способны включаться в предложение, если они обладают и лексическим, и грамматическим значением.

----Найдите  спрятанное  слово.слайд4

1. Это  сова  -  грузовик,  а  не  птица:

    С**О*ВА*

2. В  этой  народная  мудрость  таится:

5. Эта  питается  только  словами:

   С*ОВА**

----Что  помогло  вам  угадать  слово?  Правильно,  его  лексическое  значение,  которое  указано  под  каждой  цифрой.

Итак, в путь по  бескрайнему океану Лексики!

3.Словари. слайд5

Верные друзья любого образованного человека – словари. Писатель Анатоль Франс так сказал о них: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее».

  • Ученик рассказывает стихотворение Я.Козловского «Русской речи государь по прозванию Словарь»    

                             Есть волшебная страна,

                               Что распахнута пред нами,

                               Та, которая словами,

                               Как людьми населена.

                               Правит ими государь

                               По прозванию словарь

                               И относится он к ним,

                               Словно к подданным своим.

                               Утверждать ему не ново.

                               Как писать какое слово,

                               Как писать и как читать,

                               Как с другими сочетать.

           О значении тех слов, которые нам неясны, мы можем справиться в толковых словарях. Почему они так называются? Что значит слово «толковать»?

Что еще мы можем узнать по толковому словарю? (написание слова, произношение, морфологические признаки, сферу употребления).

- песня

 

 Знаете ли вы, что…? Слайд № 6

17-томный Словарь современного русского литературного языка

С

О

Д

Е

Р

Ж

И

Т

20 480 слов

Словарь произведений Пушкина

21 000 слов

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование

12 000 слов

Словарь младшего школьника (10-11 лет)

3 600 слов

УЧИТЕЛЬ. Какую задачу мы должны перед собой поставить? (Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас).

4.Работа в группах  с толковыми словарями.(Слайд 7-8(ответ)

УЧИТЕЛЬ. Определите с помощью словарей лексическое значение каких слов указано неверно.

  1. Айсберг – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
  2. .
  3. Невзгода – плохая, ненастная погода.
  4. Пороша – протоптанная в снегу тропинка.
  5. Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер.

5.Сбор багажа. А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь. Слайд9

Фронтальный опрос «Закончи предложение».

1-слова, близкие по лексическому значению (синонимы)

2-словарный состав языка (лексика)

3-слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы)

4-сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке (словарь)

  1. Словарный состав языка образуется из … (слов)
  2. Лексика – это … (словарный состав языка)
  3. Лексическое значение слова разъясняется в … (толковых словарях)
  4. Слово имеет не только …, но и грамматическое значение. (лексическое)
  5. Однозначными называют слова, имеющие … (одно и то лексическое значение)
  6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются … (многозначными)
  7. Многозначные слова называют … (разные предметы, признаки, в чем-либо сходные между собой)
  8. Перенос названия происходит, если у предметов есть… (какое-либо сходство)
  9. Слово с переносным значением в художественном произведении используется как … (выразительное средство)
  10. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению - … (синонимы)
  11. Синонимы – это слова одной и той же части речи, обозначающие …, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. (одно и то же)
  12. Антонимы – это слова одной и той же части речи с … (противоположенным лексическим значением)

-слайд 10 Исправь ошибки.

6.  МНОГОЗНАЧНЫЕ  И ОДНОЗНАЧНЫЕ  СЛОВА,.слайд11

Итак, пора в путь-дорогу !

-А что мы называем дорогой?

Дорога – полоса передвижения, путь.

-Какие дороги бывают?

Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синее небо над нами…


Подумайте только: как много
Значений у слова “дорога”!

-Какое слово дорога? (Многозначное)

 7.Запишем предложение:

Труд – дорога к успеху. Слайд 11

 - Объясните постановку тире в предложении.

В каком значении выступает слово “дорога”?

 В прямом или переносном? (перен. Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь)

 -Вспомните. Что переносное значение является одним из значений многозначного слова. Переносные значения могут быть основаны на сходстве формы, цвета, действий, пространственной и временной близости(смежности).

  1. - слайд 12-13. Творческая работа.

УЧИТЕЛЬ. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Самопроверка:

  1. Идет человек.
  2. Идет поезд
  3. Идет время
  4. Идут письма
  5. Идет наряд
  6. Идет дым из трубы
  7. Идут учиться
  8. Идет дождь
  9. Идет урок

  8.Разберёмся в ошибках детей. Слайд 14

Прочитайте текст.

Ошибки детей.

Пят…летний Серёжа заявил что он не пойдёт в школу, так (как) там на экзаменах режут. В другой раз (не) пош…л на улицу, боясь, сто его мороз ударит. Петя сказал маме что он (не) повесил рубашку сушить на солнышк…, потому что (не)достал до него.

                                                                                                          ( По наблюдениям К.Чуковского)

Прямое значение – это основное, первоначальное: пятилетний Серёжа заявил

Сушить на верёвке – прямое.

-А в переносном какие слова? Режут на экзаменах, то есть ставят «2», в отличие от резать хлеб на части;

Ударил мороз –переносное, ударить по голове – прямое;

Сушить на солнце – значит вынести на воздух, под лучи – переносное,

9.Устно составьте словосочетания со словами, данными в скобках. Запишите те, в которых выделенные слова будут иметь переносное значение. (Слайд 15-16-17

  1. Горячий (молоко, печь, время)        

Горячее время

  1. Разбить (чашка, надежда, жизнь)

Разбить жизнь

  1. Легкий (пальто, характер, ноша)

Легкий характер

 10.Поэты и писатели  часто используют слова в переносном значении.С какой целью они это делают?

(Выразительность письма достигается использованием слов в переносном значении

Найдите слова, использованные в переносном значении.слайд18

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над небом скучает

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

                                                      (А. Громова)

Определите, какие здесь использованы художественные средства выразительности. (Эпитеты, олицетворения)

===========================================================

Физкультминутка «Зарядка»

  1. Физкультурная  минутка (2 мин.)

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

(Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч)

Раз – наклон,

Два – наклон,

Зашумел листвою клён.

(Кружатся, руки вверх)

Пальчиковая гимнастика:  Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

                                            Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

======================================================================================

11.Запишите синонимы к словам: (Слайд №19-20 ответ )

торопиться – ( спешить )

учить – ( изучать )

бежать – ( нестись )

осилить – ( одолеть )

известие – ( новость )

удивить – ( изумить )

фантазировать – ( мечтать )

-песня  о синонимах «Радионяня»

 12. . Антонимы.

-Разгадай загадки. (Слайд № 21-23)(1 мин.)

  1. Я – антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня… (прохлада)

  1. Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь … (тишина)

-Ребята, а что у меня в руках? (Яблоко).

-Послушайте стихотворение. В этом стихотворении яблоко стало предметом спора. О чём спорят герои этого произведения? Найдите в нём слова с противоположным значением.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А мышонок -

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А улитка — далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок — тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно:

Кислое — зачем оно?

- Что вы!

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

                                                           (Г. Сапгир)

- Как говорили о яблоке герои стихотворения?

 Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему?

 Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?

 Какой вывод можно сделать из этого?            (Значит, не все слова русского языка имеют слова с противоположным значением)

- А есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.

слайд24

Мелкий пруд — …пруд.

Мелкий дождь — …дождь.

Свежий хлеб -… хлеб.

Сладкое яблоко — … яблоко.

Сладкое лекарство — … лекарство.

(Несколько антонимов можно подобрать тогда, когда слово имеет не одно, а несколько значений.)

-Найди антонимы и синонимы (устно). (Слайд № 25-26-27

УЧИТЕЛЬ. Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы.

радостный

печальный

тоскливый

ликующий

невеселый

веселый

скучный

унылый

мажорный

жизнерадостный

грустный

Ответ.         Антонимы:         Печальный

                                        Тоскливый

                Весёлый                Невесёлый

                                        Скучный

                                        Унылый

                                        Грустный

                Синонимы:             Радостный

                                        Ликующий

                Весёлый               Мажорный

                                        Жизнерадостный

13.Омонимы слайд28 определение

29-30

  • Какой иглой не сошьешь рубахи?
  • Что можно набрать, ничего не беря в руки? (Номер телефона.)

-  Загадки по теме «Омонимы»

  • Я от солнца, от  огня
  • Яркий луч несет меня.
  • Но бывает смысл иной:
  • Весь огромный шар земной. (Свет.)

  • Я – все то, что есть на свете,
  • Все народы на планете;
  • Мой омоним – враг войны,
  • Друг труда и тишины. (Мир.)

  • Я плод заморского растения
  • И минерал для украшения.
  • Но букву а поставьте рядом.
  • И стану я взрывным снарядом.(Гранат, граната.)

  • Любая мода не вечна,
  • Не изменяюсь я одна,
  • И девочки всегда и всюду
  • Меня носить, конечно, будут.(Коса.)

  1. Сочинение-миниатюра. (Слайд № 31)(2 мин.)

- Знание лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь красивее, образнее

.- Продолжить текст тремя – четырьмя предложениями так, чтобы получился художественный текст, обязательно используем известные вам средства выразительности.

  или

  • Напишите сочинение-миниатюру (5-6 предложений) по картинке.

Образец.

Чудесный зимний день.

Чудесный зимний день. Солнце светит ярко. Снег блестит. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкают, отливая всеми цветами радуги. Небо сияет чистейшей голубизной.

Дополнительные  задания

  --Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу. Проверьте, какие слова употреблены И.С.Тургеневым в рассказе «Муму».

Уже…(темнело, вечерело), когда Герасим…(возвращался, шел обратно). По его…(усталому, измученному, изнуренному) виду, по неверной…(поступи, шагу), по запыленному…(костюму, платью) его можно было…(думать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он …(стал, задержался…(возле, напротив)…(господских, помещичьих) окон…(осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь…(прислуги, челяди), отвернулся и промычал еще раз : «Муму».  

Замените  повторяющиеся слова  синонимами.

-Приятная  встреча  ожидала  нас в  пути.  Спустившись  в  лес , мы  увидели  медведя.  Медведь  стоял  как  бы  задумавшись. Малейшего  движения  было достаточно ,чтобы  испугать  медведя. С  необычайной  легкостью  метнулся медведь  в сторону  и  быстро  умчался.

Несколько  мгновений  мы наблюдали, как    улепетывал  от   нас   медведь.

  1. Выводы.(1мин.)

УЧИТЕЛЬ. Какую задачу мы ставили сегодня перед собой в начале урока?

Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас – это один из призывов школьникам и молодежи русского писателя М. Горького.

Вернемся к началу урока. Как вы думаете, почему нет такого словаря, где бы был представлен весь лексический состав языка?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эти многоликие слова… Обобщающий урок по теме «Лексика»

Слайд 2

Огромна страна Русского языка, а в ней широки просторы Лексики. Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова Омонимы Синонимы Антонимы Лексика

Слайд 3

Пуськи бятые Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребенулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! Л. Петрушевская

Слайд 4

1. Это сова - грузовик, а не птица: С**О*ВА* 2. В этой народная мудрость таится: **С*ОВ**А 3. Эта питается только словами: С*ОВА**

Слайд 5

Русской речи Государь по прозванию Словарь

Слайд 6

Знаете ли вы, что… 17-томный Словарь современного содержит 120 480 слов русского литературного языка Словарь произведений А.С. Пушкина » 21 000 слов Словарь взрослого человека, » 12 000 слов имеющего высшее образование Словарь младшего школьника(10 – 11 лет) » 3600 слов

Слайд 7

а) Айсберг – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. в) Невзгода – плохая, ненастная погода. д) Пороша – протоптанная в снегу тропинка. е) Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер. Найди ошибку

Слайд 8

Пороша, -и, ж. свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. Ехать по первой пороше. Из толкового словаря русского языка

Слайд 9

Закончи предложение Словарный состав языка образуется из 2. Лексика-это 3. Лексическое значение слова разъясняется в 4. Слово имеет не только лексическое значение ,но и 5. Однозначными называются слова, имеющие 6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются 8.Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но существенно различающиеся по лексическому значению, 9. Синонимы- это слова 10. Антонимы- это слова 7. Перенос названия происходит, если у предметов есть

Слайд 10

Лови перепутаницу! Слова на месте- а смысл не тот. Найди ошибки и исправь их . Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Самолет приплыл сюда, чтобы помочь людям. Весной птицы улетают на юг. Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Снег засыпало пышным лесом.

Слайд 11

Подумайте только, как много Значений у слова «дорога». Труд –дорога к успеху. … И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах… Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом…

Слайд 12

Составь предложения со словом идёт (человек, поезд,время,письмо,дым,дождь)

Слайд 13

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Идёт человек Идёт поезд Идёт время Идут письма Идёт дым из трубы Идёт дождь

Слайд 14

Пятилетний Серёжа заявил , что он не пойдёт в школу, так как там на экзаменах режут. В другой раз не пошел на улицу, боясь, что его мороз ударит . Петя сказал маме ,что он не повесил рубашку сушить на солнышке. , потому что не достал до него .

Слайд 15

Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении . потерять терпение горький перец горячий спор легкий характер ласточкино гнездо хлебнуть горя

Слайд 16

Подбери синонимы Торопиться Учить Бежать Известие Удивить Фантазировать

Слайд 17

Подбери синонимы Торопиться Учить Бежать Известие Удивить Фантазировать Спешить Изучать Нестись Новость Изумить Мечтать

Слайд 18

Антонимы 1. злой – 2. больной – 3. ленивый – 4. узкий -

Слайд 19

Отгадай загадку Я - антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня…

Слайд 20

Подобрать синонимы и антонимы печальный тоскливый ликующий невесёлый грустный жизнерадостный мажорный унылый скучный радостный весёлый

Слайд 21

печальный тоскливый ликующий невесёлый грустный жизнерадостный мажорный унылый скучный радостный весёлый Подобрать синонимы и антонимы

Слайд 22

Омонимы Различен смысл в словах. И что же? Как близнецы они похожи. Груз подает подъемный кран, И воду льет в квартире кран.

Слайд 23

Мини-сочинение Всю ночь таинственно перешептывались деревья. Что-то творилось в лесу. Утром стало видно, что пришла зима.

Слайд 24

Домашнее задание: Выписать из художественного произведения шесть предложений с антонимами, синонимами, омонимами.

Слайд 25

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...