Презентация к уроку русского языка. 5 класс, тема: "Лексика"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Правдина Зинаида Георгиевна

Презентация к уроку русского языка. 5 класс, тема: "Лексика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon leksika_5_kl.ppt556.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКСИКА

Слайд 2

С Л О В О Слова языка образуют его словарный состав , или лексику (лексический состав) . Каждое слово что-то обозначает. Это его лексическое значение . Слово имеет не только лексическое , но и грамматическое значение . Например, у существительных можно определить род, падеж, число; у глаголов – время, лицо, число.

Слайд 3

ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА Словарная статья: И г л а , -ы, мн . иглы, игл, ж . 1. Инструмент для шитья. Швейная игла . 2. Лист хвойного дерева. Опавшие иглы . 3. Обычно во мн. ч. Колючки на теле животных. Иглы ежа . Слова, имеющие несколько лексических значений , называются многозначными. Слова, имеющие одно лексическое значение , называются однозначными.

Слайд 4

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ Железные гвозди – гвозди, сделанные из железа . Это прямое значение слова «железные». Железное здоровье – крепкое, сильное здоровье. Это переносное значение слова «железное». Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство. Например: золотая (пшеница), т. е. светло-жёлтая, похожая цветом на золото. Словарная статья: Б е ж а т ь. 1. Быстро передвигаться с помощью ног. Лошадь бежала рысью. 2. Перен. Быстро двигаться, нестись. Тучи бегут над морем.

Слайд 5

О М О Н И М Ы Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. Например: зелёный лук – стрелять из лука . Словарная статья: Б о р 1 . Сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте. В бору водятся глухари. Б о р 2 . Стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле. Стоматолог использует бор.

Слайд 6

ОМОГРАФЫ, ОМОФОНЫ, ОМОФОРМЫ Омоформы — слова, которые одинаково звучат в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (из-за различий в ударении). Омофоны — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Лечу самолетом- лечу горло ( л е т е т ь и л е ч и т ь). Замок – замок, атлас – атлас П о р о г – п о р о к , б а л - б а л л , т у ш - т у ш ь .

Слайд 7

С И Н О Н И М Ы В русском языке есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же предмет, один и тот же признак, одно и то же действие. Например: родина - отечество, красный – алый, бежать – мчаться. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Слайд 8

А Н Т О Н И М Ы Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением . Например: ночь – день, свет – тьма, ранний – поздний . Контекстуальные антонимы – слова с противоположным значением в условиях контекста . Например: Не считай недруга овцой – считай волком .

Слайд 9

П А Р О Н И М Ы Паронимы – слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению и написанию. Например: адресат – адреса н т, чужой – чуж д ый, о своить – у своить. Договор (подписать договор) – договорённость (достигнутая договорённость) , бережный (бережное отношение) – бережливый (бережливый человек), одеть (одеть ребёнка) – надеть (надеть на себя пальто) .

Слайд 10

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими . Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены другими словами, названиями того же понятия. Например: уста – губы, очи – глаза. Историзмы – слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением предметов, признаков, действий, которые они обозначали. Например: боярин, вече, опричник.

Слайд 11

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА Заимствованные – слова, вошедшие в русский язык из других языков. Например: скамья, кровать, кукла, свёкла - из греч .; жалюзи, километр, форт – из франц . Словарная статья: Жалюзи , нескл., ср. Шторы из пластинок, навешиваемые на окна. Опустить жалюзи. (Из французского.)

Слайд 12

НЕОЛОГИЗМЫ С развитием науки, техники, общественной жизни появляются различные новые предметы, орудия труда, машины . Вместе с ними в языке возникают и новые слова, называющие их . Словарный состав непрерывно обогащается. Неологизмы – новые слова, возникающие в процессе развития языка. Например: портал, сайт, стеклоткань.

Слайд 13

Диалектные слова Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например: яруга (овраг), бурак (свёкла), кочет (петух), хата (дом), мшара (болото), музга (яма). Словарная статья: Мшара , -ы, ж. Обл. Болото, поросшее мхом и кустарником. Идти по мшаре.

Слайд 14

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА Профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии или специальности. Например: палитра, наждак, эстамп, втулка, фиксаж, скальпель, негатив, аккорд, карбюратор. Словарная статья: Тубус , -а, м. Спец. Труба в микроскопе , фотоаппарате и т. д. Тубус телескопа.

Слайд 15

Ф Р А З Е О Л О Г И З М Ы И «К Р Ы Л А Т Ы Е С Л О В А» Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологический оборот. Например: бить баклуши – бездельничать, спустя рукава – плохо, задирать нос – зазнаваться. Словарная статья: Кусок , -а, м. Кусок в горло не идёт. «Крылатые слова» - выражения из художественных произведений. Например: «А воз и ныне там» (И.А Крылов).

Слайд 16

ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА И ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА Экспрессивная лексика (эмоционально окрашенные слова) – слова, выражающие отношение к предметам, признакам. Эмоциональная окраска может быть ласкательной, неодобрительной, иронической, фамильярной. Например: душенька, лапушка, сахарок (сахар), кляча (лошадь), врать (лгать), холодина (холод), работяга (работник). Просторечные слова – слова, распространенные в разговорной речи. Например: трепач, чует, огорошил, зачесал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроке русского языка на тему: "Лексика. Профофессионализмы". (Для профессии парикмахер.)

Тема урока - проблемное обучение на уроке русского языка на тему: "Лексика. Профессионализмы"(для профессии парикмахер) -  обоснована тем, что необходимо в учебных заведениях СПО и НПО максимальн...

Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."

Урок русского языка по теме "Лексика. Синонимы, антонимы."...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лексика" в 5 классе

   Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе.     На фоне отобранного дидактического материала у учащихся  воспитывается уважительное отно...

Уроки русского языка по теме "Лексика" по программе под ред. Н.М.Шанского на материале произведений северных писателей и поэтов

Раздел «Лексика и фразеология» в школьном курсе русского языка непосредственно посвящается изучению роли и значения смысловых единиц, видам отношений, в которые они вступают в языковой системе, и, сле...

Конспект урока русского языка по теме "Лексика и Фразеология"

Данную разработку  можно использовать  как в классной, так и во внеклассной деятельности. Урок поможет повторить материал из раздела «Фразеология» и «Лексика». В увлекательной, ненавяз...