Уроки русского языка по теме "Лексика" по программе под ред. Н.М.Шанского на материале произведений северных писателей и поэтов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Малыгина Татьяна Петровна

Раздел «Лексика и фразеология» в школьном курсе русского языка непосредственно посвящается изучению роли и значения смысловых единиц, видам отношений, в которые они вступают в языковой системе, и, следовательно, имеет большое значение для формирования у учащихся системных представлений о языке.  В современных учебных планах школ разных профилей и направлений значительное место отводится для регионального компонента образования. Работа над лексическими понятиями на материале высоко художественных произведений, близких по духу учащимся, дает неплохой результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragmenty_urokov_po_teme_leksika.docx73.18 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока на тему:   Слово и его лексическое значение.

Цель: 1) ознакомить учащихся с разделом науки о русском языке – лексикой; 2) дать понятие о лексическом значении слова; 3) дать понятие о толковом словаре и научить им пользоваться; 4) способствовать  привитию учащимся любви к русскому языку, к родному краю.

Знакомство с новым материалом.

1.Вступительная беседа.

 -  Мы  приступаем к изучению раздела «Лексика», который изучает мир слов (лексис по-гречески означает слово).

- Человеческий язык — это язык слов, и каждое слово обязательно наделено смыслом.  Можно ли  назвать словом бессмысленный набор звуков? С чем можно сравнить слово? (Назвать словом просто набор звуков нельзя, слово имеет смысл. Слово можно сравнить со  звуком, который звучит).

- Правильно, звучащее слово как бы рисует в нашем воображении портрет какого-либо предмета, его действия, качества.

- Итак,  что такое слово, для чего оно служит?

- Слово – это основная единица языка, которая служит для наименования предметов и явлений.

2.Чтение и осмысление отрывка из сказки Б. Шергина «Тили - тили».

Заперебирал мистер руками-ногами, а Шиш запел:

Тили – тили,

Тили – тили,

Тили – тили!..

Мистер и полчаса гребет, а Шишанушко все нежным голосом:

Тили – тили,

Тили – тили,

Тили – тили!..

У мистера три пота сошло. Кряхтит, пыхтит…

-Поняли ли вы, о чем пел Шиш? Почему? (Ответы учеников)

3.Слово учителя.

- Каждое слово что-то обозначает, т.е. имеет лексическое значение. Смысл слова и есть его лексическое значение. Без смысла, без лексического значения слова нет и быть не может.

                               Слова.

                     Всему название дано-

                     И зверю и предмету.

                     Вещей вокруг полным-полно,

                     А безымянных – нету!

                     И все, что может видеть глаз –

                     Над нами и под нами,-

                     И все, что в памяти у нас,

                     Означено словами.

                                               (А.Шибаев)

- Все предметы, которые нас окружают имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом.  

«Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звёзд на небе!» Это очень неверный ответ: видимых простым глазом звёзд на небе не так уж много, около трёх тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше». Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.

Сколько же всё-таки слов в нашем языке? В «словаре современного русского языка» (он состоит из 17 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке.

       Запомнить! Все слова в языке образуют словарный запас, или лексику.

4.Знакомство со способами толкования лексического значения слова.

- Как можно узнать лексическое значение слова?

- Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Ворона». Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы.

Наступила пора непогоды.

Горе ей! Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны,

И от холода нет обороны…

             (Н. Рубцов. «Ворона»)

1) Работа с толковым словарём.

Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях (Выставка «Толковые словари»)

- Найдите в толковом словаре выделенное слово и расскажите о нем по словарной статье.

Амба'р, -а, -ы, -ов; м.р. Строение для хранения зерна. (Сущ. м.р., означает строение для хранения зерна.)

- Что можно узнать о слове из словарной статьи?  

    На доске таблица со  словарной статьёй, её основными частями:

  1. заголовочное слово;
  2. грамматические пометы;
  3. толкование лексического значения;
  4. пример употребления слова в речи.

2) - Как кроме толкового словаря можно объяснить лексическое значение слова? (Ответы детей)

- Правильно, указывая отличительные признаки предмета, называемого словом.  Попробуем применить этот способ, дав толкование значения слова ворона.

- Ворона – это животное или растение? (животное)

- Среди животных ворона – это зверь, птица, рыба, насекомое? (птица)

- Среди птиц ворона – это большая птица, средней величины или маленькая? (средней величины)

- Какого цвета  у неё оперение? (серое с черным)

- А теперь объединим все признаки вороны в одно предложение, чтобы получить толкование лексического значения слова: Ворона – это птица средней величины, с черным или серо-черным оперением.

3) - Почему нам жалко ворону? (у нее нет еды, ей холодно, у нее горе)

Разъяснить лексическое значение слова можно способом подбора близких по значению слов  (синонимов). Подберите такие слова к слову горе.

Горе – это беда, бедствие, злополучье, напасть, неприятность, несчастье,

4) Почему вдруг случилось так, что у вороны нет еды, ей холодно? (наступила пора непогоды)

Как вы понимаете значение слова непогода? (плохая погода)

Какая часть слова (морфема) нам помогла понять лексическое значение слова? (приставка не- )

Значит, определить лексическое значение слова можно опираясь на его морфемный состав, т.е. раскрывая значение частей слова.

5) Объяснить значение слова можно и с помощью иллюстрации или фотографии.

Значение каких слов из стихотворения вы могли бы  проиллюстрировать? (забор, амбар, зёрнышко)

Запомните! Лексическое значение слова наиболее ярко проявляется в тексте, а не в словаре.

Итак, какие существуют способы объяснения лексического значения слова?

 (На доске открывается запись по ходу ответов детей)

Способы толкования лексического значения слова:

1) подбирая близкие по значению слова;

2) указывая отличительные признаки предмета, называемого словом;

3) раскрывая значение частей слова;

4) с помощью иллюстрации.

5.Тренировочные упражнения

1) - Прочитайте фрагмент из ещё одного стихотворения Н.Рубцова:

Сапоги мои скрип да скрип

Под берёзою.

Сапоги мои скрип да скрип

Под осиною.

И под каждой берёзой – гриб

Подберёзовик.

И под каждой осиной – гриб

Подосиновик!

- Определите, какой смысл имеют слова подберёзовик и подосиновик в тексте.

- Сравните своё объяснение с соответствующими словарными статьями. (Подосиновик – съедобный гриб с красно-жёлтой, коричневой шляпкой. Подберёзовик – съедобный гриб с коричнево-чёрной шляпкой.)

-  Какие ещё представления возникают в вашем сознании при этих словах?

- Письменно произведите морфемный и словообразовательный разбор этих слов.

- Обратите внимание! В русском языке есть такие слова, лексическое значение которых можно не проверять по словарю, а достаточно лишь вслушаться в звуки слова: подосиновик, подберезовик, подсолнух, рыжик, боровик.

2) Работа  со словарными статьями.

Лето, а; ср. р. Сезон  между весной и осенью, тёплое время года. 

Оглушительный, -ая, -ое; -лен, -льна. Способный оглушить, очень громкий.

- Что пропущено в данных словарных статьях? (ударение, примеры употребления слов в речи)

- Спишите словарные статьи и дополните их примерами употребления слов из произведения Ф. Абрамова. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывайте лексическое значение этих слов.

Началось лето

Вдали глухо бухнуло – тёмные, тяжёлые тучи ползли на деревню. Они ползли медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта.

В деревне стало темно и немо. Даже скотина притихла в ожидании. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

По всей деревне захлопали двери, ворота. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По лужам, как жеребята, носились босоногие ребятишки. Нач..лось короткое северное лето. (Ф. Абрамов)

3)  Запишите объяснение лексического значения слова по образцу (Раздаточный материал)

Ягодник – место, где растут ягоды.  Брусничник. Клюквенник. Черничник. Малинник.

 Ельник – еловый лес. Осинник. Рябинник. Сосняк.

4) Спишите, распределяя слова на тематические группы: 1) деревья и кустарники; 2) травы и цветы; 3) грибы; 4) звери; 5) рыбы. В случае затруднения проверяйте написание слов по орфографическому словарю. Дополните каждую группу собственными примерами.

Листве(н,нн)ица, си(г,к), к..лина, р..гоз, ..ндатра, м..дуница, по..берёзовик, стр..лолист груз..ь,. ветре(н, нн)ица р..сомаха, г..рностай,. хариу.., м..нжетка, по..осиновик, к..мб..ла, тр..ска, карликовая берё..ка.

Проверка  выполненной  работы: зачитывают слова по группам.

- Что объединяет эти тематические группы? Составьте три предложения с любыми из данных слов.

5) Прочитайте слова (записаны на доске).

Лесной, лесистый (житель, пригорок)

Душистая, душная (комната, сирень).

Пушной, пушистый (зверёк, хвост).

Составьте словосочетания с каждым из прилагательных, выбрав необходимое слово из скобок.

6. Подведение итогов урока по вопросам, записанным на доску.

- Что такое лексика?

- Что такое лексическое значение слова?

- Как можно определить лексическое значение слова?

- В каком словаре даётся толкование значения слова?

- Какими способами можно разъяснить лексическое значение слова?

7. Домашнее задание (на карточках)

Прочитайте. О каком природном явлении рассказывает Б. Шергин? Какие слова и выражения автор использует для его описания? Какие чувства  оно вызывает в душе матери?   Дайте устно толкование лексического значения выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарю. Нарисуйте, каким вы представляете себе флюгер. Каким синонимом можно заменить глагол заповорачиваются? Какой глагол обозначает действие, выполняемое флюгером: передвигается, перемещается, поднимается, вращается? Запишите полученное словосочетание.

Осенью, когда в море наступят дни гнева и мрака, а об отце вестей долго нет, не знала мама покоя ни днем, ни ночью. Выбежит наутро, смотрит к северу, на ответ только чайки вопят к непогоде.

Вечером заповорачиваются на крыше флюгера, заплачет в трубе норд-вест. Мама охватит нас руками:

-Ох, деточки! Что на море-то делается… Папа у нас там!

Я утешаю:

- Мамушка, я, как вырасту, дальше Соломбалы не пойду в море.

А Соломбала – часть того же Архангельска, только на островах.  

                                                (Б.Шергин. «Детство в Архангельске»)

Выпишите эмоционально окрашенные слова и определите их значение. Как вы считаете, какие из слов должны иметь помету разг. в толковых словарях?
 

Фрагмент урока на тему:   "Лексическое и грамматическое значение слова"

Цель: 1) определить роль лексического и грамматического значений слова в связной речи, 2) развивать связную речь и творческие способности детей, 3) прививать любовь к русскому языку, к родному краю.

Знакомство с новым материалом.

  1. Работа над различением понятий лексическое и грамматическое значение слова.

На доске записаны слова: берёза, вышивка, верба, кошка.

- Спишите слова, обозначьте  род, число падеж имен существительных, выделите окончание.

- Что общего у этих слов? (Грамматическое значение)

- Сделайте вывод: на что указывает окончание –а?  (Оно указывает на ж.р., ед.ч., им.п.. Общие грамматические значения рода, числа и падежа).

- А у этих слов есть  общее грамматическое значение?

                    Запись на доске:  помидор, капуста,  репа, морковь (Нет)

- Что можно сказать о их лексическом значении? (Оно общее, это овощи)

-По каким признакам мы выделили группы слов? (По грамматическому и лексическому значению)

2. Упражнения на определение роли лексического и грамматического значения слова в связной речи.

- Сегодня на уроке мы будем учиться определять, какую роль играют лексическое и грамматическое значение слова в связной речи.

Задание 1. Определите лексическое значение слов:   Сосна, зелёный, стоит (Сосна - вечнозелёное хвойное дерево;  зелёный - цвет травы; стоять – находиться, не передвигаясь, в вертикальном положении).

-  Лексическое значение известно. Можно эти три слова считать предложением? (Нет).

- Почему? Что нужно сделать с этими словами, чтобы получилось предложение? (Изменить окончание, по другому сказать - изменить форму слова).

Ученики записывают полученное предложение вместе с учеником, работающим у доски: Стоит зелёная сосна.

- Выделите окончания, определите части речи членов в предложении.

Стоит – гл., ед.ч., 3 лицо, наст. вр.,   зелёная – прил., ед.ч., ж .р.,  и.п.,   сосна –сущ., ед.ч., ж.р., и.п..

- В какой части слова заключено грамматическое значение? (В окончании).

-Лексическое значение? (В основе слова).

- Если мы закроем окончания, что можно сказать о словах? (Знаем, о чём говорят, но не знаем, какие между ними отношения)

- Можно ли, не изменяя грамматическое значение слов, построить предложение? (Нет. Слова должны быть связаны грамматически).

- А теперь, что вы можете сказать о словах:  налесный, молодильник, перемахал, рувицу? (Ничего не понятно. Но слова между собой связаны).

-  Докажите это и определите часть речи.

У доски работает один ученик: налесный - прил., ед.ч., м.р., и.п.,  молодильник - сущ., ед.ч., м.р., и.п.,   перемахал - глаг., ед.ч., м.р., прош. вр.,   рувицу - сущ., ед.ч., ж.р., в.п..

- Почему трудно определить лексическое значение? (Потому что слова не связаны с жизненными явлениями, но грамматическое значение определить можно).

- Значит, у нас не получится предложение, если мы не знаем лексического значения? Давайте посмотрим на доску, там вы видите слова:  брыкаться, круглый, чай.

- Постройте устно предложение. (Брыкается круглый чай).

-Получилось предложение? Мы же знаем лексическое значение всех слов? (Нет лексической сочетаемости, т.е. смысла).

- Что нужно знать, чтобы построить предложение? (Лексическое и грамматическое  значение, учитывать лексическую сочетаемость).

Задание 2. Прочитайте. Что нового вы узнали о жизни поморов? Дайте  толкование лексического значения слова промысел. Проверьте себя по толковому словарю. Спишите. Обозначьте грамматическое значение у всех форм слова промысел, встретившихся в тексте. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывайте лексическое значение этих слов.

Жители Беломорского поб..режья издавна занимались зв..робойным промыслом. Добывали моржа, нерпу.

Славился Север и превосходным жемчугом. Жемчужным промыслом занимались на реках Ветренного Пояса и Онежского полуострова.

С..леварный промысел связан с другим важнейшим занятием поморов – рыболовством. Соль требовалась для засолки больших уловов м..рской рыбы.

- О каких северных промыслах вам ещё известно? Составьте с одним из этих словосочетаний распространённое предложение.

Задание 3. Прочитайте.

Поморы

Все поморы – рыбаки. Они ходят в море на своих лодках – карбасах. Карбас – большой, деревянный, из толстых досок, а как уплывет подальше от берега – кажется меньше тоненькой щепочки. А то и совсем пропадёт, скроется за волнами. Но рыбаки не боятся, привыкли. (По Ф. Леву)

- Спишите текст, подчеркните в тексте слова, которые имеют следующие лексические и грамматические значения:

а) Жители поморья: м. р., мн. ч., им.п.

б) Плыть на каком-либо судне:  наст. вр., мн. ч., 3-е л.

в) Значительный по размерам, по величине, силе:  ед.ч., м.р., им. п..

г) Маленькая, тонкая пластинка, отколотая по слою дерева: ж.р., ед.ч., р.п..

- Что вы узнали о характере жителей Поморья?

Проверка в парах.

Задание 4. Спишите предложения, обозначьте орфограммы на месте пропущенных букв, расставьте знаки препинания. Дайте толкование лексического значения выделенных слов. Определите их грамматическое значение и синтаксическую роль в предложении. Сделайте вывод.

  1. Встречались лишь изре..ка льды  да айсберги медленно пр..ходили.
  2. Т..чением в пр..лив двинуло айсберги  по..вился туман. 

                                            (С. Писахов. «На Землю Франца-Иосифа»)

Подведем итог проделанной работе

- Какие значения может иметь слово?

- Какую роль они выполняют в связной речи?

   

      Фрагмент урока на тему:   "Однозначные и многозначные слова"

Цель: научить различать слова однозначные и многозначные, сравнивать значение слова в словаре и тексте; учить пользоваться толковым словарем; развивать речь и познавательную активность детей; обогащать активный словарь ребенка; воспитывать любовь и интерес к русскому языку, к родному краю.

Знакомство с понятиями однозначное и многозначное значение слова.

1. Работа с фотографиями и их названиями: (фотографии кисти винограда, малярной кисти, кисти руки)

- Рассмотрите рисунки и прочитайте их названия: 1) малярная кисть; 2) кисть винограда; 3) кисть руки.

- К какому рисунку относится первое название, к какому – второе и к какому третье?

- Каким одним словом названы изображенные предметы?

- Сколько лексических значений имеет слово?

Слова могут иметь несколько значений.

- Давайте подумаем, как могут называться слова, которые имеют два и более значений? ( Они называются многозначными).

- А слова, которые имеют одно значение? (Они называются однозначными).

- Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов, запишите их в тетрадь. Игра «Кто больше?».

2. Где можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (В толковом словаре)

Познакомьтесь со словарной статьей слова роспись:

Ро'спись, сущ., ж.р., р.п. ро'списи, мн. ч. ро'списи, р.п. ро'списей. 1) Украшение рисунками чего-либо. 2) Узоры, рисунки на стенах, потолках, предметах быта. Сани, мебель, посуда северных крестьян были выполнены из дерева и покрыты росписью.

- Как и где помещаются разные лексические значения многозначного слова? (В одной и той же словарной статье и нумеруются подряд)

- Какие росписи Архангельской области вы знаете? (Борецкая – в деревне Скобели и Пермогорская – близ пристани Пермогорье на Северной Двине, Мезенская – в деревне Палощелье на реке Мезени, Ракульская – в деревне Ульяновская у реки Ракулка.  Названия росписей  дополняет учитель, сопровождая слайдами)

3. Определите лексическое значение слова изумрудный в каждом  тексте. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Лесная дорога

1) Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. И стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.

Лесная дорога – как широкая просека, заросшая травой. Будто лесная река. (Ф. Абрамов) (2. знач.: ярко-зеленый, цвета изумруда)

2) Однажды в..сной Люба пот..ряла изумрудный п..рстенёк. З..пасмурнилась, з..грустила. Да что поделаешь? ( По Р. Панову) (1. знач.: сделанный из изумруда – драгоценного камня ярко-зеленого цвета)

3) У Соловецкого воеводы была дочь. Звали её Олисавой. Лоб ясный, словно белая ночь. Щёки румяные, как поморская заря. А глаза изумрудные, точно Гандвик в солнечную погоду. Вот какая красавица была. (М. Попов. «Волшебные яблоки») (2 знач.: ярко-зеленый, цвета изумруда)

Спишите второй текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова, близкие по значению.

4. Определите лексическое значение выделенных слова.

Пробудилась раз Олисавушка, видит, у изголовья блюдо хрустальное стоит, а в нём яблочки янтарные сияют. Взяла она одно, надкусила, и вдруг свет померк в её очах. Вскрикнула бедная девушка, выронила то яблоко и упала без памяти. Прибежали на её крик родители, привели доченьку в чувство, а она – горе-то какое! – не видит их. Ослепла в одночасье красавица. (М. Попов. «Волшебные яблоки»)

- Сколько значений имеют прилагательные изумрудный, хрустальный, янтарный? Как называются такие слова? Приведи свои примеры словосочетаний с прилагательными золотой, серебряный в разных значениях.

Выпишите эмоционально окрашенные слова и определите их значение. Как вы считаете, какие из слов должны иметь помету разг. в толковых словарях?

5. Игра кто быстрее?  Найдите  в толковом словаре слова: блесна, изморось, пороша. 

- Какие значения они имеют и сколько? Составьте с любым из них простое распространенное предложение, по тематике связанное с местом, где мы живем.

-Как называются слова, имеющие одно значение? (Однозначные)

6. Предлагаю вам сыграть в игру:

- Я читаю слова, вы хлопаете один раз – если слово однозначное, много – если – многозначное:

Теплота, парта, красный, портфель, дождь, пятачок.

7. Слово учителя:

-  В многозначных словах одно значение выступает как основное, а другое (или другие) как вторичное.

Чем объяснить многозначность слова? Почему многие слова в нашем языке имеют несколько значений? Объясняется это тем, что слова живут, изменяются их значения, появляются новые оттенки значений в зависимости от возникающей у людей потребности. Гораздо удобнее, проще не придумывать новое слово для какой-то ситуации, а использовать уже имеющееся в языке слово, но с иным значением.

Например, слово лист обозначало только соответствующую часть растения. Потом этим словом стали обозначать и другие предметы, имеющие какое – либо сходство с листом растения: лист стекла, лист бумаги, а наряду с лавровым, смородиновым, капустным стали использовать другие значения: похвальный, печатный. 

Так происходит расширение значения слова.

8. Перенос названия осуществляется на основе сходства разных признаков и свойств: по форме по цвету по характеру движений и не только.

Стрелками покажите соответствие признаков сходства и примеров словосочетаний. (Раздаточный материал, после выполнения работы сверяются с ответами на слайде)

по форме

по характеру движений

по цвету

золотая (цепь) – золотая (осень)

колокольчик (звонок) – колокольчик (цветок)

барабанит (барабанщик) –барабанит (дождь по крыше)

яблочко (маленькое) – яблочко (мишень)  

 

8. Подведем итог нашей работе. О чем свидетельствует многозначность слов?  (Многозначность слов свидетельствует о богатстве, яркости и выразительности русской лексики)

   

         Фрагмент урока по теме «Прямое и переносное значение слов»

Цели:1. Познакомить учащихся с понятиями прямого и переносного значения слова. 2. Способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать изученные явления; развитию у школьников монологической речи.3.Содействовать формированию представлений о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову, к родному краю.

Объяснение нового материала.

1. Постановка цели.

- Скажите, а это важно – понимать другого человека?  (Да)
- Да, и в этом нам поможет знание о способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение. Это удивительное явление, ведь «слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире», как говорил К.Ушинский. И в этом мы убедимся сегодня на уроке.
2. Знакомство с новым материалом.

- Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (На основе сходства по определенному признаку).

- Познакомьтесь  с материалом параграфа 65 в учебнике.

- Приведите свой пример слова в переносном значении, опираясь на прочитанный материал.

3.  Упражнение на разграничение прямого и переносного значений слова.

- Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких – прямое. (Словосочетания записаны на доске)

Ледяная глыба – ледяной взгляд (перен.);

Море пшеницы (перен.) – голубое море;

Копирует чертеж – копирует походку (перен.).

В первом примере перенос значения произошел на основе ощущений; во втором – размера, величины; в третьем – подобного действия.
4. Теперь предлагаю вам самим заняться поиском. Для работы даны слова:
звезда; бежать; хрупкий. Ваша задача – составить с данным словом словосочетание так, чтобы оно употреблялось и в прямом, и переносном значениях.  (звезда эстрады – яркая звезда; быстро бежал – бежал ручей; хрупкий фарфор – хрупкая девочка)

- Если затрудняетесь, то вам поможет толковый словарь.

Дома подберите три пары подобных словосочетаний и нарисуйте к ним иллюстрации. На следующем уроке проведем конкурс «Узнай слово в переносном значении»

 5. Работа со словарем.

- С какой пометой в словарях дается переносное значение слова?

- Расскажите о лексических значениях слова бежать, пользуясь словарной статьей в толковом словаре.

6. Упражнение на выявление слов с переносным значением в художественном произведении и установление их роли.

Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием, который называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Он заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш. Познакомимся поближе с этим явлением.

- Прочитайте. Определите тему текста. О чем нам хотел рассказать автор?

Деревья по-разному уходят на зимний покой: неистово кричит, весь полыхая ж..лтым пламенем, м..гучий дуб, кровавится осина, гордо, не желая расстават?ся с зеленью, принимает смертный ч..с ж..вучий тополь, никнет, дугой выгибает?ся под тяжестью яго.. р..бина.

   Лишь берё..ка тихо, по-русски, как должное, покорно принимает свою судьбу. Она и в кончине излуч..ет свет и дарит радость людям. (Ф. Абрамов)

-Спишите, обозначьте орфограммы на месте пропусков букв.

- Подберите однокоренные слова к выделенному слову. В прямом или переносном значении оно употреблено? От какого слова оно образовано?  Определите его грамматическое значение.

- Какие еще слова употреблены в переносном значении?

- Как называется художественный прием, который использовал Ф. Абрамов в своей зарисовке?

Выпишите эмоционально окрашенные слова и определите их значение. Как вы считаете, какие из слов должны иметь помету высок. в толковых словарях?

7. Упражнение на установление лексической сочетаемости слов с переносным значением.

- Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова вместо пропусков. Используйте слова для справок. Озаглавьте текст. (Капель)

Чудесница-капель первая     …    хребет зиме. Неспроста стучит-вызванивает по снегам, по сугробам… Стучит   …   капель. День ото дня задорней, всё звончей   … в серебряные молоточки,    …   победу над постылой зимой, вьюгами да морозами. (И. Полуянов.  «Барабанщики весны»)
Слова для справок: неугомонная, куёт, ломает,  бьёт.

8. Обобщение по изученному материалу.

- Какую роль выполняют олицетворения в художественной литературе? (Помогают писателям и поэтам более точно передать свои мысли, чувства, эмоции, настроение)

                       

Фрагмент урока по теме «Омонимы»

Цель: дать понятие об омонимах, научить различать омонимы и многозначные слова; развивать умение находить омонимы в тексте и в словаре; формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи; показать детям лексическое богатство русского языка, его выразительность. Воспитывать любовь к родному краю.

- Ребята, сегодня вы продолжите знакомство с лексикой русского языка. Вы знаете, что лексика – это словарный состав языка. Слов в русском языке очень много. Есть слова однозначные, есть многозначные. Есть и такие слова:

1. Сказать, что изображено на картинках, записать слова в тетрадь (слайды)

          лук  для стрельбы                       водопроводный кран

лук-растение                                строительный кран

 Слова «лук» и «лук», «кран» и «кран» произносятся одинаково, но обозначают разные понятия. Вспомните, как называются такие слова? и «Если синонимы близкие по значению, то омонимы?.

Закрепление изученного материала.

 1. Выписать из стихотворения на слух омонимы вместе со словами, при помощи которых можно пояснить значение этих слов:

В море суши полоса

Называется коса,

И у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса,-

Косит травушку коса.

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос? 

- Составь свои предложения с данными омонимами.

2.Работа со словарем.

- Как найти омонимы в словаре?  (в толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером)

- Найдите  в толковом словаре омонимы, которые будут являться отгадкой к следующей загадке: 

Бывает он из разного материала:

То из земли, то из воды, то из металла. (ВАЛ)

3. Определите, сколько значений у слова ягодник в приведенных предложениях.

1)  На Чёрном болоте мы наткнулись на ягодник и очень скоро набрали полные  корзинки клюквы.

3)     Ягода

        За ягодой –

        В мой туесок.

        Ягодник заядлый,

        Иду через лесок.

Ступаю

По кочкам

На самых мысках…

Брусничное море

Я сам разыскал!

         (В. Аушев)

 2) Полоски теста укладывают на ягодник так, чтобы получилась сетка.

Запишите:

  1. Ягодник – это … (место, где растут ягоды)
  2. Ягодник – это … (открытый пирог с ягодами)
  3. Ягодник – это … (сборщик ягод)

Как вы думаете, это омонимы или многозначные слова? проанализируйте их по плану

-  Как эти слова пишутся?

- Как эти слова произносятся?

-  А значение слов одинаковое?

(под цифрами 1 и 3– значения одного слова, под цифрой 2 – омоним)

4. 1) Прочитайте. В каком значении употреблено слово кошка? Запишите толкование лексического значения слова, указывая отличительные признаки предмета, названного словом кошка. Выпишите  однокоренные слова, произведите морфемный разбор. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.

Кошка Муська приходила два раза в неделю. Бабушка и Ваня думали, что Муська приходит в гости. Угощали Муську молоком и рыбой.

Муська была убеждена, что она приходит на работу, а угощенье считала заработной платой. Обязанностью своей считала, чтобы в квартире не завелись мыши. При этом работала в ночную смену – сидела в углу коридорчика и слушала.  (Б. Шергин. «Одно дело делаешь, другого не порть»)

2) Прочитайте. Запишите толкование лексического значения слова кошка, способом подбора слова, близкого по значению (синонима). Проверьте себя по словарной статье.В каком значении употреблены выделенные слова? Найдите олицетворения.

С августа белые ночи меркнут… По мелким островам и песчаным кошкам, что подле моря, набегают туманы. Белая мара морская стоит с ночи до полудня. Около тебя только по конец ружья видно; но в городе, за островами, туманов не живет.  (Б. Шергин. «Двинская земля»)

Найдите в текстах имена существительные и определите, одушевленные они или нет.

(Кошка. –и,  мн. ч. р.п. кошек. На Севере: коса на взморье или песчаная отмель, которая образуется во время отлива).

Обобщение изученного:

- Вспомните, как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению?

Фрагмент  урока  по теме «Синонимы»

Цель: закрепить знания учащихся о синонимах; формировать умение определять общее  лексическое значение синонимов в тексте.

1.Игра  «Переводчик».

 Кто быстрее заменит слова в предложении синонимами.

В лесу мы увидели рыжую плутовку.  (лису)

Сохатый вышел из чащи на опушку леса.  (лось)

За осокой-травой сидит косой. (заяц)

2.Выпишите из текста синонимы к словам: смерть, буйно, выносливый, мощный, опускается. Определите общее лексическое значение синонимов и конкретное лексическое значение каждого из этих слов.

Деревья по-разному уходят на зимний покой: неистово кричит, весь полыхая желтым пламенем, могучий дуб, кровавится осина, гордо, не желая расставаться с зеленью, принимает смертный час живучий тополь, никнет, дугой выгибается под тяжестью ягод рябина.

   Лишь березка тихо, по-русски, как должное, покорно принимает свою судьбу. Она и в кончине излучает свет и дарит радость людям. 

(Ф. Абрамов)

Прочитайте. За что наказан заяц? Найдите в тексте пословицу. Спишите, вставьте глаголы в нужной форме, в порядке усиления признака

Так заяц и остался один. (рыдать, плакать,), друзей вспоминает. Понял теперь – нехорошо лениться и перед друзьями гордиться. (В. Чиркин. «Зайка-зазнайка»)

Подберите устойчивые выражения, близкие по смыслу глаголам плакать, рыдать. (плакать навзрыд, удариться в слезы, заливаться горючими слезами, проливать горькие слезы, выплакать глаза).

Фрагмент  урока по теме «Антонимы»

Цель: закрепить знания учащихся об антонимах; формировать умение определять общее  лексическое значение антонимов в тексте.

1.Выпишите предложения, в которых есть антонимы, подчеркните их. Определите части речи антонимов.

  1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  2. Береги платье снову, а честь смолоду.
  3. От доброго не бегай, а худого не делай.
  4. Век живи – век учись.
  5. Волков бояться – в лес не ходить.
  6. От нужды умнеют, а от богатства глупеют.
  1. Какой глагол можно противопоставить по значению глаголам рыдать, плакать из текста «Зайка-зазнайка» В. Чиркина? (смеяться)
  2. Составьте небольшой текст, употребив в нем антонимы.

Фрагмент  урока по теме «Синонимы и антонимы»

Цель: закрепить и обощить знания учащихся о синонимах и антонимах; продолжить формировать умение определять общее  лексическое значение синонимов и антонимов; определять смысловые и стилистические отличия синонимов и антонимов в тексте; формировать умение употреблять нужный синоним и антоним в зависимости от разных целей; воспитание бережного отношения к слову, к своей малой родине.

В тексте «Зайка - зазнайка» В. Чиркина нам встретилась пословица. На каких бы примерах вы объяснили её смысл?

- Определите грамматическое значение и синтаксическую роль существительного (перед) друзьями.

 - Поставьте это существительное в начальную форму. (друг)

- Какое фонетическое явление мы наблюдаем в паре слов друг – друзья? (чередование в корне слова)

- Определите  грамматическое значение слова друг. (м.р., ед.ч., им.п.)

Давайте понаблюдаем, какие связи можно установить по значению слова друг. Заполните схему:

Связи по значению слова друг.

Родо-видовые связи:

 

Родственные связи:

 

     друг

Антонимические связи:

 

Синонимические связи:

 

1. Определи, сколько значений у слова друг в приведенных предложениях.

1)     Вода тепло струится,

        Над ней томится бор.

        Я плаваю, как птица,

       А друг мой – как топор… (Н. Рубцов)

2)  В нашей школе есть кружок друзей русского языка. 3) Вот и кончилось лето, мой друг! (Н. Рубцов)

2. Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Запишите.

Друг – это…

Друг – это…

Друг – это…

3. Найдите синонимы, антонимы и слова, родственные слову друг. Запишите.

1) Неизменность некоторых предметов гардероба Н.М. Рубцова отмечалась в воспоминаниях многими его друзьями и приятелями. 2) Подальше от многочисленных недругов, под защиту глухих лесов шли переселенцы.

3) Будь начеку, моряк,

     Знай, что не дремлет враг.  (Н. Рубцов)

  1. Пой нашу песню, пой,

Славный товарищ мой.      (Н. Рубцов)

4. Составьте словосочетания с синонимами слова друг.

5.  Запишите родственные слова.

6. Проверьте правильность своих записей.

Связи по значению слова друг.

Родо-видовые связи:

Друг – человек, с которым дружишь

Родственные связи:

друг

дружок

дружить

дружный

дружно

     друг

Антонимические связи:

неприятель

недруг

Синонимические связи:

товарищ

приятель

  1. Прочитайте. Расскажите о своих впечатлениях.

 Мурманский берег скалистый. Горы чёрные, древние как медведи, лежат. Тут взводень, вал морской, горой ходит, песок со дна воротит. Кораблик в океане, как чаечка маленькая. И подвигается на него «девята» - девятый вал, что всех больше… Вал черный, гребень белый – кружево белое на чёрном бархате. «Ну, - думаешь, - сейчас закроет, и всё тут…» Ан нет! Подымет кораблик этим валом, качнёт на гребне, как мать ребёнком, да и пустит вниз. Только сердце ёкнет да в животе холодно. А впереди другой вал, тоже с дом величиной. Как кони вороные с седыми гривами, валы летят по океану. (Шергин Б. В. «Мурманские зуйки»)

- Какие краски вы бы выбрали для изображения этого фрагмента на картине? (белая, черная)

- В каких лексических отношениях состоят слова белый – черный,  т.е. какие они по значению? (противопоставленные - антонимы)

- Отметьте в тексте все слова, так или иначе несущие указание на эти цвета (чаечка, кружево, седые,  вороные)  

- А какую пару  слов, противопоставленных по размеру, можно назвать для этого текста? (большой – маленький)

- Выберите слова, которые ассоциируются с этими словами. (С одной стороны – горы, вал, горой, с дом величиной, океан, мать, а с другой – кораблик, чаечка, ребенок.)

- Какие чувства у нас возникают при этих словах? (страх,  ужас)

- Да, противопоставление маленького кораблика и большого океана, подчеркнутое автором, определяет читательский ужас перед стихией, смешанный с восторгом и гордостью за человека, ее покоряющего, более того, в нее влюбленного.

- Не случайны здесь сравнения и метафоры. Найдите их. ( «качнет, как мать ребенком», «кружево белое на чёрном бархате», «как кони вороные с седыми гривами, валы летят»)

- Какие чувства испытывает автор, глядя на это явление природы?

- В них любовь и любование красотой Мурмана. Шергину не нужно повторять слова страшно и жутко, рассказывая о будничной работе поморов. Он передает свои чувства и эмоции, используя оттенки слов, противоположных по значению – антонимов.

- Попробуйте и вы описать какое-нибудь природное явление, используя метафоры, эпитеты, олицетворения, ряды синонимов, антонимы. Составьте устно 1-2 предложения.

Выпишите эмоционально окрашенные слова и определите их значение. Как вы считаете, какие из слов должны иметь помету разг. в толковых словарях?

  1. Перед  тем, как дать домашнее задание, я бы хотела предложить вам  отгадать  загадку.

Что за чудо-чудеса:

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льётся свет. (Северное сияние)

- Дома вам предлагается поработать  с фрагментом из произведения Б. Шергина «Двинская земля»  о северном сиянии. Выберите любые три – пять слов и дайте толкование их лексического значения разными способами.

Слушайте, какое диво расскажу.

В замороз к полночи начнет в синем бархате небесном пояском серебряным продергивать с запада до востока, а с севера заподымается как бы утренняя заря. И вдруг все погаснет. Опять из-за моря протянутся пальцы долги без меры и заходят по небу. Да заря займется ужасная, как бы пожарная. И опять все потухнет, и звезды видать… Сиянье же обновится. Временем встанет как стена, по сторонам столбы, и столбы начнут падать, а стена поклонится. А то будто голубая река протечет, постоит да свернется, как свиток.

Бывало, спишь – услышишь собачий вой, откроешь глаза – по полу, по стенам бегают светлые тени. А за окнами небо и снег переливают несказанными огнями.

Мама и отец будили нас, маленьких, яркие-то сполохи-сияния смотреть.

Обидимся, если проспим, а соседские ребята хвалятся, что видели.(Б. Шергин. «Двинская земля»)

Фрагменты этапа урока по повторению и закреплению  лингвистических понятий по теме «Лексика»

1.  Словарный диктант.

Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

        (омонимы)

Слова, имеющие несколько лексических значений.

        (многозначные)

 Раздел науки о языке, изучающий слова.

       (лексика)

Словарный запас человека.

       (лексикон)

Слова, с противоположным лексическим значением.

       (антонимы)

2.  «Установить соответствия»

Лексическое значение слова 

словарь

“Лексис” в переводе с греческого

Даль

Орфографический, иностранный, толковый

словарная статья

Владимир Иванович

то, что обозначает слово

Сергей Иванович

Ожегов

Объяснение лексического значения слова в словаре

“слово”, “выражение”

Лексикология

раздел науки о языке, изучающий лексику

Соответствия:

Лексическое значение слова  —> то, что обозначает слово

Лексика (в переводе с греческого) —> “относящийся к слову”

Орфографический, иностранный, толковый —> словарь

Владимир Иванович —> Даль

Сергей Иванович —> Ожегов

Объяснение лексического значения слова в словаре —> словарная статья

3. Тест   для работы с проектором.

Дети записывают только продолжение предложений, потом проверяют свою работу или работу соседа по парте, сверяясь с ответами на последнем слайде, оценивают

Продолжите предложения.

1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…

2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…

3. Лексическое значение – это …

4. Лексическое значение слова можно узнать по…

5. Однозначными называются слова…

6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

7. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.

8. Перенос названия происходит, если у предметов есть…

9. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…

10. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

Ответы к тесту  

1. … лексикой.

2. … лексикологией.

3. … то, что слово обозначает.

4. … толковому словарю.

5. … имеющие одно лексическое значение.

6. … многозначными.

7. … переносное значение.

8. … несколько лексических значений.

9. … омонимами.

10. … синонимами.

4.  «Логическая цепочка»

 Повторение ранее пройденного материала  производится путем воссоздания «логической цепочки», при которой учитель задает только первый вопрос. Остальные вопросы задают  учащимися, исходя из логики раздела «лексика», ответы дают тоже сами учащимися, приводятся примеры.

- Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

- Мы изучаем раздел науки о языке, который называется «лексика».

- Что изучает лексика?

- Лексика изучает словарный состав языка.

- В какой морфеме содержится основное лексическое значение слова?

- Основное лексическое значение слова содержится в корне.

- Какими могут быть слова по своему лексическому значению?

- По своему лексическому значению слова могут однозначными и многозначными.

- Какое еще значение могут иметь многозначные слова?

- Многозначные слова могут иметь прямое и переносное значение.

- Какие слова называются омонимами?

- Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.

- Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

- У многозначных слов сохраняется смысловая близость, у омонимов лексическое значение совершенно разное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова "Каштанка"

Повторение и систематизация знаний, полученные при прохождении темы "Имя существительное". Проверка знаний с помощью теста....

Урок русского языка Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»

Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме  « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.

Здоровье сберегающие технологии  реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факто...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...

Тематическое планирование уроков русского языку по традиционной программе, рассчитанное по 5 уроков в неделю

Тематическое планирование урока русского языка в 6 классе . Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др....

Патриотическое воспитание на уроках литературы на материале произведений южноуральских писателей и поэтов

        Вопросы патриотического воспитания школьников сегодня очень актуальны.         Воспитание гражданина и патриота становится оп...