Урок развития речи. Навыки написания делового письма.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Задорожняя Елена Викторовна

Урок развития речи закрепляет навыки написания деловой бумаги –  расписки, совершенствует навыки правописания  приставок и грамматического разбора слов, развивает  и активизирует речь учащихся,   расширять  словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в коррекционной школе I-IIвида

 

Тема урока – Урок развития речи. Навыки написания

                                        делового письма.

Цели урока.

Обучающая: закреплять навыки написания деловой бумаги –

                         расписки; совершенствовать навыки правописания

                         приставок и грамматического разбора слов;

развивающая: развивать и активизировать речь учащихся,  

                        расширять  словарный запас;

воспитательная; воспитывать на материале урока

                        положительные личностные качества;

План  урока.

  1. Организация учащихся на урок.   Запись числа и темы урока в тетради.

 Фонетическая зарядка

II.    Проверка домашнего задания.

II. Повторение пройденного. Правописание приставок.

  1. Вступительное слово учителя о природе.

2.  Комментированное письмо.

         Природные  богатства  не  беспредельны, люди  должны

вернуть  природе  свои  долги.

         а) характеристика предложения;

         б) звуко-буквенный анализ слова  беспредельны;

         в) разбор слова по составу  богатства;

         г) разбор слова как части речи  природе.

  1. Упражнение на доске.

         Вставить пропущенные буквы.

         ра..зминка – ра..писка

         бе..брежный – бе..конечный

         и..дать – и..ходить

         во..вратить – во..стать

III. Деловое письмо. Расписка.

  1. Вступительное слово учителя.

         Какие документы относятся к деловому письму?  

(Заявление, объявление, объяснительная записка, автобиография,

расписка, заметка в стенгазету и др.)

2.  Работа  над  значением  слов.

         Давайте вспомним, что такое расписка?

Расписка – документ с подписью, удостоверяющий получение

чего-нибудь.

         В каких случаях мы пишем расписки?  Когда что-нибудь

берём в долг, что представляет ценность.

Долг – а) обязанность. Гражданский долг.

            б) взятое взаймы. Вернуть долг другу.

Слово долг встречается в пословицах и поговорках.

         Долг  платежом  красен.

         В  неоплатном  долгу. ( кому то очень обязан)

         Не  остаться  в  долгу.

         В  долгу  как  в  шелку. (шутливое)

3.  Природа  и  люди.

  По  отношению к кому мы  можем  использовать  все  эти

высказывания?

  Что  учёные  называют  «лёгкие  планеты»?  Почему?

  Ребята, что  даёт  нам  лес?  Правильно ли мы  пользуемся

дарами  леса?  Поэтому  многие  люди  забили  тревогу.

Среди  таких  людей  был  замечательный писатель Леонид

Максимович Леонов. Он  написал  роман, который  назвал «Лес».

А ещё  он  написал  письмо  юным  читателям.

 

    Учащиеся  читают  письмо  Л.Леонова.

         (см. Приложение 1)

Ребята,  вы  на прошлом уроке делового письма написали открытое  письмо к своим сверстникам, в котором напомнили,

как надо беречь лес.

    Учащиеся  читают  своё  письмо.

         ( см. Приложение 2)

4. Работа  над  распиской.

    Сегодня  вы  будете  писать  расписку  природе  о  возврате

ей  долга.

    Какие  долги  мы  можем  вернуть  природе?

--- посадить дерево и цветы около школы,

--- не  рвать  цветы  в  лесу,

--- убирать  всегда и везде  за  собой  мусор,

--- не  загрязнять реки и озера,

--- ухаживать за растениями и домашними животными,

--- не загрязнять  воздух  табачным  дымом,

--- сделать  кормушку  для  птиц,

--- помогать  птицам  зимой,

--- помнить  всегда, что  природа  нуждается в моей защите.

    (перечень  долгов  записан  на доске)

а) Работа с учебником. Упр. 65, стр. 46.

         Учащиеся  выбирают  три  долга, которые  они  выплатят

до  лета  или  будут  выплачивать  природе  всегда.

б) Запись  расписки  в  тетради.

    Учащиеся, которые  работают  по  индивидуальным  программам, получают  задание  по  карточкам.

в).Чтение  расписок  учащимися.

IV. Итог  урока. Ребята  принимают  решение  оставить  свои

    расписки  школе, которая  учила  их  любить  и  беречь  природу.

V.  Слово  учащихся.

Под  крышей  голубой  огромной

Солнце  рыжее  живёт,

А  на  тёмной  крыше  ночью

Танцует  звёздный  хоровод.

И  лес  живёт  под  синим  небом,

И  дождь, и грозы, и цветы,

И  яблоньки  в  саду  зелёном,

Твоя  семья  живёт  и  ты.

Большой, огромный  этот дом,

Вон  сколько  птиц,  цветов в нём  и  народа,

А  называется  наш  дом,

Мы  знаем  все – природа!

         

Приложение 1.

Дорогие  юные  друзья!

         Мы  бесплатно  пользуемся  бесценным  богатством  земли –

лесом.

         Но  леса  безжалостно  уничтожаются  пожарами  и  людьми. Чтобы  не  знать  горя  впереди, надо  возмещать  всякую

копейку,  без  расписки  взятую  у  природы.

         Вам  бесконечно  долго  жить  на  этой  прекрасной  земле.

Защищайте  зелёного  друга!

Верящий  в  вас  Л.Леонов.

Приложение 2.

Ребята!

    От нас зависит, какой  будет  Земля  в XXI веке. Давайте  беречь  зелёный  наряд  нашей  планеты.

    В  лесу  не  разжигайте  костров, от них  может  загореться  сухая  трава, от неё  вспыхнет  сухой  валежник  и  выгорит лес.

    Весной  не  рвите  без  меры  расцветающие  растения. Не  допустите, чтобы  исчезли  в  нашем  лесу  ландыши – бесценный

дар  природы. После  прогулок  по лесу  не  оставляйте  мусор  и  беспорядок  в  лесу.

    Не  разрушайте  птичьи  гнёзда  и  муравейники, не тревожьте  других  животных. Не  шумите  в  лесу, мы  в  нём  только  гости.

Соблюдайте  правила  поведения  в  лесу.

    Помните, что  лес – наш  зелёный  друг. Защитим  друга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Обучение написанию этюдов

Мастер-класс (Слайд № 1). Земля хороша собой… (ПИШЕМ ЭТЮДЫ, ИЛИ ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ)   …схватить в слове проходящее мгновенье…   ...

«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)

Представлена методическая разработка по написанию  письма ветерану ВОВ. Урок развития речи....

Конспект урока развития речи "Дневник - это Я, письмо - это ТЫ"

Цели урока: формирование интереса к написанию писем, закрепление навыков культуры общения;развитие письменной речи – письмо-рассуждение;нравственно-этическое и патриотическое воспитание детей.подготов...

Урок развития речи "Обучение написанию сочинения по картине С Григорьева "Вратарь"

Цель урока: изложить содержание картины с элементами описания;- учить школьников правильно употреблять в своей речи глаголы, деепричастия,  описывать портрет героя; - совершенствовать орфогр...

Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"

Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu...

Методическая разработка на тему: "«Законы делового письма (правила делового этикета)» Урок развития речи в 7-ом классе

Цели:1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).3.Помочь учащимся осознать важность умения влад...

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Письмо",где есть ребенок с ОВЗ.

Технологическая карта урока,где есть ребенок с ОВЗ. Можно использовать и для всего класса,т.к. материал удобно размещён....