Рабочая программа "Русский язык" для специальности "Туризм"
рабочая программа по русскому языку на тему

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины "Русский язык", утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации от 16.04.2008г., Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050130 "Музыкальное образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 050130_russkiy_yazyk.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Русский язык»

для специальности 050130 «Музыкальное образование»

2011 год

Авторы: Еремеева Оксана Сергеевна

   г. Нижневартовск

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», утвержденной  Министерством образования и науки Российской Федерации от 16.04.2008 года, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050130 «Музыкальное образование».

Организация-разработчик: Бюджетное учреждение среднего профессионального образования  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры   «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж».

Разработчики:

Еремеева Оксана Сергеевна, преподаватель

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

                                 

 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

1.1. Область применения рабочей программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  050130 «Музыкальное образование». 

        

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа учебной дисциплины «Русский язык» на базе основного общего образования является единой для всех форм обучения. Учебная дисциплина «Русский язык» является образовательной дисциплиной в цикле гуманитарных дисциплин, которая обеспечивает общеобразовательный уровень подготовки специалиста.

Данная программа может быть использована в процессе повышения квалификации или переподготовки специалистов нефилологических специальностей.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  5. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  5.  самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося __110__ часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _78_ часов;

самостоятельной работы обучающегося _32__ часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

110

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные  работы

0

     практические занятия

0

     контрольные работы

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

     Реферат, доклад, сообщение (при наличии)

12

Индивидуальное проектное задание (при наличии)

0

Внеаудиторная самостоятельная работа (при наличии)

20

      Другие виды самостоятельной работы при их наличии (графическая работа, (расчетно-графическая работа  и т.п.).

0

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Русский язык»

                         

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, контрольная работа (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Содержание учебного материала

1

1

Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.  Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Сообщение «Три периода в развитии русского языка»

1

Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи.

Тема 2.1. Язык и речь

Содержание учебного материала

2

1

Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

Тема 2.2. Разговорный стиль речи.

Содержание учебного материала

1

1

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

1,2

Тема 2.3. Научный стиль речи.

Содержание учебного материала

2

1

Признаки и особенности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Написание реферата на выбранную тему.

2

Тема 2.4. Официально – деловой стиль.

Содержание учебного материала

2

1

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление характеристики одногруппника.

1

Тема 2.5.  Публицистический стиль речи.

Содержание учебного материала

3

1

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сообщение «Развитие ораторского искусства»

1

Тема 2.6. Художественный стиль речи.

Содержание учебного материала

2

1

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

1,2

Контрольные работы

1. Тестирование по теме «Функциональные стили речи»

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подбор текстов разных стилей речи. Определение в них признаков определенных стилей речи.

1

Тема 2.7. Текст как произведение речи.

Содержание учебного материала

3

1

Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

1,2

Тема 2.8. Функционально-смысловые типы речи.

Содержание учебного материала

1

1

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

1,2

Контрольные работы

1. Лингвостилистический анализ текста.

1

Раздел 3. Лексика и фразеология.

Тема 3.1. Слово в лексической системе языка.

Содержание учебного материала

2

1

Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2,3

Контрольные работы

1. Проверочная работа «Определение средств выразительности в авторских текстах».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сообщение «Омонимы и его виды».

1

Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

Содержание учебного материала

1

1

Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы.

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составить словарик профессиональных терминов  по специфики профессии.

1

Тема 3.3. Русская лексика с точки зрения ее употребления.

Содержание учебного материала

1

1. Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Тема 3.4. Активный и пассивный словарный запас.

Содержание учебного материала

1

1

Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление правил русского речевого этикета.

1

Тема 3.5. Фразеология.

Содержание учебного материала

2

1

Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2,3

Контрольные работы

1. Проверочная работа по теме «Лексика и фразеология»

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сообщение «Разнообразие лексических словарей и их роль в жизни человека»

1

Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 4.1. Фонетические единицы.

Содержание учебного материала

1

1

Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сообщение «Происхождение русского алфавита»

1

Тема 4.2. Орфоэпические нормы.

Содержание учебного материала

4

1

Произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

2

Контрольные работы

1. Тестирование по теме «Фонетика, орфоэпия, орфография»

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Самостоятельный анализ поэтического текста с точки зрения звукописи.

2. Сообщение «Принципы русской орфографии»

1

1

Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография.

Тема 5.1. Понятие морфемы как значимой части слова.

Содержание учебного материала

1

1

Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сообщение «Производная и непроизводная основа».

1

Тема 5.2. Способы словообразования.

Содержание учебного материала

3

1

Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

1,2

Практические занятия

Контрольные работы

1. Словарный диктант с грамматическим заданием.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление перечня наиболее распространенных речевых ошибок.

2. Составление опорной схемы по теме  «Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ- (трудные случаи)».

3. Составление опорной схемы по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова».

1

1

1

Раздел 6. Морфология и орфография.

Тема 6.1. Имя существительное.

Содержание учебного материала

2

1

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сообщение «Принципы распределения слов по частям речи»

1

Тема 6.2. Имя прилагательное.

Содержание учебного материала

2

1

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление таблицы «Образование степеней сравнения имен прилагательных».

1

Тема 6.3. Имя числительное.

Содержание учебного материала

2

1

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка презентации по теме «Имя числительное».

2

Тема 6.4. Местоимение.

Содержание учебного материала

2

1

Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

2

Контрольные работы

1. Тестирование по правописанию и употреблению именных частей речи.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Заполнение таблицы «Разряды местоимений».

1

Тема 6.5. Глагол.

Содержание учебного материала

1

1

Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Определение роли глагольных форм в художественном тексте.

1

Тема 6.6. Причастие как особая форма глагола.

Содержание учебного материала

2

1

Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

2

Тема 6.7. Деепричастие как особая форма глагола.

Содержание учебного материала

2

1

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

2

Контрольные работы

1. Проверочная работа по теме «Правописание глаголов  и отглагольных форм»

1

Тема 6.8. Наречие. Слова категории состояния.

Содержание учебного материала

2

1

Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление таблицы «Разряды наречий. Степени сравнения наречий».

1

Раздел 7. Служебные части речи.

Тема 7.1. Предлог как часть речи.

Содержание учебного материала

1

1

Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Таблица «Употребление предлогов»

1

Тема 7.2. Союз как часть речи.

Содержание учебного материала

1

1

Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление опорной схемы «Разряды союзов».

1

Тема 7.3. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Содержание учебного материала

1

1

Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2

Контрольные работы

1. Диктант «Проверяю себя».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сообщение «Ох уж эти междометия».

1

Раздел 8. Синтаксис и пунктуация.

Тема 8.1. Словосочетание.

Содержание учебного материала

2

1

Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2,3

Контрольные работы

1. Проверочная работа «Синтаксический разбор словосочетания»

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление опорной схемы по теме «Словосочетание».

1

Тема 8.2. Простое предложение.

Содержание учебного материала

3

1

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

2

Контрольные работы

1. Тестирование по теме «Простое предложение»

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление опорной схемы «Синтаксис простого предложения»

1

Тема 8. 3. Осложненное простое предложение.

Содержание учебного материала

6

1

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

Контрольные работы

1. Проверочная работа по теме  «Осложненное  простое предложение».

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Сообщение «Из истории русской пунктуации».

1

Тема 8.4. Сложное предложение.

Содержание учебного материала

4

1

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

2,3

Контрольные работы

1. Проверочная работа по теме «Сложное предложение»

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление опорной схемы по теме «Сложное предложение»

1

Всего:

110


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Учебники по русскому языку.
  2. Словари русского языка.
  3. Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку).
  4. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам русского языка.
  5. Шторы для затемнения.
  6. Компьютерный стол.
  7. Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней  секцией).

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  3. Экспозиционный экран (на штативе или навесной).
  4. Мультимедийный компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. ВЛАСЕНКОВ, А.И.. - Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков и Л.М. Рыбченкова . - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 350 с.
  2. ГОЛЬЦОВА, Н.Г.. - Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных  учреждений / Н.Г. Гольцова и И.В. Шамшин . - 3-е изд.. - М.: Русское слово - РС, 2006. - 464 с.

Дополнительные источники:

  1. БАБАЙЦЕВА В.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для  общеобразовательных учреждений филологического профиля / Вера Васильевна Бабайцева . - 5-е изд., стереотипное. - М.: Дрофа, 2008. - 447 с.
  2. ГЕРАСИМЕНКО Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений – 5-е изд., стер. – М., издательский центр «Академия»,  2008.
  3. ГРЕКОВ В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010
  4. ГОЛЬЦОВА Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10 – 11 классы, - 4-е изд. – М., Русское слово, 2008.
  5. РОЗЕНТАЛЬ Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006г. -368с.
  6. РОЗЕНТАЛЬ Д.Э.. Сборник упражнений по русскому языку/ Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006г. - 448с.

3.3. Спецификация учебно-методического комплекса (УМК)

Наименование

Количество

Рабочая программа учебной дисциплины

1

Планы практических (лабораторных, семинарских) занятий

0

Фонды оценочных средств

12

3.4. Используемые педагогические технологии

Формируемая компетенция

Педагогическая технология

Методы

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Развивающее обучение

Проблемный, программированный

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Проблемное обучение

Проблемный, поисковый

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Проблемное обучение

Проблемный

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Проблемное обучение

Проблемный, программированный

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ИКТ

Программированный

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

КСО

Объяснительно – иллюстративный, программированный

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Развивающее обучение

Проблемный, программированный

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Проблемное обучение

Проблемный, программированный

ОК  9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Развивающее обучение

Проблемный, программированный

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Развивающее обучение

Проблемный, программированный


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Создание устных и письменных  высказываний, творческих работ, раскрывающих  связь языка и истории, культуры русского и других народов.

Формы:

Текущий контроль: 

  • индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий,
  • контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий,
  • тестирование,
  • беседа,
  • практические работы,
  • самостоятельная работа,
  • контрольная работа.

Итоговый контроль: 

  • комплексный экзамен.

Методы:

  • проблемный;
  • объяснительно – иллюстративный;
  • программиро-ванный.

  1. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Создание текстов с учетом речевой ситуации; восстановление деформированного текста.

  1. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Определение языковых единиц и их признаков.

  1. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Осознание цели и ситуации о общения; адекватное восприятие речи; понимание информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Соблюдение норм литературного языка.

уметь:

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Выражение своих мыслей, своего отношения к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в  различных ситуациях и сферах общения.

  1. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Составление устных и письменных высказываний/ текстов и анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

  1. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Проведение лингвистического анализа языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

Выбор и использование вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи.

  1. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Эффективная работа с различными информационными источниками.

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Создание устных высказываний различных типов и жанров с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения.

  1. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Умение производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи  с производимым разбором или по заданию преподавателя.

  1. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Соблюдение орфографических и пунктуационных норм при выполнении упражнений, самостоятельное составление упражнений на соблюдение  орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

  1. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Умение вести диалог, поддерживать разговор, участвовать в дискуссии и т.д.

  1. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Умение производить переработку устного или письменного текста: составление плана, конспекта, тезисов, делать выписки и т.д.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

11. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

Создание творческих работ, участие в диспутах, выступление перед сокурсниками.

12. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

Создание творческих работ с применением разных стилей речи.

  1. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Осознание ситуации общения, практическое овладение диалогической формой речи, выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

  1. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

Способность выражать свои мысли, свое отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

15. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Создание сочинений разнообразных жанров, рефератов, сообщений.

Разработчики:         

        БУ СПО НСГК                 преподаватель                   О.С. Еремеева

                 (место работы)                                             (занимаемая должность)                                             (инициалы, фамилия)

Эксперты:

БУ СПО НСГК                 преподаватель                   О.Н. Староверова

            (место работы)                                                  (занимаемая должность)                                            (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...