Дефис между частями слова в наречиях
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок содержит материал  в рамках изучения темы "Дефис между частями слова в наречии" для 7 класса.

Цели:

·        познакомить с дефисным написанием наречий;

·        формировать навык написания дефиса в наречиях;

·        повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;

·        уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом .

                     Задачи урока:

                   1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

                 2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

               3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defis_mezhdu_chastyami_slova_v_narechiyah.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе.

Тема «Дефис между частями слова в наречиях»

Автор: учитель русского языка

                                          и литературы Рогоза Т.А.

2015 год.

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Дефис между частями слова в наречиях».

Цели:

  • познакомить с дефисным написанием наречий;
  • формировать навык написания дефиса в наречиях;
  • повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
  • уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом .

                     Задачи урока: 

                   1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;

                 2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.

               3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: карточки, экран, проектор, тетради, учебник.

Ход урока

1. Словарная диктовка.

Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.

2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.

(По вариантам)

1 вариант.

Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.

2 вариант.

Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.

3. Работа с таблицей.

-Рассмотрите таблицу. (вывести таблицу на экран)

Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний

Сельское хозяйство – сельскохозяйственный, 

Древняя Русь – древнерусский.

Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.

Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

Русский     и     английский – русско-английский,

Лимонный    и    желтый – лимонно-желтый.

Местоимения, образованные с помощью суффиксов:  -то-,  -либо-,  -нибудь-,  -таки,  -ка и с помощью приставки   кое-:

Кое-кто,    что-либо,    какой-нибудь.

Существительные  с  пол-:

пол-лимона

пол- Москвы

пол-апельсина

Новый материал.

- Перед вами таблица,  слова какой части речи написаны?  Попробуйте сами сформулировать тему урока.

«Дефис в наречиях».

По-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой   по-

и суффиксом  -и-,  -ому- (-ему)

Во-первых

в-третьих

В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки   во- (в-)  и  суффиксов –ых (-их)

Куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как

В наречиях после приставки  кое-;

перед суффиксами  -то, -либо, -нибудь

Еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов.

(Правая часть таблицы закрыта сначала.)

-А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение  (левая колонка таблицы).

Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.    

Большинство наречий пишутся слитно.  Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

  1. Приставку по-  и  суффикс   -ому (-ему):  по-прежнему, по-моему, по-старому;
  2. приставку по-  и  суффикс     в составе конечных   -ьи, -ски,-цки: по-заячьи, по-русски, по-немецки;
  3. приставку  во- (в)-  и  суффикс   -их  в словах, образованных от числительных: во-первых, в-третьих;
  4. суффиксы  -то, -нибудь, -либо и приставку кое-:  куда-то, где-либо, откуда-нибудь, кое-как.
  5. Через дефис пишутся также слова типа  еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

V. Работа с учебником.

- И познакомимся с правилами учебника с. 114, 115, 116 п. 42.

5. Закрепление. Тренировочные упражнения.

1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.

Революция поднимала,

обнимала по-пролетарски,

и без слов она понимала

по-латышски и по-мадьярски,

по-французски и по-немецки,

и по-чешски и по-словацки,

чтоб со всеми жить по-соседски.

6.Физкультминутка.

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!

2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис:
1) Говорил на русском языке (по-русски)
2) Жить не так, как раньше (по-новому)
3) Очень крепко (крепко-накрепко)
4) Неизвестно куда (куда-то)
5) Небрежно сделанная работа (кое-как)
6) Ехал медленно (еле-еле)
7) Много ягод (видимо-невидимо)
8) Ушел не прощаясь (по-английски)
9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)


-  Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному.
По зимнему небу (небу по какому? по зимнему - прилагательное с предлогом)
Светит по-зимнему (светит как? по-зимнему - наречие с приставкой)

3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот.
2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба.
3) В городе было по-праздничному шумно.
4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман.
5) Он сделала работу кое-как.
6) Они уехали давным-давно из этого города.
7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды.
8) Кое-где еще вспыхивали искры костра.
9) Он чуть-чуть смутился.
10) Они где-то это слышали.

7. Рефлексия. Итог урока. 
1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?

2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?

3) Назовите условия дефисного написания наречий.

 Домашнее задание: п.42, упражнение 253.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

"Дефис между частями слова в наречиях"

Правописание наречий - одна из самых сложных тем в русском языке. Не у всех получается с первого урока усвоить правописание наречий через дефис. Урок построен так, чтобы все учащиеся, как сильные так ...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Презентация "Дефис между частями слова в наречиях"

Эта презентация будет полезна при изучении темы "Дефис между частями слова в наречиях" в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова...

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях".

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучение темы  "Дефис между частями слова в наречиях"....

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...