Статья
статья по русскому языку на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnova_e.v._kartaly_statya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Краснова

Челябинская область, г. Карталы

Самообразование педагога дополнительного образования – один из факторов успешной реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Одним из определяющих факторов развития дополнительного образования детей на современном этапе является повышение профессиональной компетенции педагогических работников. Какие бы ведомственные и межведомственные программы, концепции не были приняты, как бы ни улучшалась материально-техническая база учреждений, если нет талантливого, преданного своему делу педагога, все замыслы по повышению качества дополнительного образования останутся только в проектах и мечтах.

Педагогическая профессия требует от педагога постоянного совершенствования своих знаний, практических умений и навыков. Вся работа педагога - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала. Одной из составляющих  роста профессионализма педагогов дополнительного образования является работа по самообразованию. Педагог определяет для себя тему самообразования и планирует работу. Структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.

Темы для самообразования педагогами подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.  

Выбор методической темы и составление плана работы  осуществляются педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х - 3-х  до 4-х, 5-ти лет. Темы фиксируются в планах методического объединения.

Работу над темами самообразования предлагаю разбить на этапы:

1.         Интерес  (Чего хочу?)

  • определение профессиональных  потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
  • формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

2.        План  (Как достигну?)

  • отбор действий (Что надо сделать?)
  • установка  их последовательности (В какой последовательности?)
  • определение сроков (Когда?)

3.        Работа

  • обучение и воспитание (Что делаю?)
  • оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
  • сбор информации для анализа (Как получается?)

4.        Анализ   (Что получилось? Что не получилось и почему?)

  • подбор методик анализа
  • проведение анализа
  • выводы

5.        Будущее (Что дальше делать?)

  • задачи на будущее

Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, а её изучение -  необходимо самому педагогу.

Методическим советом МОУ ДОД ЦДОД педагогам в прошедшем учебном году были предложены следующие темы: 

1. Использование современных образовательных технологий в работе педагога по программам художественно-эстетической направленности.

2. Проектная деятельность как средство личностного роста обучающихся.

3. Психолого-педагогическая поддержка как условие повышения качества занятий в системе дополнительного образования.

4. Повышение качества обучения  через использование нетрадиционных техник ИЗО-деятельности.

5. Активизация творческой и познавательной деятельности обучающихся через исследовательскую деятельность.

6. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе.

7. Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей обучающихся изостудии.

8. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе посредством современных педагогических технологий (методов, методик).

9. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках дополнительной образовательной программы.

10. Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования.

11. Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе.

12. Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности и др.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает  план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются название темы, цель, задачи, предполагаемый результат, этапы работы, сроки выполнения каждого этапа, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой, способ демонстрации результата проделанной работы, форма отчета по проделанной работе

В индивидуальном плане также предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других педагогов, посещение занятий и др.

По окончании работы над темой каждый педагог пишет отчет с анализом, выводами и рекомендациями. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях РМО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования оформляется документально.

Особое внимание уделяется источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет- ресурсы
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Повышение квалификации
  • Дистанционные формы обучения, чаты, форумы
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Телевидение
  • Газеты, журналы.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно присутствует список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

  • повышение качества преподавания (указываются  показатели, по которым определяется эффективность и качество),
  • разработанные методические пособия, статьи, общеобразовательные программы дополнительного образования, сценарии, исследования,
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,
  • доклады, выступления, рефераты, статьи,
  • разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
  • выработка методических рекомендаций по применению информационно - коммуникационных технологий,
  • разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,
  • создание  комплектов педагогических  разработок,
  • разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету),
  • создание главы или страницы электронного учебника,
  • разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или  внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления) и др. 

Рекомендую работать  над темой не более 4-5 лет. Руководители  методических объединений (или методический совет)  координируют работу по самообразованию, ежегодно анализируют результаты деятельности педагогов. А педагогам необходимо ежегодно пересматривать свои темы самообразования и продолжать работу с целью обобщения опыта.

Все формы повышения квалификации кадров реализуются под конкретную целевую задачу, предполагающую, при любых организационно-педагогических условиях, развитие определенных сторон, свойств и граней педагогического профессионализма. Особое внимание на современном этапе обращается на развитие и совершенствование содержания образования, технологий, методик и форм повышения квалификации педагогов, исходя из социального заказа, потребностей рынка труда, научно-технического потенциала региона.

В заключении отмечу, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы, тем качественнее реализуется программа дополнительного образования детей.  Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Хочется привести слова народной мудрости: «Педагог – не тот, кто учит, а тот, кто учится».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....