Прямая речь
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Швабова Елена Геннадьевна

Урок по ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_pryamaya_rech.doc78.5 КБ
Office presentation icon pryamaya_rech_fgos.ppt124 КБ
Microsoft Office document icon razdat._material.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс      5

Тема

Прямая речь

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

                             

Предметные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • ввести понятие предложения с прямой речью;
  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические умения.

Метапредметные:     

 

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия

Прямая речь, кавычки, слова автора

Решаемые проблемы

Что такое прямая речь? Как отличить слова автора от прямой речи? Как расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить прямую речь  в предложении;

- расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные:  карточки с  заданиями,  учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент 

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                                                                             Здравствуйте, ребята!                                                                                                                                 Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Прочитайте предложения. Чем они различаются?

1) Мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным.

2) Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

- Какое предложение точнее передает слова мамы? Почему?

 Одно из этих предложений с прямой речью. Какое?

- Запишите его.

- Попробуйте расставить знаки препинания.

Формулируют ответы на вопросы учителя, записывают предложение.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Мы изучали правила пунктуации. С какими знаками препинания мы уже работали? А с какими нет? Что вы знаете об этих знаках препинания и в каких случаях они ставятся?

Что такое прямая речь? (Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал).

Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Прямая речь и слова автора)  

От каких условий зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (От места прямой речи по отношению к словам автора; от характеристики прямой речи по цели высказывания, по эмоциональной окраске).

Какой шаг нашей деятельности мы сделали? (Мы вспомнили  что мы знали в начальной школе )

Итак, сделаем следующий шаг, чтобы определить, чего мы не знаем, и поставить цель.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление  места и причины затруднения

- Как вы выполнили задание? Смогли ли вы с ним справиться на данном этапе?

- Почему возникло затруднение?

Формулирование темы урока.  

-Какова же тема нашего урока? (Тема нашего сегодняшнего урока «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»)             

                           

- Какова же цель нашей работы на уроке? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью).

Учитель записывает вопросы детей на доске:

  • Как отличить от других предложений предложения с прямой речью?
  • Что такое прямая речь?
  • Как оформить на письме предложения с прямой речью?

Чтобы реализовать поставленные цели, давайте вчитаемся в каждое слово темы. Все ли для  нас здесь знакомо?

Знаки препинания мы знаем? Назовите их. Приведите примеры их употребления.

Слово речь нам знакомо?

А чего мы не знаем? ( прямая речь ) Почему не ломаная? Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая).

Для записи этой прямой, правдивой речи существуют специальные знаки «»( кавычки).

Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда)

         

Учащиеся  формулируют тему урока.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд 2-3

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Подумайте, что нужно сделать, чтобы научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? (Определить условия постановки знаков).

- Давайте составим план действий, алгоритм, который поможет нам правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Какие будут шаги?        

Ученики совместно с учителем составляют алгоритм и фиксируют его в тетради:

  • Определить границы ПР и СА
  • Определить, сколько предложений включает ПР
  • Охарактеризовать предложения ПР по цели высказывания и эмоциональной окраске
  • Сделать вывод, нарисовать схемы

Слайд 4

5. Реализация построенного проекта

В группах проанализируйте предложения из карточки 1 (приложение1) по шагам алгоритма, оформите схемы на листах. Разными маркерами обозначайте в карточке ПР и СА. 

                         

Карточка 1

Прямая речь перед словами автора

1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в  лето?» – говорит ей Муравей.

2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.

3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей.

Прямая речь после слов автора

     4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»

- Какие басни И.А.Крылова вы узнали?

- Итак, ребята, мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.

 Как нам удобнее оформить правило? (В виде схемы).

Работа с предложением, которое обсуждали в начале урока. Расставляем знаки с помощью алгоритма, составляем схему.

Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

 Анализируют предложение в группе, оформляют схему на листе. Один ученик от группы зачитывает предложение, комментирует знаки препинания по алгоритму, показывает  схему.

«Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», «Ворона и лисица»

Записывают схемы в тетрадь; схемы проецируются на экране (презентация).

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Физкультминутка

1) - Давайте разомнём спинку, для этого обнимем спинку стульчику с одной стороны и с другой стороны.

2) Теперь глазами нарисуйте первую букву своего имени.

3) Теперь встаньте и попробуйте изобразить то, что я говорю.

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клён.

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

Графический диктант-соревнование «Кто лучше?».

Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.

Зачитываю предложения – Алина у доски.

Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик

 Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8-11

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ _»

Девочка тихо спросила «_ _»

 «_ _»  шепотом ответила мама.

«_ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка взволнованно сказала «_ _»

«_ _» уверенно произнес друг.

После выполнения работы проводится взаимопроверка по эталону. Для учащихся, допустивших ошибки, представится возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Учащиеся работают в парах, выступают с сообщениями

Составляют предложения. Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.  

Слайд 12-13

8. Включение в систему знаний и повторения

 Восстановление текста

  • Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. 
  • В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. 
  • Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы. 

Вписывают ответы.

Слайд 14-15

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

 - Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке                                                                

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1) выучить правила

2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их , составить схемы;

Записывают задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1) Мама сказала кому-то в коридоре что тайное всегда становится явным. 2) Мама сказала кому-то в коридоре тайное всегда становится явным.

Слайд 2

Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»

Слайд 3

Как отличить от других предложений предложения с прямой речью? Что такое прямая речь? Как оформить на письме предложения с прямой речью?

Слайд 4

Алгоритм действий 1. Определить границы ПР и СА 2. Определить, сколько предложений включает ПР 3. Охарактеризовать предложения ПР по цели высказывания и эмоциональной окраске 4. Сделать вывод, нарисовать схемы

Слайд 5

Карточка 1 Проанализируйте предложения из карточки по шагам алгоритма, оформите схемы на листах. Разными маркерами обозначайте в карточке ПР и СА. Прямая речь перед словами автора 1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей. 2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка. 3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей. Прямая речь после слов автора 4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»

Слайд 6

1. «П?» – а. 2. «П!» – а. 3. «П», - а. 4. А: «П».

Слайд 7

Мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». А: «П».

Слайд 8

А: «П?»

Слайд 9

«П,» - а.

Слайд 10

«П?» - а.

Слайд 11

А: «П».

Слайд 12

Мальчик робко проговорил «_____________» Девочка тихо спросила «__________» «_________» шепотом ответила мама. «_________» громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка взволнованно сказала «_____» «___________» уверенно произнес друг.

Слайд 13

Мальчик робко проговорил : «________» Девочка тихо спросила : «_________ ? » «_______ , » - шепотом ответила мама. «______ ! » - громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка взволнованно сказала : «___ ! » «_______ , ( ! )» - уверенно произнес друг.

Слайд 14

Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и ________________. Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

Слайд 15

Прямая речь –это слова говорящего , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и прямую речь . Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с большой буквы.

Слайд 16

Домашнее задание 1) § 48, выучить правила. 2) Подобрать 5 предложений с прямой речью из сказок А.С. Пушкина, записать их, составить схемы.



Предварительный просмотр:

Проанализируйте предложения из карточки 1 по шагам алгоритма, оформите схемы на листах. Разными маркерами обозначайте в карточке ПР и СА. 

Карточка 1

Прямая речь перед словами автора

1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в  лето?» – говорит ей Муравей.

2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.

3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей.

Прямая речь после слов автора

     4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»

2. Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_____________________________________________»

Девочка тихо спросила «_________________________________________________ _»

 «_____________________________________________ _»  шепотом ответила мама.

«___________________________________ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка взволнованно сказала «_________________________________________»

«_ ________________________________________________» уверенно произнес друг.

Восстановление текста

Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. 

В предложениях с прямой речью различают слова автора и ________________. 

Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы. 

1. Придумайте слова автора и вставьте ее на месте пропуска. Запишите получившиеся предложения, расставьте знаки препинания.

«Вам, наверное, нужны помощники?»_______________

«В твоём докладе три фактических ошибки»____________

«Не может быть!»________________

____________________ «Кто из вас будет выступать?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Систематизация и обобщение по теме: "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи".

Материалы этого урока можно использовать при повторении темы : "Прямая речь"....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Урок русского языка в 8 классе по теме "Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи" является началом изучения темы "Способы передачи чужой речи" по программе Л. М. Рыбченковой....