Элективный курс по русскому языку "В мире этимологии" 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Элективный курс по русскому языку " В мире этимологии" 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_mire_etimologii.docx | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
« В мире этимологии»
5 класс
Пояснительная записка.
На уроке достаточно легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учётом возрастных особенностей детей и с целью углубления их представлений о языке. Но в классе учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А делать это необходимо, так как порой именно происхождение помогает объяснению отдельных фактов языка. Поэтому так важны знания учащихся по этимологии.
Программа кружка «В мире этимологии» включает в себя вопросы по основным разделам грамматики, рассмотренным с точки зрения этимологии. Экскурсы в историю повышают интерес к языку. Поэтому в программу вошли беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Стремление воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка обусловило отбор материала для занятий. Расширению представлений об истории языка способствует использование корнесловного метода изучения, а связь с отечественным языком осуществляется за счёт некоторых экскурсов в православную культуру, обеспечивающих межпредметные связи с курсом «Основы религиозных культур и светской этики».
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья. Кружковая работа также преследует цель подготовки одарённых детей к олимпиадам по предмету.
Цель: пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; выработать навыки исследовательской работы.
Задачи:
- расширить знания учащихся по некоторым вопросам происхождения языка;
- формировать творческую активность учащихся на занятиях кружка;
- развивать и совершенствовать любознательность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний школьников.
Методы и формы работы:
- рассказ;
- беседа;
- работа с научно-популярной литературой;
- творческие задания;
- дидактические игры;
- решение лингвистических задач.
Содержание учебного материала
Что изучает наука этимология? Этимон и корнеслов. Этимология и «морфологическое чутьё». Народная и научная этимология.
Возникновение и развитие языка. Этимология слова «язык». Земля людей – земля языков. Вавилонское столпотворение. Возникновение индоевропейского языка и его распространение. Генеалогическое древо индоевропейских языков.
Письмо. Памятники письменности. «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Фестский диск. Виды письма. Предметное письмо: узелковое, шнурковое, вампум. Пиктографическое письмо: наскальные изображения, рисунчатое письмо. Иероглифическое письмо. Памятники русского письма: береста, расписанные кувшины, пряслицы, монеты, родословные знаки.
Создание славянской письменности. О жизни и деятельности великих славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Развитие русского письма. Глаголица и кириллица. Азбука и алфавит как основы письменной культуры народа. Имена букв русской азбуки. На что (кого) похожи буквы. Тайнопись славянской азбуки. Письмо как искусство. Заглавная буква (буквица) как произведение искусства. Эволюция начертаний русских букв. Реформы русского письма при Петре I и в 1918 году.
Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Шарады, анаграммы, загадки-складки, слова-перевёртыши и др. Полногласные и неполногласные сочетания. Определение принадлежности слова к современному языку.
Лексика. Как рождается слово. Слова и люди. Самовыражение, общение и постижение мира при помощи слов родного языка. Представление о святых словах в лексиконе народа и каждого человека. Праздные (порожние) слова. Опасность празднословия. Слово как имя и часть речи. Человек как мир и частица мира. Миръ и мiръ в традиционных представлениях наших предков.
Фразеология. Возникновение фразеологизма. Истоки русской фразеологии. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Состав слова и словообразование. Происхождение и смысл слов-терминов корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Словообразовательное «древо». «Странные» корни. Слово в сравнении с живым растением и постройкой. Строение, рост и плодоношение живого слова во внутреннем мире человека и растения в природе.
Части речи. Для чего существуют существительные. Взаимосвязь существительных с сутью явлений. Происхождение названий падежей. Откуда взялся общий род имён существительных? Загадки числа имён существительных. Живое слово семьи и народа. Этимология и первоначальное предназначение собственных имён. Имя и судьба. Говорящие имена. Отчество, звания, названия и призвание. Фамилии и клички. Происхождение некоторых фамилий. Имя – образец и образ жизни растущего человека (жизненные примеры из Жития святых).
Имя числительное. Как возникли числительные. «Родственники» числительного.
Местоимения. Слова-заменители. Из истории местоимений. Склонение личных местоимений. Местоимение себя и возвратная частица - ся. Этимология частицы – СЯ.
Глагол. Названия предметов и глаголы действия. Глагол как слово, пробуждающее чувство и побуждающее к поступкам. Взаимосвязь глаголов с бытием явлений. Спряжение и речевое употребление глагола БЫТЬ в современном русском и старославянском языках. Славянское и современное представление о бытии и событиях человеческой жизни, отражённые в словарях, пословицах, поговорках, загадках и т.д. времена и лица глагола. Происхождение термина спрягать, спряжение. Этимология слов спряжение и супружество. Гипотезы о причинах разделения спрягаемых глаголов на 2 типа. Почему в современном языке не спрягаются глаголы прошедшего времени.
Синтаксис и пунктуация. Части речи и члены предложения. Происхождение и смысл названия главных и второстепенных членов предложения. Чему подлежат подлежащие и для кого предназначаются сказуемые.
Прошлое слова «интонация».
«Дозорные письменной речи». Система знаков препинания и её история. Зачем нужны знаки препинания? Знаки препинания вместо слов.
Стилистика. Словесная живопись. Игра «Кто ярче». Сила слова. Обучение воображению в процессе восприятия стихов и сказок. Образ как основная единица во-ображения, из-ображения и восприятия. Обучение образному мышлению с опорой на этимон и внутреннюю форму слова. Игра «Долой однообразие!» (Редактирование текста).
Тематическое планирование учебного материала
№ | Содержание занятия | Количество часов |
1. | Вступительное занятие. Что изучает наука этимология? | 1 |
2. | Возникновение и развитие языка. Этимология слова «язык». Земля людей – земля языков. Возникновение индоевропейского языка и его распространение. Генеалогическое древо индоевропейских языков. | 2 |
3. | «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Письмо. Виды письма. Памятники русского письма. | 3 |
4. | Создание славянской письменности. О жизни и деятельности великих славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Глаголица и кириллица. Азбука и алфавит как основы письменной культуры народа. Имена букв русской азбуки. Тайнопись славянской азбуки. Письмо как искусство. Реформы русского письма. | 6 |
5. | Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Полногласные и неполногласные сочетания. Шарады, анаграммы, загадки-складки, слова-перевёртыши. | 2 |
6. | Лексика. Как рождается слово. Слова и люди. Самовыражение, общение и постижение мира при помощи слов родного языка. Представление о святых словах в лексиконе народа и каждого человека. Праздные (порожние) слова. Опасность празднословия. Слово как имя и часть речи. Человек как мир и частица мира. Фразеология. Истоки русской фразеологии. | 4 |
7. | Состав слова и словообразование. Происхождение и смысл слов-терминов корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Словообразовательное «древо». «Странные» корни. Слово в сравнении с живым растением и постройкой. | 2 |
8. | Части речи. Из истории частей речи. Имена существительные. Имя числительное. Местоимения. Глаголы. | 9 |
9. | Синтаксис и пунктуация. Происхождение и смысл названия терминов. Система знаков препинания и её история. Зачем нужны знаки препинания? Знаки препинания вместо слов. | 3 |
10. | Стилистика. Словесная живопись. Образ как основная единица во-ображения, из-ображения и восприятия. Обучение образному мышлению с опорой на этимон и внутреннюю форму слова. | 3 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Срок (неделя) | Творчество учащихся |
1. | Что изучает наука этимология? Этимон и корнеслов. Народная и научная этимология. | 1 | Создание опорного конспекта (ОК) по теме |
2. | Возникновение и развитие языка. Этимология слова «язык». Земля людей – земля языков. | 2 | Создание небольших сообщений по теме |
3. | Возникновение индоевропейского языка и его распространение. Генеалогическое древо индоевропейских языков. | 3 | Создание рисунков по теме |
4. | Письмо. «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Фестский диск. | 4 | Небольшие сообщения учащихся |
5. | Виды письма. Предметное письмо: узелковое, шнурковое, вампум. Пиктографическое письмо: наскальные изображения, рисунчатое письмо. | 5 | Творческая работа «Загадочные письмена» |
6. | Иероглифическое письмо. Памятники русского письма: береста, расписанные кувшины, пряслицы, монеты, родословные знаки. | 6 | Попытка создания родословного знака |
7. | Создание славянской письменности. О жизни и деятельности великих славянских просветителей Кирилла и Мефодия. | 7 | Создание небольших сообщений по теме |
8. | Развитие русского письма. Глаголица и кириллица. | 8 | Создание небольших сообщений по теме |
9. | Азбука и алфавит как основы письменной культуры народа. | 9 | Творческая работа по теме |
10. | Имена букв русской азбуки. На что (кого) похожи буквы. Тайнопись славянской азбуки. | 10 | Создание рисунков по теме |
11. | Письмо как искусство. Заглавная буква (буквица) как произведение искусства. | 11 | Рисование буквицы |
12. | Эволюция начертаний русских букв. Реформы русского письма при Петре I и в 1918 году. | 12 | Сообщение по теме |
13. | Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Шарады, анаграммы, слова-перевёртыши, загадки-складки. | 13 | Разгадывание шарад, загадок-складок |
14. | Звуки и буквы. Полногласные и неполногласные сочетания. | 14 | Определение принадлежности слова к современному языку |
15. | Лексика. Как рождается слово. Слова и люди. Самовыражение, общение и постижение мира при помощи слов родного языка. | 15 | Создание опорного конспекта по теме |
16. | Праздные (порожние) слова. Опасность празднословия. Слово как имя и часть речи. Человек как мир и частица мира. | 16 | Создание рисунков по теме |
17. | Фразеология. Происхождение фразеологизмов. | 17 | Исследование происхождения фразеологизмов |
18. | Истоки русской фразеологии. Пословицы, поговорки, афоризмы. | 18 | Работа с фразеологическими словарями |
19. | Состав слова и словообразование. Происхождение и смысл слов-терминов корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Словообразовательное «древо». | 19 | Решение задач по теме |
20. | «Странные» корни. Слово в сравнении с живым растением и постройкой. | 20 | Рисунки по теме |
21. | Для чего существуют существительные. Происхождение названий падежей. Загадки рода и числа имён существительных. | 21 | Определение рода, числа и падежа существительных |
22. | Живое слово семьи и народа. Этимология и первоначальное предназначение собственных имён. Имя и судьба. Говорящие имена. | 22 | Рассказ об этимологии своего имени |
23. | Отчество, звания, названия и призвание. Фамилии и клички. Происхождение некоторых фамилий. Имя – образец и образ жизни растущего человека | 23 | Исследование происхождения своей фамилии |
24. | Имя числительное. Как возникли числительные. «Родственники» числительного. | 24 | Рассказ об истории числительного (по выбору) |
25. | Местоимения. Слова-заменители. Из истории местоимений. | 25 | Редактирование текстов с местоимениями |
26. | Склонение личных местоимений. Местоимение себя и возвратная частица - ся. Этимология частицы – ся. | 26 | Сочинение о волшебном превращении местоимения себя |
27. | Глагол. Названия предметов и глаголы действия. Глагол как слово, пробуждающее чувство и побуждающее к поступкам. | 27 | Сочинение стихотворения о глаголе |
28. | Взаимосвязь глаголов с бытием явлений. Спряжение и речевое употребление глагола БЫТЬ в современном русском и старославянском языках. | 28 | Игра «Переводим со старославянского на русский» |
29. | Происхождение термина спрягать, спряжение. Почему в современном языке не спрягаются глаголы прошедшего времени. | 29 | Создание рисунков по теме |
30. | Синтаксис и пунктуация. Происхождение и смысл названия терминов. | 30 | Разбор предложений по членам предложения |
31. | Система знаков препинания и её история. | 31 | Инсценировка стихотворения «Знаки препинания» |
32. | Прошлое слова «интонация». Зачем нужны знаки препинания? Знаки препинания вместо слов. | 32 | Исследование текстов с точки зрения пунктуации |
33. | Стилистика. Словесная живопись. Сила слова. Обучение воображению в процессе восприятия стихов и сказок. | 33 | Игра «Кто ярче» (Рисуем словом). |
34. | Образ как основная единица во-ображения, из-ображения и восприятия. Обучение образному мышлению с опорой на этимон и внутреннюю форму слова. | 34 | Игра «Долой однообразие!» (Редактирование текста). |
Ожидаемые результаты:
- Расширятся знания учащихся по некоторым вопросам этимологии языка.
- Учащиеся овладеют навыками работы с дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомятся с приёмами исследовательской деятельности.
- Повысится мотивация к изучению русского языка
Литература для учителя:
1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Л., «Просвещение», 1990.
2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М., Учпедгиз, 1963.
3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. М., «Просвещение», 1967.
4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.
5. Семенцов В.В. Отечественный язык как основа воспитания и обучения. С.-П. – Пушкин, Школа «Гуманитарий», 2007.
Литература для учащихся:
- Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
- А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
- И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
- Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное. М., Просвещение, 1982.
- Э. А. Вартаньян. Рождение слова. М., 1970.
- В.И.Иванова и др. Тайны родного языка. Волгоград, 1969.
- В.Г. Костомаров. Русский язык среди других языков мира. М., 1975.
- Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Изд. Просвещение. Ленинградское отделение. Ленинград, 1968.
- Лев Успенский. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. М., АСТ, ВКТ «Владимир», 2009.
- Лев Успенский. Слово о словах. Ты и твоё имя. Л., 1962.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов
Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...
Элективный курс "Английский язык в мире современных профессий"для учащихся 9 класса.
Данный курс ориентирован для использования учителями в качестве элективных занятий в 9 классе...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» (для учащихся 9 класса)
Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки ка...
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...
Программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классах "Русский язык в формате ЕГЭ"
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...