Рабочая программа к курсу русского языка в 9 классе "Культура речи"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Орловская Ирина Николаевна

Можно использовать программу для подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 552 Пушкинского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогическим Советом школы

протокол № 1 от 30.08.2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом от___ _______2013 г. №______

Директор ______________/А.А. Кузнецова/

Рабочая программа

Элективного курса

по русскому языку

«Культура речи»

9А               класс

(уровень: базовый)

2013-2014 учебный год

(срок реализации)

Разработчик программы:

Орловская Ирина Николаевна

Преподаватель русского языка и литературы

1 квалификационная категория

РАССМОТРЕНА:

на заседании МС школы

Протокол № 1 от «27» августа 2013г.

Руководитель ________/Л.В. Вавикова/

                         (подпись, расшифровка)

СОГЛАСОВАНА:

Зам. директора по УВР _________/__________/

         (подпись, расшифровка)

«___» ______________20 __г.

Пояснительная записка

     Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку и углублению знаний по культуре речи. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету  «Русский язык» и на основе программы «Культура речи» под редакцией С.Г.Бархударова . М., просвещение, 2012 год. Предполагает формирование способности комплексно  использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

   Работа по написанию изложения и  сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.

    Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным

для тестирования  темам.  Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.

   В программе  предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.

Цель программы:

    подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации

Задачи:

  1. Выработать навык комплексного анализа текста.
  2. Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.
  3. Сформировать навык комплексного  использования знаний  по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 34 часа (  16 часов – теоретические занятия; 18 часов – практические занятия). Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 14-15лет.

Помимо теоретических занятий программа предусматривает

Ожидаемые результаты

   Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.

   Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от    

 выпускников следующих умений:

-активизировать, классифицировать языковые факты с целью  обеспечения  

 различных видов речевой деятельности;

-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности,  уместности их    

 употребления;

-использовать основные приемы информационной переработки текста;

-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового  оформления,  

 эффективности достижения поставленных задач;

-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с  поставленными  

 задачами;

-осуществлять речевой самоконтроль.

    Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.

    Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.

Формы подведения итогов реализации программы:

-  репетиционный экзамен по материалам Федерального официального  

   сборника;

- тестирование по пройденному материалу;

- написание сжатого изложения;

- написание сочинения на лингвистическую тему.

Характеристика класса, на который рассчитана программа.

В классе 30 учащихся.  Из них 1 ученик имеет по русскому языку «5», 10 человек-«4», 7 человек-«3»и 2 учащихся  имею очень слабую мотивацию на обучение и находятся на грани между 2 и 3, 6 учащихся пробыло из других школ, 3 учащихся прибыло из параллельного класса. Уровень усвоения материала также очень слабый. Внимание на уроке концентрируется первые 15 минут. Домашнее задание выполняется только у 30 %.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Содержание рабочей программы

Раздел I      2 часа

1. Введение

 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

 Раздел II.  

 Изложение  6 часов

Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

  1. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1

Композиция, логическая, грамматическая структура текста        

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке        

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2

                      Практическая  работа № 2. Написание изложения     

   

                 Раздел III Лексика   3 часа

 

Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3

Раздел IV  Орфография и Синтаксис   13 часов

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4        

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5        

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6        

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7        

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8        

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9        

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10        

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11        

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12        

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)        

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности        

Контрольная работа № 2. Тестирование        

Подготовка к написанию сочинению-рассуждению

                     Раздел V  Сочинение  11 часов

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14        

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)        

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16        

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка


Тематическое планирование

№ разде

ла

№ уро

ка

Тема урока

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Дата проведения

урока

Деятельность

Уч-ся

Домашнее задание

1

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.

1

Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов.

11.09

2

Тренировочные задания по оформлению бланков

1

Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов.

18.09

2

3

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1 (приложение)

1

Основные требования к написанию подробного или сжатого  изложения.

Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту

Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки.

25.09

4

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

02.10

5

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

09.10

6

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, 23.10синтаксические.

1

16.10

7-8

Практическая работа № 2

2

23.10

3

9

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления.

1

Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте

30.10

10

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

1

13.11

11

Практическая работа № 3

1

20.11

4

12

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4

1

Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

27.11

13

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5

1

04.12

14

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6        

1

11.12

15

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7

1

18.12

16

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8

1

25.12

17

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9        

1

15.01

18

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10

1

22.01

19

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11        

1

29.01

20

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12        

1

05.02

21

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.

1

12.02

22

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)        

1

19.02

23

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности        

1

26.02

24

Контрольная работа № 2. (Тестирование        )

1

05.03

5

25

Сочинение-рассуждение  С2.2

1

Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование.

12.03

26-27

Сочинение-рассуждение С2.2

2

Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

19.03

28

Сочинение-рассуждение С2.2

1

Анализ работ обучающихся: логическая последовательность,  исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

02.04

29

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1

1

Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения.

09.04

30

Урок контроля

1

Написание сочинения-рассуждения

16.04

31-34

Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника

4

Изложение, тесты  А1 – А7, Б1-Б14, сочинение-рассуждение С2.1 или С2.2

23.04

30.04

07.05

14.05

35

Результаты репетиционного экзамена. Итоги года. Рекомендации для самоподготовки.

1

21.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.

1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.

2.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.

4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.

5.Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.

Словари и справочники

1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа дисциплины  "Русский язык и культура речи" для средних профессиональных учебных заведений....

Рабочая программа интенсивного курса русского языка в 4-5 классах (для детей с нерусским языком обучения)

Общение- основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценнку самого себя через пос...

Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа "Русский язык и культура речи" для специальности КШИ...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...