Сочинение-описание по личным впечатлениям "Подснежник-посланец весны"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Этот урок может быть проведен в любом классе среднего звена. Материал урока интересен и разнообразен. Можно использовать иллюстрации подснежника или рисунки учащихся, а также подготовить слайд-шоу, песни и стихотворения об этом скромном цветке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение о подснежнике | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи «Сочинение по личным впечатлениям на тему: «Подснежник - посланец весны»
Цели урока: развитие навыков связной речи, умения отбирать материал для сочинения, умения использовать изобразительно-выразительные средства языка в письменной речи, повторение о стилях и типах речи, воспитание бережного отношения, любви к природе родного края, знакомство с новым словарным словом, развитие УУд (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Оборудование урока:
иллюстрации подснежника, рисунки учащихся. Звуковое пособие «Вивальди «Весна». Плакаты с высказываниями Р. Тагора, Ф.М. Достоевского, японского изречения о цветах;
фотографии подснежников, тексты различных стилей.
«Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они - свидетельство моей свободы» (Р. Тагор)
«Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский)
«Красота цветка - в одном цветке» (японское изречение)
«Всяческое общение с природой как-то освящает человека» (Н.К.Рерих)
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
- Как вы понимаете эти высказывания? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
– Посмотрите на изображение этого цветка. Вы узнали его? Что вы можете рассказать о нем?
-Да, это подснежник, цветок - труженик. Он растет наперекор всем невзгодам на мерзлой земле. Он небесная чистота, утренняя свежесть, белизна и прохлада снегов. Он символ самой жизни. Этот цветок воспет поэтами, о нем слагают песни. В честь подснежника названы многие девочки и мальчики: Нюргуяна, Ньургустана, Ньургун.
- Постановка цели урока.
- Сообщение ученицы « Неизвестное в известном. Об истории возникновения названия «подснежник».
В народе бытует множество самых разнообразных и поразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав: мать и мачеха, незабудка, мята, иван-да- марья, подснежник, иван-чай, анютины глазки… Многие из этих названий хорошо знакомы вам. А задумывались ли вы когда-нибудь, почему так называют то или иное растение? Истоки названий и цветов, и трав нужно искать в образности народного мышления. Большинство названий пришло из языка русских крестьян, из языка народа.
Вот подснежник... Это чудо весны воплотилось в цветке, который расцветает прямо из-под снега. Люди назвали его выразительным и нежным именем «подснежник».
Если перевести слово «подснежник» с латыни, то оно буквально означает «молочный цветок», с английского – «снежная капля», а по-якутски будет «ньургуhун», что значит «отважный». А в русском языке подснежником называют не только растения. В Псковской области, например, подснежниками называли птицу, которая имеет обыкновение появляться перед снегом или дождем. Есть у этой птицы и другое название – снегурок, однако любимо народом имя – подснежник. В окрестностях Петрозаводска подснежниками называют клюкву, ягоды которой особенно вкусны после первых морозов.
Имя «подснежник» получили в народе и многие цветущие растения: ветряница, горицвет, фиалка. Нетрудно понять, как образно название «подснежник» - цветы или растения, вырастающие из – под снега.
Подснежник издавна стал для русских поэтов и писателей символом пробуждающейся природы, символом весны.
Белый снег лежит в ущелье.
Но на скатах и на льдине
Видел я подснежник синий…(И. Бунин)
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок… (Ф. Тютчев)
Сквозь толщу вечной мерзлоты,
Как выстрел, выбившись наружу,
Неукротимые цветы
Стоят и в непогодь, и в стужу.
Ты мужество их оцени,
Взгляни, восторга не скрывая, -
Среди снегов цветут они,
Суровый край мой украшая. (С. Данилов)
- Что нового мы узнали о названии «подснежник»?
-Символом чего стал подснежник для русских поэтов и писателей?
-Какие изобразительно – выразительные средства использованы поэтами при описании этого цветка?
- -А каково же научное название цветка?
Сообщение ученика: «Растение, которое произрастает на территории Республики Саха, имеет научное название «сон - трава, или прострел желтеющий». Эти цветы ботаники называют «эфемероидами», что в переводе с греческого означает «быстрые, кратковременные». Две недели у них уходит на цветение, две - на созревание и еще две недели – на все остальные процессы. Эфемероиды распространены очень широко. Но на вопрос, где их родина, ботаники до сих пор не дают точного ответа».
- К какому стилю относится этот текст?
-Цель, сфера употребления, языковые средства этого стиля?
- Знакомство с новым словарным словом.
-В данной записи зашифровано новое словарное слово. Ваша задача - расшифровать и найти это слово (работа в парах).
Запись на доске:
летать высоко, генная инженерия, идти далеко,
(1 ) 2 (1) 2 1 ( 2)
1 1 1
-Попробуйте расшифровать запись на доске.
-Какое слово у нас получилось? (легенда).
-Каково лексическое значение этого слова? (Рассказ о событиях прошлого, в котором есть и реальность, и вымысел).
-Расскажите о правописании этого слова.
- Чтение и анализ текста «Легенда о подснежнике».
Жил когда-то в верховьях Лены охотник. Он был сильным и мужественным. В поисках дичи и пушных зверей он не раз исходил берега Лены – от ее верховьев до устья. Но однажды его свалил какой - то неизлечимый недуг. Проходил год за годом, а охотник оставался прикованным к постели. От тоски по воле, от невыносимых страданий он сильно ослаб. Вот тогда ему нестерпимо захотелось увидеть, может быть, в последний раз любимый цветок – подснежник.
Стояла ранняя весна. Охотник выполз из юрты. Посмотрел на солнце. «Подснежник, я не боюсь смерти, но не хочу, чтобы мое дыхание прервалось до того, как я увижусь с тобой. Только увидеться, а потом будь что будет…» С этими словами охотник полз и полз. Наконец, он встретился с тем, к чему стремился. Но подснежник был не один, целое море цветов. Яркие и красивые…
Сын охотника, возвращаясь с охоты, нашел отца в лесу. Отец спал среди подснежников. Сын поднял его и принес в юрту. Отец спал день, спал ночь и только к вечеру проснулся совершенно здоровым.
Вот такую магическую силу имеют наши подснежники…
-К какому стилю относится этот текст?
-Цель, сфера употребления, языковые средства этого стиля?
-Какова основная мысль этого текста?
-Подчеркните словосочетания, слова, выражения, которые помогут вам при работе над сочинением.
-Какую еще целебную силу имеют подснежники? ( Местным населением цветы в свежем виде в форме спиртовой настойки применяются для прижигания, при хромоте, суставном ревматизме. Корни, выкопанные поздней осенью, принимают как успокаивающее средство. Это растение ядовитое. Животные не едят его.)
- Работа над сочинением-миниатюрой.
-Напишите небольшое сочинение на тему «Подснежник-посланец весны», используя собранный материал, на подснежниках, лежащих на ваших партах (заранее изготовлены подснежники из бумаги формата А-4)
-Какой стиль речи будет уместен в вашем сочинении?
-Какой тип речи будет основным - повествование, описание, рассуждение?
- Чтение работ, подведение итогов.
Т. Ю. Дягилева,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №17 г. Якутска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению-описанию "Маленький разведчик весны"(5 класс).
Данная презентация подготавливает уч-ся к написанию сочинения о подснежнике.На данном уроке ребята работают с текстами, анализируют стихотворения, собирают материал к сочинению - описанию....
Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе
Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, уяснить жаноровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению...
Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
Подготовка к сочинению-описанию на тему «Весна».
1. Проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы.2. Привить любовь к природе....
Сочинение-описание по картине С.А. Виноградова «Весна» . Опорная карточка.
Сочинение -описание по картине С.А. Виноградова "Весна". Опорная карточка....
Открытый урок по русскому языку в 7 классе (ОВЗ) по теме "Сочинение-описание по картине И. Левитана "Весна. Большая вода".
Материал для формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями навыков связной письменной речи....
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...