Сочинение-описание по личным впечатлениям "Подснежник-посланец весны"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Дягилева Татьяна Юрьевна

Этот урок может быть проведен в любом классе среднего звена. Материал урока интересен и разнообразен. Можно использовать иллюстрации подснежника или рисунки учащихся, а также подготовить слайд-шоу, песни и стихотворения об этом скромном цветке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сочинение о подснежнике23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи  «Сочинение по личным впечатлениям на тему: «Подснежник - посланец весны» 

Цели урока: развитие навыков связной речи, умения отбирать материал для сочинения, умения использовать изобразительно-выразительные средства языка в письменной речи, повторение о стилях и типах речи, воспитание бережного отношения, любви к природе родного края, знакомство с новым словарным словом, развитие УУд (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Оборудование урока:

иллюстрации подснежника, рисунки учащихся.  Звуковое  пособие «Вивальди «Весна». Плакаты с высказываниями Р. Тагора, Ф.М. Достоевского, японского изречения о цветах;

фотографии подснежников, тексты различных стилей.

«Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они -  свидетельство моей свободы» (Р. Тагор)

«Красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский)

«Красота цветка - в одном цветке» (японское изречение)

«Всяческое общение с природой как-то освящает человека» (Н.К.Рерих)

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

 - Как вы понимаете эти высказывания? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

– Посмотрите на изображение этого цветка. Вы узнали его? Что вы можете рассказать о нем?

-Да, это подснежник, цветок - труженик. Он растет наперекор всем невзгодам на мерзлой земле. Он  небесная чистота, утренняя свежесть, белизна и прохлада снегов. Он  символ самой жизни. Этот цветок воспет поэтами, о нем слагают песни. В честь подснежника названы многие девочки и мальчики: Нюргуяна, Ньургустана, Ньургун.

  1. Постановка цели урока.
  2. Сообщение ученицы « Неизвестное в известном. Об истории возникновения названия «подснежник».

В народе бытует множество самых разнообразных и поразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав: мать и мачеха, незабудка, мята, иван-да- марья, подснежник, иван-чай, анютины глазки…  Многие из этих названий хорошо знакомы вам. А задумывались ли вы когда-нибудь, почему так называют то или иное растение?  Истоки названий и цветов, и трав нужно искать в образности народного мышления. Большинство названий пришло из языка русских крестьян, из языка народа.

Вот подснежник... Это  чудо весны воплотилось в цветке, который расцветает прямо из-под снега. Люди назвали его выразительным и нежным именем «подснежник».

Если перевести слово «подснежник» с латыни, то оно буквально означает «молочный цветок», с английского – «снежная капля», а по-якутски будет «ньургуhун», что значит «отважный». А в русском языке подснежником называют не только растения. В Псковской области, например,  подснежниками называли птицу, которая имеет обыкновение появляться перед снегом или дождем. Есть у этой птицы и другое название – снегурок, однако любимо народом имя – подснежник. В окрестностях Петрозаводска подснежниками называют клюкву, ягоды которой особенно вкусны после первых морозов.

Имя «подснежник» получили в народе и многие цветущие растения: ветряница, горицвет, фиалка. Нетрудно понять, как образно название «подснежник» - цветы или растения, вырастающие из – под снега.

Подснежник издавна стал для русских поэтов и писателей символом пробуждающейся природы, символом весны.

Белый снег лежит в ущелье.

Но на скатах и на льдине

Видел я подснежник синий…(И. Бунин)

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок… (Ф. Тютчев)

Сквозь толщу вечной мерзлоты,

Как выстрел, выбившись наружу,

Неукротимые цветы

Стоят и в непогодь, и в стужу.

Ты мужество их оцени,

Взгляни, восторга не скрывая, -

Среди снегов цветут они,

Суровый край мой украшая. (С. Данилов)

- Что нового мы узнали о названии «подснежник»?

-Символом чего стал подснежник для русских поэтов и писателей?

-Какие изобразительно – выразительные средства использованы поэтами при описании этого цветка?

  1.   -А каково же научное название цветка?

 Сообщение ученика: «Растение, которое произрастает на  территории Республики Саха, имеет научное название «сон - трава, или прострел желтеющий». Эти цветы ботаники называют «эфемероидами», что в переводе с греческого означает «быстрые, кратковременные». Две недели у них уходит на цветение, две - на созревание и еще две недели – на все остальные процессы. Эфемероиды распространены очень широко. Но на вопрос, где их родина, ботаники до сих пор не дают точного ответа».

- К какому стилю относится этот текст?

-Цель, сфера употребления, языковые средства этого стиля?

  1. Знакомство с новым словарным словом.

-В данной записи зашифровано новое словарное слово. Ваша задача - расшифровать и найти это слово (работа в парах).

Запись на доске:

летать высоко, генная инженерия, идти далеко,

 (1 )           2            (1)            2                      1      ( 2)                   

         1                            1                                      1

-Попробуйте расшифровать запись на доске.

-Какое слово у нас получилось? (легенда).

-Каково лексическое значение этого слова? (Рассказ о событиях прошлого, в котором есть и реальность, и вымысел).

-Расскажите о правописании этого слова.

  1. Чтение и анализ текста «Легенда о подснежнике».

Жил когда-то в верховьях Лены охотник. Он был сильным и мужественным. В поисках дичи и пушных зверей он не раз исходил берега Лены – от ее  верховьев до устья. Но однажды его свалил какой - то неизлечимый недуг. Проходил год за годом, а охотник оставался прикованным к постели. От тоски по воле, от невыносимых страданий он сильно ослаб. Вот тогда ему нестерпимо захотелось увидеть, может быть, в последний раз любимый цветок – подснежник.

Стояла ранняя весна. Охотник выполз из юрты. Посмотрел на солнце. «Подснежник, я не боюсь смерти, но не хочу, чтобы мое дыхание прервалось до того, как я увижусь с тобой. Только увидеться, а потом будь что будет…» С этими словами охотник полз и полз. Наконец, он встретился с тем, к чему стремился. Но подснежник был не один, целое море цветов. Яркие и красивые…

Сын охотника, возвращаясь с охоты, нашел отца в лесу. Отец спал среди подснежников. Сын поднял его и принес в юрту. Отец спал день, спал ночь и только к вечеру проснулся совершенно здоровым.

Вот такую магическую силу имеют наши подснежники…

-К какому стилю относится этот текст?

-Цель, сфера употребления, языковые средства этого стиля?

-Какова основная мысль этого текста?

 -Подчеркните словосочетания, слова, выражения, которые помогут вам при работе над сочинением.

-Какую еще целебную силу имеют подснежники? ( Местным населением цветы в свежем виде в форме спиртовой настойки применяются для прижигания, при хромоте, суставном ревматизме. Корни,  выкопанные поздней осенью, принимают как успокаивающее средство. Это растение  ядовитое. Животные  не  едят его.)

  1. Работа над сочинением-миниатюрой.

-Напишите небольшое сочинение на тему «Подснежник-посланец весны», используя собранный материал, на подснежниках, лежащих на ваших партах (заранее изготовлены подснежники из бумаги формата А-4)

-Какой стиль речи будет уместен в вашем сочинении?

-Какой тип речи будет основным - повествование, описание, рассуждение?

  1. Чтение работ, подведение итогов.

                                                                                           Т. Ю. Дягилева,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №17 г. Якутска.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-описанию "Маленький разведчик весны"(5 класс).

Данная презентация подготавливает уч-ся к написанию сочинения о подснежнике.На данном уроке ребята работают с текстами, анализируют стихотворения, собирают материал к сочинению - описанию....

Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе

Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, уяснить жаноровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Подготовка к сочинению-описанию на тему «Весна».

1. Проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы.2. Привить любовь к природе....

Сочинение-описание по картине С.А. Виноградова «Весна» . Опорная карточка.

Сочинение -описание по картине С.А. Виноградова "Весна". Опорная карточка....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе (ОВЗ) по теме "Сочинение-описание по картине И. Левитана "Весна. Большая вода".

Материал для формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями навыков связной письменной речи....

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...