Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК Е.А.Быстровой по ФГОС
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Торгашова Светлана Васильевна

ФГОС ООО 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5  классе по УМК Е.А.Быстровой

Автор: Торгашова С.В., учитель русского языка и литературы

8.04.2014

Тема: Систематизация и обобщение знаний по теме: «Имя существительное».

Цель урока: -Способствовать закреплению изученного материала по теме «Имя  

                       существительное».

 

Форма урокаобобщающий урок

 ___________

Задачи урока: - Повторить тему «Имя существительное».

- Проверить качество знаний учащихся.

- Помочь становлению нравственной культуры.

- обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном;

- развивать литературную речь;

- закрепить навыки правильного употребления слов:

бюллетеньвестибюль, тюль, рояль, шампунь, оттепель, чувство, участие;

развивать коллективные формы работы, умение видеть свои и чужие ошибки

 

Задачи:

1.Образовательная – отрабатывать правила написания,  закрепить знания о способах проверки  безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;

2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся,  устную и письменную речь;

содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных     способностей учащихся;

развивать познавательные процессы  обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3.Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у  воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим. 

умение работать в парах, группе. самостоятельность, трудолюбие;

создать благожелательную творческую атмосферу.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения. 

        Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирова, Ю.Н.Гостева и др, карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

       личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из

        ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

      метапредметных результатов:

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции;

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.

- освоить способ проверки парных согласных на конце слов;

 - уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    предметных результатов:

  - анализировать устную речь;

- подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной  орфограммы.

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём:

положительный настрой на урок русского языка

- Прозвенел звонок. Урок начинается. Здравствуйте, ребята! Призываю вас с самого начала урока быть внимательными.

-Сейчас садятся те, чьё имя начинается с гласного звука.

-Дальше садятся те, чьё имя начинается с твёрдого согласного звука.

-А теперь садятся те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука.

-Молодцы, все справились с заданием!

 

Слушают, настраиваются на урок

Выполняют задание.

- личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

 положительное отношение к школе и учебной деятельности

II.Актуализация знаний.Сообщение целей и задач урока.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к повторению материала через создание проблемной ситуации

Мотивирующий приём:

подводящий к теме диалог.

III. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

IV. Число имени существительного.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет делать.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа, работа в парах

V. Выборочное списывание.

Самопроверка

ФИЗМИНУТКА

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

VI. Морфологический разбор имени существительного. Цель: каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет делать.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа, работа в парах

VII. «Допиши окончание».

Цель: каждый для себя должен сделать вывод  о том, что он уже умеет делать.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа, работа

VIII. Выборочный диктант.

IX Упражнение на формирование орфографичекой зоркости.

Продуктивное задание:

исправить ошибки

Мотивирующий приём:  

Просьба  оказать  помощь  ученику Васе

IX. Сочинение – миниатюра.

   X.  Тест по теме «Имя существительное». (Слайд №14; слайд № 15: проверь  себя)

XI. Домашнее задание.

XII. Итог урока.

XIII. Комментированное выставление оценок за урок.

А)Мозговой штурм. - Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по городу Существительное (слайд № 1). Мы с вами как раз изучили эту часть речи.

А теперь представьте, что где-то есть такой город, и мы с вами стоим перед его воротами (слайд № 2). Прежде чем попасть в город, нам необходимо найти подходящий пароль, т.е. ответить на несколько вопросов (слайд № 3): что обозначает имя существительное? Какие постоянные признаки присущи имени существительному? Каким членом предложения оно является?

-Ребята, с помощью каких знаний вы смогли выполнить мою просьбу?

-Проведём небольшой «мозговой штурм». На столах у вас для каждой группы  есть «Листы наблюдений №1». Выполните задание вместе и узнаем, как вы усвоили предыдущую тему.

- Пароль мы угадали. Теперь нужно подобрать ключ к воротам.  Для этого вы должены написать любые 5 одушевленных существительных, и 5 неодушевленных существительных.   (слайд № 4).

- Ключ мы добыли. Открываем ворота и оказываемся на центральной площади (слайд № 5). Здесь собралось большое количество народа. Чтобы пройти к замку, вам необходимо как бы развести жителей по районам. Вы знаете, что в русском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа; существительные, которые имеют форму только множественного числа; существительные, которые имеют форму и единственного и множественного числа. Вам нужно распределить данные слова в три столбика.

Погода, вагон, деньги, обувь, лужа, носок, сила, чернила, злость, очки, джинсы, каникулы, утро, дом, масло, гвоздь, молодёжь, тиски, богатство, свет, река, насекомое, весы.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга (слайд № 6).

V. Выборочное списывание.

- Вот мы и подошли к замку. Но он со всех сторон окружен рвом с водой. Мост через ров частично разобран (слайд № 7).  Вы должны доложить недостающие дощечки, т.е. выполнить следующее задание: выписать существительные, оканчивающиеся на шипящий в три столбика по склонениям.

(Раздаются карточки с напечатанными предложениями).

Умный товарищ – половина дороги.

Жжется, как крапива, а колется, как ёж.

Грозит мышь кошке, да из норки.

За честь – хоть голову с плеч.

У него на эту речь ухо заложило.

Сын да дочь – ясно солнце, светел месяц.

Глупому сыну не в помощь наследство.

Твой меч – моя голова.

Клещ не вещь, где упал, там и пропал.

Придёт ночь, так скажем, каков день был.

Даст бог дождь, даст и рожь.

Что слово, то и ложь.

- Проверьте себя (слайд № 8).

- С какой орфограммой мы работали?

- Как вы видите, не так – то просто попасть в замок (слайд № 9).

Стражники стоят в воротах замка.

Ольга делает морфологический разбор слова в воротах,

Диана   – замка.

Наташа- стражники

- Итак, мы с вами оказались в замке. Здесь нам тоже предлагают выполнить ряд заданий.

- Когда пишется Е, а когда И в окончаниях существительных? Допишите окончания (слайд № 10).

Вдоль дорог…

Около оранжере…

Запах полын…

Просить о помощ…

Побывать в Карели…

Песня о счасть…

Росли на сирен…

Шли к избушк…

Учебники по истори…

Призываешь к смелост…

Бежали по алле…

Написать Мари…

Говорить о воспитани…

-  Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга (слайд № 11).

- Когда пишется Е, а когда О после шипящих в окончаниях существительных?

Выпишите в два столбика существительные с О и Е после шипящих в окончаниях.

  1. Лошади бежали рысцой.
  2. Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей.
  3. Плывет кораблик -  солнышко, кругом лучи кольцом .
  4. Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.
  5. Ласточка свила гнездо под крышей.
  6. Над рощей пронеслась туча.
  7. Подобрали ребята двух птенцов.
  8. Мы любовались громадами снежных дворцов.
  9. Ласточку люди называют вестницей  весны.

- Проверьте, правильно ли  вы выполнили  задание  (слайд № 12).

–А теперь найдите на столах «Лист наблюдений №2»

Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки. Он в тетрадке написал :

Зема  ухадить не хочет. Прячет  последний  снижок  в лису.  Воздух   день от дня типлее.  Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила  трапинки.  Звенит висёлая копель.
 Вот и верба нарядилась в белые  сирёжки.  На солнечной палянке появилась  молодая трова.

Быстро Васе помогайте и ошибки исправляйте!  Давайте поможем ученику Васе исправить ошибки, чтобы он не попал в затруднительное положение и не сдал такую запись учителю.

Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с того, кто выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждый исправляет и комментирует ошибки

Почему Вася допустил так много ошибок?

Какое же правило не знал Вася?

    - Предлагаю  выполнить  творческое  задание: составьте  текст «Зима  в  нашем   селе»,  включив  в  него  как  можно  больше  различных существительных: одушевленных и неодушевленных, собственных и нарицательных и т.д.

(слайд № 13)

- Чьи  работы  вам  понравились?

Итоговый тест

  1. Найдите существительное, которое имеет форму только ед. числа

А) рельс;  Б) ворота;  В) темнота.

А) грабли;  Б) молоко;  В) опилки.

2. Какие существительные относятся ко 2 склонению:

А) иней;    Б) ночами;    В) у дерева.

А) на улице;     Б) камышом;   В) в окне

3. Определите падеж существительных:

А) по дороге;   Б) в городе;   В) зимы.

А) про праздник;  Б) в журнале;  В) именем.

4. Где нужен Ь:

А) ключ…;   Б) гореч…;   В) с крыш…

А) пастбищ…;   Б) молодёж…; В) брош…

5. Какую букву нужно вставить:

А)  над столиц…й

Б) перед училищ…м

В) с малыш…м

А) перед границ…й

Б) с выигрыш…м

В) над дворц…м

   

- Напишите заметку в газету о сегодняшнем уроке.

- Сегодня мы побывали с вами в городе Существительное, очень много узнали о его жителях. Что вам особенно запомнилось и понравилось в нашем путешествии?

- Благодарю  всех  за  сотрудничество  и  прошу,  уходя  с  урока,  подумать  о  том,  как  прошел  он  для  вас  лично.

Знаем гласные и согласные звуки.

Лист наблюдений.

1 задание. Заполни пропуски в предложениях, вставляя необходимые слова

1.Существительное- это _____, которая обозначает _____________и отвечает на вопросы___________  

2.Они делятся на ___________________ и _________________.    

3.Существительные бывают ________________и_______________ .

4.В предложении сущ. чаще всего бывают_____ , ______,______,

 

Распределяют существительные по группам.

Работа вТЕТРАДЯХ

Взаимопроверка

Списывают слова в группы

Правописание ь знака

Самопроверка

Окончания имен существительных после шипящих и ц.

Работа в парах

Формулировка правила.

Самопроверка

Исправляют ошибки в группе из 3 человек.

Он не знал правила. Правописание безударных гласных

Беседа, диалог

личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

- познавательные УУД: 

понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному  признаку;

 - анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение

Личностные УУД:

Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний

 Предметные:

Знать имена сущ. Одушевленные и неодушевленные

- познавательные: 

анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные: 

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- коммуникативные УУД: 

– формулировать собственное мнение и позицию;

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- познавательные: 

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- коммуникативные УУД: 

– формулировать собственное мнение и позицию;

- регулятивные :

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 - коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-договариваться, приходить к общему решению;

Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные: 

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

Работа в группах:

- регулятивные :

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 - коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-договариваться, приходить к общему решению;

Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные: 

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...