Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Правописание НЕ с прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок "Правописание НЕ с прилагательными" разработан для учащихся пятых классов, обучающихся по программеЛ.М. Рыбченковой. К конспекту прилагается презентация, в которой содержится материал из произведений художественной литературы, задания и тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_pril.pptx | 2.05 МБ |
ne_s_prilagatelnymi.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомните, как пишется НЕ с существительными Слитно: м ожно заменить синонимом без НЕ; б ез НЕ не употребляется. Раздельно: е сть или подразумевается противопоставление.
Объясните правописание НЕ с существительным Беса старого взяла тут унылость. "Скажи, за что такая немилость ?» А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде »
Объясните правописание НЕ с существительным Невежда так же в ослепленье Бранит науки, и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. И.А. Крылов «Свинья под дубом»
Объясните правописание НЕ с существительным Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Н.А. Некрасов «Мороз, Красный Нос»
Правописание НЕ с прилагательными (сравните с правописанием существительных) Слитно: м ожно заменить синонимом без НЕ; б ез НЕ не употребляется. Раздельно: е сть или подразумевается противопоставление; е сть слова нисколько не, вовсе не, ничуть не, далеко не.
Подберите синонимы к прилагательным н евнимательный - н еразговорчивый - н евысокий - н егромкий - н еглубокий - н етрудный - рассеянный молчаливый низкий тихий мелкий легкий
Какие прилагательные не употребляются без НЕ? Невежливый, нездоровый, невеселый, невзрачный, недружелюбный, небрежный, невнимательный, неглупый, нерадивый, нехороший.
Объясните правописание НЕ с прилагательными День ее нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. И.С. Тургенев «Муму»
Объясните правописание НЕ с прилагательными Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни… И.С. Тургенев «Муму»
Объясните правописание НЕ с прилагательными Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами… И.С. Тургенев «Муму»
Объясните правописание НЕ с прилагательными Потупили смущенный взгляд: То три соперника Руслана; В душе несчастные таят Любви и ненависти яд. А.С. Пушкин«Руслан и Людмила»
Объясните правописание НЕ с прилагательными А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Слуги белку стерегут… А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане »
Объясните правописание НЕ с прилагательными Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам , Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Как пишется НЕ с прилагательными? Невеселое настроение н еизвестная величина н ичуть не легкая ноша н еразлучные друзья н е большая, а маленькая книга в овсе не интересный фильм
Тест
1. Выбери ряд, в котором оба слова пишутся слитно (не) вежественный человек, (не) хотеть (не)друг, а враг; (не)надежность (не)уклюжий, (не)воспитанный
2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Колесо было (не)большое. Жители города часто жаловались доктору Гаспару на (не)здоровье. В нашем озере рыба водится (не) крупная, а мелкая.
3. Укажи ряд, в котором частица НЕ со всеми словами пишется раздельно. (не) годовал , (не)чаянный (не) деревянный дом, вовсе (не) красивый (не)правда, (не)смелый
4. Со словами какого ряда НЕ пишется раздельно? (не)интересный рассказ, (не) навидеть (не)погода, (не)громкий, а тихий стук н ичуть (не)удивительное событие, (не)высокий, а низкий.
5. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно? Наше счастье - дождь да ненастье. Только знакомое неровное дыхание подсказало мне, что Ярик был под диваном. Я недоумевал по поводу случившегося
МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Правописание НЕ с именами прилагательными
Цели урока
Предметная: научиться применять при письме данное орфографическое правило.
Метапредметная: учиться определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Личностная: увеличивать объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развивать способность к самооценке.
Ход урока.
- Актуализация знаний
- Орфографическая пятиминутка
Черпаешь ковшом, ландыш пахуч, пейзаж хорош, подпирать плечом, расстилать на площади, помахать Ксении, тяжелый недуг, беспечный малыш, чужой плащ.
- Целеполагание и мотивация
- Аналитическая беседа
На доске написаны слова: не позвонишь, неудача, неспокойный.
- Что объединяет эти слова? (Правописание НЕ с различными частями речи).
- Какие орфограммы вы можете объяснить? (Правописание НЕ с глаголами и с существительными).
- Сформулируйте тему и цель урока (цель: научиться писать НЕ с прилагательными).
- Усвоение нового материала
Работа с презентацией
- Учитель предлагает вспомнить правило правописание НЕ с существительными, объяснить правописание существительных в отрывках из художественных произведений (слайды № 2,3,4,5)
- Ребята знакомятся с правилом правописания НЕ с прилагательными, сравнивают с правилом правописание НЕ с существительными (слайд №6).
- Подберите синонимы к прилагательным (слайд №7): невнимательный, неразговорчивый, невысокий, негромкий, неглубокий, нетрудный.
- Назовите слова, которые без Не не употребляются (слайд№8).
Невежливый, нездоровый, невеселый, невзрачный, недружелюбный, небрежный, невнимательный, неглупый, нерадивый, нехороший.
- Объясните правописание НЕ с прилагательными (слайд№ 9 – 14). На слайдах презентации представлены отрывки из художественных произведений. На этом этапе ученики совместно с учителем отрабатывают способ рассуждения слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными.
- Закрепление материала
- Ученики самостоятельно выполняют задание (слайд№15)
(Не)веселое настроение, (не) известная величина, ничуть (не)легкая ноша, (не)разлучные друзья; (не)большая, а маленькая книга, вовсе (не)интересный фильм.
После окончания задания учитель организует взаимопроверку (или самопроверку) выполненного задания. Ученики называют и объясняют допущенные ошибки.
- Тест по изученной теме (слайд№ 16 – 21)
- Выбери ряд, в котором оба слова пишутся слитно
- (не) вежественный человек, (не) хотеть
- (не)друг, а враг; (не)надежность
- (не)уклюжий, (не)воспитанный
- В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- Колесо было (не)большое.
- Жители города часто жаловались доктору Гаспару на (не)здоровье.
- В нашем озере рыба водится (не) крупная, а мелкая.
- Укажи ряд, в котором частица НЕ со всеми словами пишется раздельно.
- (не)годовал, (не)чаянный
- (не) деревянный дом, вовсе (не) красивый
- (не)правда, (не)смелый
- Со словами какого ряда НЕ пишется раздельно?
- (не)интересный рассказ, (не)навидеть
- (не)погода, (не)громкий, а тихий стук
- ничуть (не)удивительное событие, (не)высокий, а низкий.
- В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?
- Наше счастье - дождь да ненастье.
- Только знакомое неровное дыхание подсказало мне, что Ярик был под диваном.
- Я недоумевал по поводу случившегося
- Подведение итогов, рефлексия.
- Кто выполнил тест без ошибок? (Ученики, выполнившие тест безошибочно, поднимают руки).
- Что вы узнали на уроке, чему научились? (Подводят итоги урока).
- Домашнее задание
Параграф 46 (выучить правило), упр. 344 (учебник «Русский язык 5 класс 2 часть», авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Повторение об имени прилагательном"
Данный материал можно использовать на уроках русского языка в национальной школе....
Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну "Имя прилагательное" (игровая технология).
Урок с применением игровых технологий позволяет учащимся быстро и эффективно включиться в работу. На уроке повторяется материал по теме "Имя прилагательное"....
Разработка урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в причастиях и отглагольных прилагательных»
Цель урока:Закрепить навыки правописания по теме « Н и НН в суффиксах разных частей речи» ;уметь различать прилагательные, образованные от имен существительных( отыменные прилагательные) и образованны...
Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных».
Урок - исследование. 6 класс...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"
Авторская разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". Эту тему учителя-практики по...
Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"
Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Окончания прилагательных женского рода"
Урок разработан для обучающихся 6 класса с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС....