Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Правописание НЕ с прилагательными"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сухих Валентина Викторовна

Урок "Правописание НЕ с прилагательными" разработан для учащихся пятых классов, обучающихся по программеЛ.М. Рыбченковой. К конспекту прилагается презентация, в которой содержится материал из произведений художественной литературы, задания и тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_pril.pptx2.05 МБ
Файл ne_s_prilagatelnymi.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание НЕ с прилагательными Сухих Валентина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 71 г. Киров

Слайд 2

Вспомните, как пишется НЕ с существительными Слитно: м ожно заменить синонимом без НЕ; б ез НЕ не употребляется. Раздельно: е сть или подразумевается противопоставление.

Слайд 3

Объясните правописание НЕ с существительным Беса старого взяла тут унылость. "Скажи, за что такая немилость ?» А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде »

Слайд 4

Объясните правописание НЕ с существительным Невежда так же в ослепленье Бранит науки, и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. И.А. Крылов «Свинья под дубом»

Слайд 5

Объясните правописание НЕ с существительным Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Н.А. Некрасов «Мороз, Красный Нос»

Слайд 6

Правописание НЕ с прилагательными (сравните с правописанием существительных) Слитно: м ожно заменить синонимом без НЕ; б ез НЕ не употребляется. Раздельно: е сть или подразумевается противопоставление; е сть слова нисколько не, вовсе не, ничуть не, далеко не.

Слайд 7

Подберите синонимы к прилагательным н евнимательный - н еразговорчивый - н евысокий - н егромкий - н еглубокий - н етрудный - рассеянный молчаливый низкий тихий мелкий легкий

Слайд 8

Какие прилагательные не употребляются без НЕ? Невежливый, нездоровый, невеселый, невзрачный, недружелюбный, небрежный, невнимательный, неглупый, нерадивый, нехороший.

Слайд 9

Объясните правописание НЕ с прилагательными День ее нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. И.С. Тургенев «Муму»

Слайд 10

Объясните правописание НЕ с прилагательными Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни… И.С. Тургенев «Муму»

Слайд 11

Объясните правописание НЕ с прилагательными Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами… И.С. Тургенев «Муму»

Слайд 12

Объясните правописание НЕ с прилагательными Потупили смущенный взгляд: То три соперника Руслана; В душе несчастные таят Любви и ненависти яд. А.С. Пушкин«Руслан и Людмила»

Слайд 13

Объясните правописание НЕ с прилагательными А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Слуги белку стерегут… А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане »

Слайд 14

Объясните правописание НЕ с прилагательными Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам , Их селы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Слайд 15

Как пишется НЕ с прилагательными? Невеселое настроение н еизвестная величина н ичуть не легкая ноша н еразлучные друзья н е большая, а маленькая книга в овсе не интересный фильм

Слайд 16

Тест

Слайд 17

1. Выбери ряд, в котором оба слова пишутся слитно (не) вежественный человек, (не) хотеть (не)друг, а враг; (не)надежность (не)уклюжий, (не)воспитанный

Слайд 18

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? Колесо было (не)большое. Жители города часто жаловались доктору Гаспару на (не)здоровье. В нашем озере рыба водится (не) крупная, а мелкая.

Слайд 19

3. Укажи ряд, в котором частица НЕ со всеми словами пишется раздельно. (не) годовал , (не)чаянный (не) деревянный дом, вовсе (не) красивый (не)правда, (не)смелый

Слайд 20

4. Со словами какого ряда НЕ пишется раздельно? (не)интересный рассказ, (не) навидеть (не)погода, (не)громкий, а тихий стук н ичуть (не)удивительное событие, (не)высокий, а низкий.

Слайд 21

5. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно? Наше счастье - дождь да ненастье. Только знакомое неровное дыхание подсказало мне, что Ярик был под диваном. Я недоумевал по поводу случившегося

Слайд 22

МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с именами прилагательными

Цели урока

Предметная: научиться применять при письме данное орфографическое правило.

Метапредметная: учиться определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Личностная: увеличивать объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развивать способность к самооценке.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний
  • Орфографическая пятиминутка

Черпаешь ковшом, ландыш пахуч, пейзаж хорош, подпирать плечом, расстилать на площади, помахать Ксении, тяжелый недуг, беспечный малыш, чужой плащ.

  1. Целеполагание и мотивация
  • Аналитическая беседа

На доске написаны слова: не позвонишь, неудача, неспокойный.

 - Что объединяет эти слова? (Правописание НЕ с различными частями речи).

 - Какие орфограммы вы можете объяснить? (Правописание НЕ с глаголами и с существительными).

- Сформулируйте тему и цель урока (цель: научиться писать НЕ с прилагательными).

  1. Усвоение нового материала

Работа с презентацией

  • Учитель предлагает вспомнить правило правописание НЕ с существительными, объяснить правописание существительных в отрывках из художественных произведений (слайды № 2,3,4,5)
  • Ребята знакомятся с правилом правописания НЕ с прилагательными, сравнивают с правилом правописание НЕ с существительными (слайд №6).

- Подберите синонимы к прилагательным (слайд №7): невнимательный, неразговорчивый, невысокий, негромкий, неглубокий, нетрудный.

- Назовите слова, которые без Не не употребляются (слайд№8). 

Невежливый, нездоровый, невеселый, невзрачный, недружелюбный, небрежный, невнимательный, неглупый, нерадивый, нехороший.

- Объясните правописание НЕ с прилагательными (слайд№ 9 – 14). На слайдах презентации представлены отрывки из художественных произведений. На этом этапе ученики совместно с учителем отрабатывают способ рассуждения слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными.

  1. Закрепление материала
  • Ученики самостоятельно выполняют задание (слайд№15)

(Не)веселое настроение, (не) известная величина, ничуть (не)легкая ноша, (не)разлучные друзья; (не)большая, а маленькая книга, вовсе (не)интересный фильм.

После окончания задания учитель организует взаимопроверку (или самопроверку) выполненного задания. Ученики называют и объясняют допущенные ошибки.

  • Тест по изученной теме (слайд№ 16 – 21)
  1. Выбери ряд, в котором оба слова пишутся слитно
  1. (не) вежественный человек, (не) хотеть
  2. (не)друг, а враг; (не)надежность
  3. (не)уклюжий, (не)воспитанный
  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
  1. Колесо было (не)большое.
  2. Жители города часто жаловались доктору Гаспару на (не)здоровье.
  3. В нашем озере рыба водится (не) крупная, а мелкая.
  1. Укажи ряд, в котором частица НЕ со всеми словами пишется раздельно.
  1. (не)годовал, (не)чаянный
  2. (не) деревянный дом, вовсе (не) красивый
  3. (не)правда, (не)смелый
  1. Со словами какого ряда НЕ пишется раздельно?
  1. (не)интересный рассказ, (не)навидеть
  2. (не)погода, (не)громкий, а тихий стук
  3. ничуть (не)удивительное событие, (не)высокий, а низкий.
  1. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?
  1. Наше счастье - дождь да ненастье.
  2. Только знакомое неровное дыхание подсказало мне, что Ярик был под диваном.
  3. Я недоумевал по поводу случившегося

  1. Подведение итогов, рефлексия.

- Кто выполнил тест без ошибок? (Ученики, выполнившие тест безошибочно, поднимают руки).

- Что вы узнали на уроке, чему научились? (Подводят итоги урока).

  1. Домашнее задание

Параграф 46 (выучить правило), упр. 344 (учебник «Русский язык 5 класс 2 часть», авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Повторение об имени прилагательном"

Данный материал можно использовать на уроках русского языка в национальной школе....

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну "Имя прилагательное" (игровая технология).

Урок с применением игровых технологий позволяет учащимся быстро и эффективно включиться в работу. На уроке повторяется материал по теме "Имя прилагательное"....

Разработка урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в причастиях и отглагольных прилагательных»

Цель урока:Закрепить навыки правописания по теме « Н и НН в суффиксах разных частей речи» ;уметь различать прилагательные, образованные от имен существительных( отыменные прилагательные) и образованны...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Авторская разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". Эту тему учителя-практики по...

Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"

Разработка урока по русскому  языку для 5 класса по теме "Полные и краткие прилагательные"...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Окончания прилагательных женского рода"

Урок разработан для обучающихся 6 класса с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС....