Авторская общеобразовательная программа факультатива «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Лопсан Азияна Альбертовна

В данной программе опубликовано измененное содержание заданий КИМ-ов ОГЭ по предмету, даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курса, а также включены те разделы и темы, которые отсутствуют в школьных учебниках или даются не в полном объеме. В связи с этим  актуальностью программы является то, что полученные знания, умения и навыки при завершении курса помогут учащимся написать изложение, сочинение, а также выполнить трудные тестовые задания, включенные в контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_oge_po_russkomu_yazyku.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Межшкольный учебный комбинат г. Ак-Довурака

« УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим (методическим) советом

МАОУ МУК

                                   
Протокол № ___ от ___________ 20___г.

« УТВЕРЖДАЮ»

МАОУ МУК

                                   

Директор/________________________/

                           

Авторская общеобразовательная программа факультатива

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

 

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа – 14 – 15  

Срок  реализации программы – 1 год

Количество обучающихся в группе – 8 – 13

Количество часов - 136

Автор – Лопсан Азияна Альбертовна,

Учитель русского языка

                                             

Программа реализуется в МАОУ МУК с  2014 г.

                                

Программа разработана в 2014 г.

Ак-Довурак – 2014

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Межшкольный учебный комбинат г. Ак-Довурака

Учебный план

факультатива по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Цель обучения: общеобразовательная

Срок обучения: 1 год

1 п/г                          2 п/г

17                             17

1 год – 34 недели                                                                                                                

Категория слушателей: учащиеся от 14 до 15 лет.

Режим занятий: 4 часа в неделю.

Наименование дисциплины

9 класс

Всего часов

Теория

практика

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

32

104

136

Тематическое планирование на 2014 – 2015 уч.год

Факультатив «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Учитель: Лопсан Азияна Альбертовна

№ п/п

Наименование темы

Т.часы

Пр.часы

Всего

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

Введение. Ознакомление с содержанием заданий ОГЭ. 

Раздел: Текст

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.

Главная и второстепенная информация в тексте.

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Контрольная работа. Написание изложения.

Анализ выполненных работ.

Раздел: Лексика

Лексика. Лексическое значение слова.

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Лексические нормы. Нарушения лексической нормы.

Употребление паронимов в словосочетаниях, предложениях.

Выполнение тестовых заданий по теме «Лексические нормы. Паронимы».

Анализ выполненных работ.

Многозначные слова и их употребление.

Заимствованные слова и их употребление.

Употребление устаревших слов и неологизмов.

Употребление фразеологизмов в тексте, их происхождение.

Раздел: Стили речи

Употребление стилистически ограниченной лексики.

Разговорный стиль. Письмо.

Рассуждение и описание в научном стиле.

Деловой стиль.

Публицистический стиль.

Художественный стиль.

Использование типов речи при построении текстов разных стилей.

Тестирование по теме «Типы и стили речи».

Анализ выполненных работ.

Раздел: Морфология и орфография

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Выполнение тестовых заданий по теме «Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи».

Анализ выполненных работ.

Трудные темы орфографии. Значения приставок пре-/при-.

Диктант по теме «Трудные случаи орфографии».

Анализ выполненных работ.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Орфограммы в корнях слов.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание Н, НН в разных частях речи.

Тестирование по теме «Правописание приставок, суффиксов и Н,НН».

Анализ выполненных работ.

Раздел: Синтаксис и пунктуация

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых.

Односоставные предложения.

Второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Простое осложненное предложение.

Обособленные члены предложения.

Обособление определений.

Обособление приложений.

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.

Сложные предложения с союзами.

Вводные слова и предложения.

Вставные конструкции.

Обращения.

Согласование сказуемого с подлежащим.

Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении.

Типы придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзные сложные предложения.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).        

Сложные предложения с разными видами связи.

Раздел: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения.

Тема, идея, проблема текста.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Написание сочинения.

Анализ написанного сочинения.

Классификация речевых и грамматических ошибок.

Корректировка текста.        

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.        

Итоговое занятие.        

Всего:

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

32

1

1

1

2

2

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

1

2

2

1

1

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

4

4

2

104

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

2

136

Пояснительная записка

Направленность программы «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»:

  1. По содержанию: социально-педагогическая.
  2. По функциональному предназначению: учебно-познавательная.
  3. По форме организации: групповая.
  4. По времени реализации: годичная.
  5. Программа является авторской.

         Программа направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек – общество», «человек – человек»).

         Учебная дисциплина «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» – объективный вид контроля знаний выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в средние учебные заведения. По форме проведения и по содержанию он отличается от традиционного экзамена. Это регламентированная письменная работа.

         В октябре 2014 года произошли изменения в КИМ-ах ОГЭ:

  1. Формат заданий: сквозная нумерация (больше нет заданий с выбором ответов).
  2. Для написания сочинения по русскому языку предложена не 1, а 3 темы на выбор экзаменуемых.

         Новизна программы состоит в том, что опубликовано измененное содержание заданий КИМ-ов ОГЭ по предмету, даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курса, а также включены те разделы и темы, которые отсутствуют в школьных учебниках или даются не в полном объеме. В связи с этим  актуальностью программы является то, что полученные знания, умения и навыки при завершении курса помогут учащимся написать изложение, сочинение, а также выполнить трудные тестовые задания, включенные в контрольно-измерительные материалы по русскому языку.

          Педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы объясняется тем, что ориентирует обучающихся на успешное выполнение всех заданий основного государственного экзамена.

          Цель программы: повторение, обобщение, расширение, систематизация теоретических сведений из трудных разделов языкознания и литературы при выполнении тестовых заданий всех частей ОГЭ по русскому языку, написании изложения и сочинения.

           Основные задачи программы:

Обучающие:

  1. выработать знания, умения и навыки у обучающихся при выполнении тестовых заданий;
  2. развивать навыки письменной речи у обучающихся при написании сочинения на основе прочитанного текста, а также на литературную тему;
  3. подготовить к применению знаний и умений, полученных на занятиях, в  практике.

Развивающие:

  1. развивать познавательную активность, самостоятельность и инициативность;
  2. развивать мотивацию к выполнению заданий;
  3. развивать уровень языковой культуры.

Воспитывающие:

  1. воспитать организованность, самостоятельность;
  2. умение ставить цели и реализовывать их;
  3. осознание значимости результата.

Методы организации занятий

Методы по источнику познания:

  • Словесный метод обучения: лекция, объяснение,  рассказ,  чтение,  беседа,  диалог и другие.
  • Метод практико-ориентированной деятельности: конспект, тестирование.
  • Наглядный метод обучения: таблицы, схемы.

     – Работа с книгой. 

По степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности):

  • Объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации).
  • Репродуктивный: работа по образцам.
  • Частично-поисковый: выполнение вариантных заданий, работа с карточками.

 На основе структуры личности:

  • Методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов, убеждений: рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа и так далее.
  • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: одобрение, похвала, порицание, поощрение и другие.

            Программа рекомендована для учащихся 9-ых классов. Состав группы – постоянный. Набор обучающихся – свободный. Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов в год – 136. Занятия проводятся по 4 часа в неделю. Периодичность занятий – 2 раза в неделю.

             Программа состоит из 6 разделов.

Тема «Введение. Ознакомление с содержанием заданий ОГЭ» (1 ч.) направлена на ознакомление с КИМ-ом ОГЭ.

            Темы раздела «Текст» (13 ч.) направлены на написание изложения.

             Темы разделов «Лексика» (18 ч.), «Стили речи» (12 ч.), «Морфология и орфография» (26 ч.), «Синтаксис и пунктуация» (42 ч.) направлены на выполнение тестовой части экзамена.

Раздел «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (28ч.). Темы направлены на успешное написание сочинения.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

         Учащиеся должны знать:

·        связь языка и истории, культуры русского и других народов;

·        смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

·        основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

·        орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

         Учащиеся должны уметь:

·        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

·        анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·        использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

·        извлекать необходимую информацию из различных источников: учебников, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

·        применять в практике основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

·        соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

·        использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Учащиеся должны владеть:

·        коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;

·        навыками самостоятельной деятельности;

·        способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Способы проверки результатов освоения программы: изложение, тестирования, экзамен по русскому языку (система оценивания в баллах).

Методическое обеспечение занятий

Раздел

или тема

программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Текст

Лекция, практикум

Словесный, практико-ориентированный, репродуктивный, метод формулирования сознания, метод стимулирования и мотивации

Художественные тексты, таблицы, презентации

Доска, компьютер, проектор, колонки

Изложение

Лексика

Лекция, практикум

Словесный, практико-ориентированный, работа с книгой, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

КИМ-ы ОГЭ, таблицы, учебники, презентации, карточки

Доска, компьютер, проектор

Тестирование

Стили речи

Практикум

Наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод формирования сознания, словесный, метод стимулирования и мотивации

КИМ-ы ОГЭ, таблицы, учебники

Доска, компьютер, проектор

Тестирование

Морфология и орфография

Лекция, практикум

Словесный, практико-ориентированный, работа с книгой, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

КИМ-ы ОГЭ, таблицы, карточки, учебники

Доска, компьютер, проектор

Тестирование

Синтаксис и пунктуация

Лекция, практикум

Словесный, практико-ориентированный, работа с книгой, частично-поисковый, репродуктивный, наглядный, объяснительно-иллюстративный

КИМ-ы ОГЭ, таблицы, карточки, учебники

Доска, компьютер, проектор

Контрольный срез

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Лекция, практикум

Словесный, практико-ориентированный, работа с книгой, частично-поисковый, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод стимулирования и мотивации

Художественные тексты, таблицы, презентации, КИМ-ы ОГЭ

Доска, компьютер, проектор

Экзамен

Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя

  1. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя / Б.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.
  2. Раздумья перед сочинением (Практические советы поступающим в вузы): Учеб. пособие. / Ю.А. Озеров. – М.: Высш. шк., 1990. – 156 с.
  3. Русский язык. 5 – 11 классы: технология педагогических мастерских / авт.-сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 191 с.
  4. Русский язык для поступающих в вузы. Орфография. Пунктуация. / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 384 с. – (Домашний репетитор).
  5. Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка: Из опыта работы. Книга для учителя.  / Сост. Г.А. Богданова, С.И. Львова. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

Для учащихся

  1. ГИА – 2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 112 с. – (ГИА – 2013. ФИПИ - школе).
  2. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 95 с. (Серия «ГИА. ОФЦ. Типовые тестовые задания»)
  3. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 413 с. (Серия «ГИА. Полный курс А, В, С»)
  4. Грамматика русского языка в таблицах и схемах / И.К. Новиченок. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с. – (Серия «Средняя школа»).
  5. Морфологический разбор слова / М.М. Баронова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 94 с. – (Словарик школьника на каждый день).
  6. ОГЭ (ГИА - 9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 95 с. (Серия ОГЭ (ГИА – 9) ОФЦ. Типовые тестовые задания)
  7. Русский язык. Все трудности языка. Универсальный словарь школьников: Орфография. Ударение. Произношение. Значение слов. Словоупотребление / И.А. Пугачев, М.Б. Будильцева, И.Ю. Варламова, Н.Ю. Царева. – М.: Олимп: Астрель, 2010. – 218 с.
  8. Русский язык. Весь школьный курс в таблицах / сост. Л.А. Петкевич. – Минск: Букмастер: Кузьма, 2015. – 10-е изд. – 288 с.
  9. Русский язык: Справ. для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под. ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1984. – 287 с.

Содержание программы

Введение. Ознакомление с содержанием заданий ОГЭ (1 ч.)

Раздел: Текст (13 ч.)

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.  Главная и второстепенная информация в тексте.  Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.  Контрольная работа. Написание изложения. Анализ выполненных работ.

Раздел: Лексика (18 ч.)

Лексика. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Лексические нормы. Нарушения лексической нормы. Употребление паронимов в словосочетаниях, предложениях. Выполнение тестовых заданий по теме «Лексические нормы. Паронимы». Анализ выполненных работ. Многозначные слова и их употребление. Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов. Употребление фразеологизмов в тексте, их происхождение.

Раздел: Стили речи (12 ч.)

Употребление стилистически ограниченной лексики. Разговорный стиль. Письмо. Рассуждение и описание в научном стиле. Деловой стиль.  Публицистический стиль. Художественный стиль. Использование типов речи при построении текстов разных стилей. Тестирование по теме «Типы и стили речи». Анализ выполненных работ.

Раздел: Морфология и орфография (26 ч.)

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Выполнение тестовых заданий по теме «Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи». Анализ выполненных работ. Трудные темы орфографии. Значения приставок пре-/при-. Диктант по теме «Трудные случаи орфографии». Анализ выполненных работ. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок.  Правописание суффиксов.  Правописание Н, НН в разных частях речи.  Тестирование по теме «Правописание приставок, суффиксов и Н,НН».

Анализ выполненных работ.

Раздел: Синтаксис и пунктуация (42 ч.)

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых.  Односоставные предложения. Второстепенные члены предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Сложные предложения с союзами. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Согласование сказуемого с подлежащим. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).         Сложные предложения с разными видами связи.

Раздел: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (28 ч.)

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Написание сочинения. Анализ написанного сочинения.

Классификация речевых и грамматических ошибок.  Корректировка текста.        

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.         Итоговое занятие.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 11 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привы...

Программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...

Программа электива "Подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме (9класс)"

Важный экзамен по русскому языку будет сдан успешно при одном условии: детям в системе надо преподать данный курс. Мною предусмотрены все направления работы. Рассмотрены все составные части экзамена и...

Программа по подготовке к ГИА по русскому языку.

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предме...

Программы по подготовке к экзаменам по русскому языку

Данные программы позволяют в течение одного учебного года организовать повторение материала по русскому языку за курс 5-9 классы на базовом и профильном уровне....

Авторская образовательная программа факультатива «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку»

В данной программе опубликованы направления итогового сочинения, измененное содержание заданий КИМ-ов ЕГЭ по предмету, даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курса, а также вк...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по родному (русскому) языку для 5-9 классов

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАосновного общего образования по родному (русскому) языку Срок реализации  5 летСоставитель: Якшимбетова Г.К. Авторская рабочая программа составлена  на основе...