Не с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Садриева Розалия Зуфаровна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon русский язык 5 класс50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Не с глаголами.

Цель урока: развивать общеучебные умения и навыки.

Образовательные цели: познакомить учащихся со значением частицы не и правилами ее написания с глаголами;

Развивающие цели: развивать речь детей при изменении текстов ;

Воспитательные цели: формировать представление учеников о нормах поведения в школе и дома

Оборудование: учебник « Русский язык» 5 класс, слайды, записи на доске, карточки, проектор

I. Организационный момент.

Ход урока.

-Приветствие учеников    (Давайте поприветствуем и улыбнемся друг другу:   соседи по плечу - касанием плеча, соседи по лицу – ударом кулачков)

П. Актуализация знаний.

1 .Чистописание.

Запись на доске:

На, о, карандаш, об, и, красивый, по, играть, над, из, но, с, а, дом.

-На какие группы можно разделить данные слова? (на самостоятельные части речи и служебные части речи).

Назовите эти группы, (на, о, об, по, над, из, с, и, но, а), (карандаш, красивый, играть, дом)

- Что вы знаете о правописании предлогов и союзов? (самостоятельно не употребляются, пишутся раздельно)

2.Работа над стихотворением Ю. Вронского «Вредные привычки».

 Слайд

Автор Ю.Вронский.

                                             

«Вредные привычки».

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок не

Дергать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Я согласен даже не

Рисовать на карте!

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков,

Если даже я и не

Выучу уроков.

- У вас есть такие привычки? Подумайте.

-Что вы можете рассказать о герое этого стихотворения?

-Почему так названо это стихотворение?

III. Проблема 1.Самостоятельная работа.

 -Выпишите из текста все глаголы.

Проверка самостоятельной работы.

-Какие слова вы записали? (некоторые дети выписали глаголы без частицы не).

-В чем вы не согласны со своим товарищем? (Надо писать их с не).

-Почему?

Открытие 1 .

Дети: - Здесь глаголы, которые указывают на действия, которые делать не надо. Глаголы как бы имеют отрицательное значение.

-Может слово «не» как-то называется в русском

языке?

-Эти глаголы утверждают или отрицают действие?

-Проводим структуру таймд раунд робин (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени).

- Можем ли мы поставить вопрос к этому слову? (Нет).

- Слово не является ли частью речи? (Нет).

- Можем  ли  мы  отнести  эти  слова  к  имени  существительному?   ...   к имени прилагательному? ... к глаголу? (Подумайте 10 сек.) Теперь каждый из вас поделится своими мыслями с партнером по лицу.

-Проводим структуру таймд пэа шэа (каждый ученик проговаривает с партнером по лицу ответы в течение определенного количества времени). Начинает тот, у  кого светлее волосы. (30 сек.)

- Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не обозначает предмет, признак, действие, не является членом предложения, значит это какая часть речи? (Служебная часть речи). Стол № ___, уч. _____ Расскажи пожалуйста, что сказал твой партнер по лицу.

-Да, действительно, частица НЕ, так мы будем называть это слово, является служебной частью речи, отрицательная частица.

(Слайд).

Служебные части речи.

Нельзя поставить вопрос.

Не обозначают предмет, действие, признак.

Не являются членами предложения.

Объявление темы урока.

-Мы сегодня научимся правильно писать частицу не с глаголами.

-Как вы думаете, не с глаголами пишется раздельно или слитно?

-

-Почему? (Слова пишутся раздельно).

-Сделайте вывод. (Отрицательная частица не пишется с глаголами раздельно).

-Прочитайте правило в учебнике стр. 127

(Чтение правило самовара)

Осознание полученных знаний.

IV. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику стр.128,упр 200

-Выпишите глаголы с частицей не.

Один ученик выписывает на доску, остальные работают в тетрадях. Слабым учащимся в работе помогает опора.

Запомни!

Не ____

Не играл

Не рисовать

Не выучу

Исключение:

ненавидеть

неволить

негодовать

2.Самостоятельная работа.

-Сейчас я вам загадаю загадки. Вы должны их  отгадать. У вас есть листочки на партах, запишите туда все глаголы с «не», которые услышите.

1. Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

(муравейник)

2. По земле не хожу,

Рот есть, а не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком. (рыбка)

3. Проверка работы по образцу.

Хорошо. А сейчас мы с вами проводим релли робин (подумайте и запишите)  (два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка) Это значит, ты мне- я тебе.

Слайд.

Проверь!

Не найдешь, не рубили, не стучали, не хожу,

не говорю, не мигаю, не летаю.

Сравните свою запись с записью на слайде. Поднимите руку те ребята, у которых все правильно. Прекрасно!

Поднимите руку те ребята, у которых была всего одна ошибка. Хорошо!

Поднимите руку те, у кого больше 1-2 ошибок - не расстраивайтесь, ведь мы только начинаем изучение. Будьте внимательны!

Проводим фолоу зе лидер.

V. Повторение.

1 .Работа в группе.

-Дополни пословицы. На каждой парте карточка с заданием.

Проводим сималтиниус раунд тэйбл ( 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу)

___  учи рыбу плавать.

Привести в ____годование.

По воробьям из пушки ____ стреляют.

Дети _____ навидят укол.

В решете воду _____ удержишь.

С утра ____здоровится.

Слезами горю ______ поможешь.

Правда в огне _____ горит и в воде ____ тонет.

Семеро одного _____ ждут.

2. Взаимопроверка.

Проверка по образцу. (Слайд).

Проверь!

Не учи рыбу плавать.

Привести в негодование.

По воробьям из пушки не стреляют.

Дети ненавидят укол.

В решете воду не удержишь.

С утра нездоровится.

Слезами горю не поможешь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Семеро одного не ждут.

-Как же пишется частица не с глаголами?

4. Творческая работа в группах.

-Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.

-Не дразните собак,

Не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц

Вы зерна и крошек!

-Где уместно разместить такой текст?

-Кто мог бы быть его автором?

Проводим сингл раунд робин (организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди по кругу)

Итак, время вышло, пожалуйста поделитесь своими ответами уч.____стол№_____(Правил поведения ученика в школе?).(Какие правила вы знаете, какие выполняете?)

VI. Итог урока. 

Для чего употребляется частица не? Как она пишется с глаголами?

-Ребята, вы все очень хорошо работали на уроке, все были очень активны. Молодцы. А ваши работы я оценю,  проверив ваши письменные работы и домашнее задание.

- Отметьте, кто был очень активным, оцените свою работу на уроке. Что было не понятно? Прошу оставить свои вопросы в парковке.

Домашнее задание.

-Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")

Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...