Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цели урока:

  • Образовательные. Углубление знаний учащихся о БСП, совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме, подготовка к ОГЭ.
  • Развивающие. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
  • Воспитательные. Способствовать воспитанию эстетического вкуса, помочь учащимся осознать суть подлинной доброты, с которой начинается человек, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

– Ребята, урок мы начнём со слов, которые в качестве эпиграфа написаны на доске:

Нет, не гибнет в жизни большой

Всё, на что сердце твоё откликается.

Живи беспокойно, живи с маетой:

С доброты человек начинается. (С.Иванов)

– Все ли слова знакомы и понятны?

– Запишите эпиграф в тетрадь. Сформулируйте главную мысль стихотворной строкой.

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать бессоюзные сложные предложения, будем сопоставлять их с другими сложными предложениями, закрепим умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, продолжим совершенствовать пунктуационные навыки, а настроиться я вас прошу на разговор о доброте.

– Что означает это слово?

– Подберите и запишите синонимы к этому слову.

(Маета от русского существительного мая – «тяжёлая работа, мучение» посредством суффикса -ет).

Записывают эпиграф в тетрадь.

- С доброты человек начинается.

Отзывчивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему.

Добродушие, добросердечность отзывчивость, душевность, милосердие, сострадание.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

3. Задания по вариантам к эпиграфу. 

1 вариант. Объясните правописание выделенных букв в словах, сформулируйте данную орфограмму.

2 вариант. Найдите и сформулируйте известные вам орфограммы.

– Слова  какой части речи преобладают в стихотворной строфе?

– Какую роль играют глаголы в этом тексте?

– Какие предложения использованы в стихотворении? Сколько их?

Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.

Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.

Ответы учащихся: правописание окончаний глагола, непроизносимые согласные, правописание приставок, правописание гласных после шипящих.

-Глаголы.

-Побуждение к действию.

-1-ое предложение с разными видами связи: бессоюзной и союзной, где использовано СПП предложение с придаточным определительным. 2-ое предложение – сложное бессоюзное, состоит из двух частей.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

3. Выявление места и причины затруднения. 

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

правописание окончаний глагола, непроизносимые согласные, правописание приставок, правописание гласных после шипящих.

-Глаголы.

-Побуждение к действию.

-1-ое предложение с разными видами связи: бессоюзной и союзной, где использовано СПП предложение с придаточным определительным. 2-ое предложение – сложное бессоюзное, состоит из двух частей.

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

Выделим в слове корень.

Поставим ударение.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

 Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?

– Какие знаки препинания разделяют части БСП? (,;:-)

Конструирование предложений.

- Раздаются карточки на каждую парту. Учитель предлагает собрать рассыпавшиеся предложения. Есть ли среди них БСП?

  1. Дороже, доброе, сердце, титулов, всех.
  2. Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый.
  3. Меня, я, вдруг, кто-то, за, плечо, берёт, чувствую.

(Проверка, обсуждение, вывод о постановке двоеточия в БСП)

В  каких ещё конструкциях употребляется этот знак? На доске написаны предложения. Расставьте знаки, объясните их постановку.

Генрих Гейне сказал доброта всегда одержит верх над красотой.

Солнце светит одинаково всем и человеку и дереву и животному.

Учащиеся составляют предложения, указывают его тип, главные члены предложения, тип сказуемых.

Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют простое предложение, сильные  - составляют БСП.

- Дороже всех титулов доброе сердце (Альфред Теннисон). Простое предложение.

- Маша очень обрадовалась: она в первый раз получала подарки. БСП, второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

-Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо. БСП, второе предложение дополняет первое.

(Предложение с прямой речью)

(Предложение с однородными членами и обобщающим словом).

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Схематический диктант. Узнай тип предложения.

  1. Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.
  2. Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели
  3. Добродетель отважна, и добро никогда не испытывает страха.
  4. Мы знаем: главное предназначение человека – оставлять свой добрый след на земле.
  1. Сломя  голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

– Какое средство речевой выразительности использовано в этом предложении?

– Да, вы знаете, что в текстах, которые мы используем для подготовки к экзамену, часто встречаются фразеологизмы. Но всегда ли мы знаем их значение и происхождение? Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Индивидуальное задание с использованием рисунков.

– Как вы думаете, что общего во фразеологизмах 1) «зарубить на носу», 2) «остаться с носом», 3) «совать нос не в свои дела»?

9. Назовите фразеологизмы из предложений на карточках и объясните их значение.

Одним словом, компьютерные игры – это палка о двух концах. Всё и так шло из рук вон плохо, а тут ещё это... И он готов был ради этого трудиться не покладая рук.

- (БСП)

-  (СПП с придаточным определительным)

(ССП)

(БСП)

- (СПП с придаточным места)

- Фразеологизм

- В этих фразеологизмах действуют омонимы. В 1-м случае «нос» – устаревшее слово, которым называли дощечку, на которой делали памятные зарубки, заметки. Во втором «нос» означал приношение, подарок, который делал молодой человек родителям предполагаемой невесты. Если ему отказывали, он оставался «с носом», то есть обманывался в своих расчётах. Лишь в третьем случае «нос» означает часть лица.

палка о двух концах -  о том, что может кончиться и хорошо, и плохо.

из рук вон плохо – совсем плохо

трудиться не покладая рук – без отдыха, безостановочно.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях

10. Назовите только те предложения, в которых нужно поставить двоеточие, объясните.

(Карточки на каждой парте).

  1. Можно с уверенностью утверждать  кто жесток с животными тот не может быть добрым с человеком.
  2. Доброта язык на котором немые могут поговорить и который глухие могут услышать.
  3. В.Сухомлинский писал: Делайте так чтобы людям которые вас окружают было хорошо.
  4. Доброта это так просто всегда жить ради других и никогда не стремиться только к личной выгоде.
  5. Да не устанем мы  творя добро.
  6. Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ.
  7. Все мы ценим добро лишь теряя его  невозвратно говорил Томас Мор.
  8. Мы знаем главное предназначение человека оставить свой добрый след на земле.
  9. Доброту свою дари всем друзьям родителям городу стране.
  10. Мудрость доброты в одном она не к себе а к людям ко всему окружающему.
  11. Желаешь себе добра не делай другому зла.

1, 4,8,10.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

8. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Подведение итогов, выводы.

  1. Чтобы поставить знак в БСП-ях, надо выразительно прочитать их, так как ПП в составе БСП в устной речи выделяются интонацией.
  2. Для   постановки двоеточия необходима интонация, выражающая причинные, дополнительные, пояснительные отношения.
  3. Смысловые отношения легче установить при помощи союзов.
  4. Сфера употребления БСП – художественная и разговорная речь, эмоционально насыщенная, богатая разнообразными оттенками значений.

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

9. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужно двоеточие» или сочинение-рассуждение с использованием БСП «Добрый человек в моём понимании». Объём не менее 70 слов.

10. 3аключительное слово учителя. 

Сегодня мы говорили с вами о таком качестве человека как доброта. Помните: с доброты человек начинается.

Безмерное богатство – доброта.
И пусть её надолго хватит.
Человек настоящий всегда
Щедро добро своё тратит.

        

 Соберите  рассыпавшиеся предложения. Есть ли среди них БСП?

  1. Дороже, доброе, сердце, титулов, всех.
  2. Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый.
  3. Меня, я, вдруг, кто-то, за, плечо, берёт, чувствую.

Расставьте знаки, объясните их постановку.

Генрих Гейне сказал доброта всегда одержит верх над красотой.

Солнце светит одинаково всем и человеку и дереву и животному.

Схематический диктант. Узнай тип предложения.

  1. Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.
  2. Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели
  3. Добродетель отважна, и добро никогда не испытывает страха.
  4. Мы знаем: главное предназначение человека – оставлять свой добрый след на земле.
  5. Сломя  голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

Задание 1. Как вы думаете, что общего во фразеологизмах: 1) «зарубить на носу», 2) «остаться с носом», 3) «совать нос не в свои дела»?

Задание 2. Назовите фразеологизмы из предложений на карточках и объясните их значение.

Одним словом, компьютерные игры – это палка о двух концах. Всё и так шло из рук вон плохо, а тут ещё это... И он готов был ради этого трудиться не покладая рук.

 Расставьте знаки препинания. Назовите только те предложения, в которых нужно поставить двоеточие, объясните.

  1. Можно с уверенностью утверждать  кто жесток с животными тот не может быть добрым с человеком.
  2. Доброта язык на котором немые могут поговорить и который глухие могут услышать.
  3. В.Сухомлинский писал: Делайте так чтобы людям которые вас окружают было хорошо.
  4. Доброта это так просто всегда жить ради других и никогда не стремиться только к личной выгоде.
  5. Да не устанем мы  творя добро.
  6. Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ.
  7. Все мы ценим добро лишь теряя его  невозвратно говорил Томас Мор.
  8. Мы знаем главное предназначение человека оставить свой добрый след на земле.
  9. Доброту свою дари всем друзьям родителям городу стране.
  10. Мудрость доброты в одном она не к себе а к людям ко всему окружающему.
  11. Желаешь себе добра не делай другому зла.

На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 9 классе : "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Урок был проведен в гимназии как открытый для учителей-словесников. Материал можно использовать для подготовки учащихся к сдаче ГИА....

Урок в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"  с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены прило...

Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс

Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...

Урок русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Данный урок является третьим в цикле уроков о бессоюзном сложном предложении в системе изучения темы «Синтаксис сложного предложения» в 9 классе.  Материал данного урока подготовлен учащимися на ...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...