Мастер-класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Салихова Айгуль Сунагатовна

Мастер-класс "От традиций к инновациям", выступление на конкурсе "Учитель года - 2015"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx12.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

городского округа город Сибай Республики Башкортостан

Мастер-класс на тему:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА «ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»»

Выполнила: Салихова А.С.,

учитель русского языка и литературы,

Цель:

1.Представить технику и методику проведения уроков русского языка и литературы;

2.Определить направления в работе учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ;

3.Показать применение ИКТ на уроках .

Задачи: 
• передача  своего опыта путем прямого и комментированного показа  технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка и литературы;
• совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

№1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги!

Своё выступление я начну  с притчи.

Некий царь приказал своему визирю:

— Ступай принеси мне кушанье, слаще которого не найти ни на земле, ни в морских глубинах.

Визирь пошёл и купил язык; принёс его, зажарил и подал. Понравилось царю.

В другой раз царь приказал:

— Ступай и принеси мне такое кушанье, горше которого не найти на свете.

Визирь пошел, снова купил язык и подал ему.

Царь сказал:

— Я просил сладкое, ты подал мне язык; я просил горькое, и ты снова подаёшь язык.

Визирь ответил:

— Клянусь твоей головою, на свете нет ничего слаще языка и горше языка. 

№4 слайд

 Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного.

Моим девизом является высказывание:

 «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

 Василий Осипович Ключевский

 Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?

Я понимаю это слово так:

М - мудрость, приобретенная с годами.        

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.

Употребляя различные методы обучения, тем самым  развиваю зрительную, слуховую, ассоциативную, логическую память. Обучаю пространственному мышлению путем: а) графических символов – рисование, составление опорных схем, б) разгадывание какой-либо  тайны, загадки (например, загадка лексического значения слова или способа образования слова). Развиваю межличностное мышление, обучая разным видам письменных работ. Кстати, перечисленное и есть инновационная технология.

№5 слайд

 ЗвонИт, положИл,  баловАться, включИт, недУг, красИвее, ворожеЯ, цемЕнт, квартАл, твОрОг.

1) Рифмовки. Общность ударений

 Каждый из нас, наверное, сталкивался с такой проблемой, как правильная постановка ударения в слове. Этот вопрос нашел свое место и в тестах ЕГЭ.

-Посмотрите, на слайде представлены слова, прочитайте их, поставив правильно ударение.

Слайд № 6

1). Коль будильник зазвони'т -У меня ужасный вид;

2). Коль поло'жил, значит – ложь,

А зачем тогда ты врешь.

Помни: положи'л и жил

3). Хватит балова'ться,

Будем улыбаться.

4). Он свет включи'т,

Аж проводка трещит

5). Пусть неду'г

Обойдет твоих подруг

6). Краси♪вее – ноту си♪ выделяй, произноси

7). Ворожея', да жаль – не я.

8). Я беру свой инструмент, 
Быстро развожу цемЕнт.

9). Брёл я долго и устал, 
Перешёл седьмой квАртал. 

10). Что за странный носорог 
Ел и твОрог , и творОГ.

Как известно, для рифмовок важны ритм и рифма.

Рифмовки хорошо справляются с функцией запоминания ударений в словах:

Слайд №7

Предлагаю Вам составить рифмовки для запоминания по аналогии с теми, которые вы слышали со словами: каталог (Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг), тУфля ( Обошёл я кухню, обнаружил тУфлю).

Слайд №8

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

При изучении  новых тем, рифмуем  правила русского языка:

Слайд №9

(Восстановите справедливость — верните определения своим владельцам)

 Неуклюжий как крот

Верный как слон
Неповоротливый как собака

Хитрый как бык
Слепой как волк

Длинный как заяц
Трусливый как медведь

Вороватый как жираф
Злой как лиса

Упрямый как сорока

Слайд №10

Разгадываем загадки

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами? \сон
  2. Чем больше берешь, тем больше она становится. \яма\
  3. Кто говорит на всех языках? \эхо\
  4. Какая птица больше всех похожа на утку? \селезень
  5. В каком слове сорок гласных? \сорока\
  6. Назовите женское имя, которое не оканчивалось бы ни на я, ни на а. \Любовь\
  7. Из названия каких двух букв можно приготовить еду? \каша\
  8. Какие ноты растут в огороде? \фа-соль\
  9. Как мышеловку написать пятью буквами? \кошка\
  10. Какая рыба носит имя человека? \карп\
  11. Какое слово состоит из 3 одинаковых букв? \три-о\
  12. В каком глаголе сто отрицаний? \сто-нет\

Слайд №11

Еще одна игра, которая вызывает интерес у моих учеников,  

«Помоги Незнайке», в которую сейчас мы с вами и поиграем.

   Например:

1) В слове соленый Незнайка  написал гласную а. «Проверочное

слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?

2) Ненавидел в тетради Незнайки написано раздельно. «Не с глаголами

пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

3) Шепот Незнайка  написал с буквой о. «После шипящих под

ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Незнайка?

12 слайд

4.  Проблемно-поисковый метод применяю при работе со словарем.

Определите,  о каком слове идет речь:

1)Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

2) Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке .

3) Запас слов и выражений человека .

4) Очень суровый, безжалостный человек.

5) Кушанье из сваренной крупы

Виртуальная экскурсия — метод, развивающий эстетическое восприятие мира.                        

Подготовка и проведение экскурсии можно проводить как зачетный коллективный проект и  в учебном процессе , и во внеурочной работе по предмету

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, интерактивной доской. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

13 слайд

Приглашение героев мультфильма

Формы использования ИКТ.

14 слайд -цветотерапия

1. Использование готовых электронных продуктов  позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  

2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

Происходит обогащение словарного запаса, развивается память, происходит  формирование предметных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной. 

Свой мастер-класс я хочу закончить словами

«Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске». 

С. Соловейчик.

Обучая других – учись сам.

Всем огромное спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...