Открытый урок по теме "Притяжательные прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данный урок изучения нового материала по теме "Притяжательные прилагательные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tablitsa.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока,

проведённого в 6 классе

 преподавателем русского языка и литературы

МБОУ «ООШ №2 г.Зубцова»

Рыженковой Анастасией Александровной

2015-2016 учебный год

Тема урока: «Притяжательные имена прилагательные».

Цели урока:

1) организовать наблюдение за фонетическими, орфографическими и морфемными особенностями притяжательных имён  прилагательных;

2) формировать представление об употреблении относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных; 3)совершенствовать умение различать имена прилагательные разных разрядов.

Задачи:

образовательные: познакомить с разрядом притяжательных прилагательных; учить опознавать  прилагательные разных разрядов на основе их семантико – грамматического анализа; развивать навыки правильного написания имён прилагательных;  

развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, проводить наблюдение, выдвигать предположение;

воспитательные: воспитывать чувство любви, уважения к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Метод: исследовательский, частично – поисковый

Технология:   дифференцированная

Оборудование: презентация, индивидуальные карточки

Структура урока:

1.Организационный момент.
2.Повторение изученного материала. Устный опрос.

3.Изучение нового материала с первичным закреплением.

4.Тренировочные упражнения.

5.Д/з, комментарии к д/з.

6.Рефлексия.

7. Итоги урока.

Ход урока.


Ход урока

время

Работа учеников

1.

Организационный момент.

Приветствие.

1мин.

2.

2.1

2.2

Повторение изученного материала. Устный опрос.

Ответить на вопросы

Слайд  2.

Восстановите текст

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает

_____________________________, отвечает на вопросы:_____________? ___________?___________?

     Имена прилагательные  изменяются по__________________________________.

В предложении прилагательное чаще всего бывает___________________В,  
а в краткой форме -______________________.

     Начальная форма имени прилагательного -  ______________________

Проверь себя.

Слайд  3.

Повторяем разряды прилагательных.

- С какими разрядами прилагательных  вы познакомились?

-Какие признаки характерны для качественных прилагательных?

-Какие признаки характерны для относительных прилагательных?

 Проверь себя.

Слайд 4.

Устная работа

Устная работа

2.3

2.4

2.5

Повторение качественных и относительных прилагательных.

Упражнение «Магазин»

ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, КЕФИР, БАРАНКИ, КОНЬКИ, ПОРОШОК, МАТРЕШКА.

- В  каком магазине можно купить данные предметы? Запишите прилагательные.

 (Овощной, книжный, обувной, молочный, хлебный, спортивный, хозяйственный, игрушечный.)

Слайд 5.

Вставьте пропущенные прилагательные, укажите автора.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На  …………..   небе мгла носилась;

Луна,  как  ……….   Пятно,

Сквозь тучи  ………….  Желтела,

И ты  ………….    Сидела –

А нынче погляди в окно:

Под  ………….  Небесами

…………….   Коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

……………  лес чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Прилагательные:

Мутном, бледное, мрачные, печальная,

голубыми, великолепными

Слайд  6

\Проверь себя.

Слайд 7

Выполните задание: распределите прилагательные по разрядам в два столбика

Слайд 8

Проверь себя.

Слайд 9

Устная работа

Учащиеся  работают с карточками, пишут прилагательные,

проверяют себя

Учащиеся выполняют работу в тетради. Проверяют  друг друга.

3.

3.1

Изучение нового материала  с первичным закреплением.

Слайд 10

страусиное яйцо

мамин шарф

дедов характер

лисья нора

Подбираем  однокоренные слова к слову “притяжательные”:

Тянуть, тяга, притянуть, притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит.

Что же мы хотим узнать?

Слайд 11.

-Какими же признаками обладают притяжательные прилагательные?

Имеют ли краткую форму?  Образуют ли степень сравнения? Сочетаются ли со словом очень? Можно ли подобрать антонимы?

Отвечаем:

Слайд 12

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета определённому  лицу или животному.

Отвечают на вопросы чей? чьё? чья? чьи?

 1) не имеют краткой формы;

 2) не образуют степеней сравнения

 3) не сочетаются со словами очень, весьма;

 4) не образуют антонимических пар;

 5)имеют особые суффиксы: - ин, - ов, - ий(-и)

Физминутка

Учащиеся формулируют тему урока, отвечают на поставленные вопросы

(устно)

4.

4.1

4.2

Тренировочные упражнения

 «Притяжательные прилагательные»

  1. Замените существительные

притяжательными прилагательными,

запишите их

Слайд 14

 Уши волка и зайца   - волчьи, заячьи

 Лапы лисы и белки   -  …  лисьи, беличьи

 Хвост павлина и вороны - …павлиний, вороний

 Глаза папы, бабушки  - …   папины, бабушкины

 Характер отца, деда - …отцов, дедов

 - Как же образуются притяжательные прилагательные?

    Выделите суффиксы.

2)Образуйте от существительных прилагательные.

Слайд 15.

Ведём наблюдение над морфемным составом   прилагательных качественных, относительных, притяжательных

Разберём по составу и определим:  Чем отличаются прилагательные?

  • Русь – русский              
  • Даль – далёкий
  • Птица – птичий

Вывод: относительные, качественные и притяжательные прилагательные сходны по звучанию, но разные по значению морфем.

Работа у доски и в тетрадях

Работа у доски и в тетрадях: разбор притяжательных прилагательных по составу

Выводы делают ученики

4.3

4.4

4.5

3) От слов  заяц, волк  образуйте притяжательные прилагательные, поставьте в форму Род. и Дат.падежей.  Разберите по составу

Слайд 16

Проверь себя!

Слайд 17

Заяц – заячий -   заячьего–заячьему

Волк –  волчий  – волчьего -  волчьему

- Внимание! Мы все любим ходить в гости. Как вы думаете, любят ли прилагательные ходить в гости друг к другу?  Любят ходить в гости и прилагательные, но только тогда, когда употребляются в переносном значении.

4) Употребление относительных и притяжательных в значении качественных (переносное значение)

Слайд 18

Назовите разряды имен прилагательных по значению.

К какому разряду относятся прилагательные в словосочетаниях ЗАЯЧЬЯ нора, ЗАЯЧЬЯ шапка, ЗАЯЧЬЯ ДУША?

 ЗАЯЧЬЯ нора - ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ, так как обозначает принадлежность животному и отвечает на вопрос ЧЕЙ?

ЗАЯЧЬЯ шапка - ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, так как обозначает материал, из которого сделан предмет.

ЗАЯЧЬЯ ДУША - КАЧЕСТВЕННОЕ, так как обозначает признак предмета, обозначает качество характера человека (заячья душа, так говорят о трусливом человеке).

5) Чем отличаются прилагательные в следующих парах?

Слайд 19

Собачья шерсть(прит.) – собачья преданность(кач.)

золотые часы (отн.) – золотые руки (кач.)

сердечная мышца(отн.) – сердечная встреча(кач.)

верблюжий горб(прит.) – верблюжье одеяло(отн.)

2мин.

Работа у доски и в тетрадях.

Устная работа

Работа в тетрадях

4.6

4.7

Выполните упражнение, определите разряд прилагательных:

1) Я заглянул в бабушкину горницу.  2) На кухне горела керосиновая лампа.  3) Мать приказала отпереть дедушкин кабинет.   4) Из дубового куста вылетел соловей. 5)Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.6) Неужто отцовы слова так тяжко слушать?  7) Малыш смешно разгуливал по кожаному дивану. 8)Над деревней разливается мягкий свет. 9) Забор покрасили свежей краской.

Бабушкину(прит.), керосиновая (отн.), дедушкин (прит.), дубового(отн.), птичьи(прит.), отцовы(прит.), кожаному(отн.), мягкий (кач.), свежей (кач.)

Слайд 20

Диктант.

Укажите разряд имён прилагательных.

Душистый цветок(о) , папин нос(п), ужасный вид (к), местный говор (о), олений рог (п),

причудливый рисунок (к), лесной массив(о), деревянный  дом(о), отцов дом(п), мамино

пальто(п), зелёный стол(к), зимний день(о), волчий след(п).

Работа  по карточкам.

Проверяют друг друга.

Работа в тетрадях и на доске.

5.

Домашнее задание:

Материал параграфа 52, упр.301 (по заданию)

Слайд 21

6.

Рефлексия

7.

 Итоги. Оценки.

Слайд 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок степени сравнения прилагательных

Окрытый урок Задачи урока формировать грамматические навыки по теме степени сравнения прилагательных Формировать лексические  навыки говорения, аудирования, устной и письменной речи Стимул...

Открытый урок "Степени сравнения прилагательных"

Открытый урок по теме "Степени сравнения прилагательных"...

презентация открытый урок 6кл имя прилагательное

презентация открытый урок 6 кл имя прилагательное...

Открытый урок "Не с прилагательными"

Тема: Правописание НЕ с именами прилагательнымиКласс: 5жУчитель: Гоголева Лена МихайловнаЦели:Обучающая:   - Создать условия для конкретизации способа действия по правописанию НЕ с именами п...

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи"  (5 класс)...

Разработка открытого урока "Актуализация имён прилагательных, характеризующих самочувствие человека в речи" к учебнику Forward (3 класс)

Информационная карта открытого урока. План-конспект урока при введении и первичном закреплении прилагательных из раздела №15 "В парке аттракционов" - учебник "Форвард" 3 класс с уч...