Устный журнал
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Монгуш Раиса Шангыр-ооловна

  Цели урока: дать понятие детям о профессиях в сельском хозяйстве, представлять профессию журналиста, сотрудника журнала, учить анализировать лексическое значение слов, употреблять их во фразеологизмах; расширять кругозор учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

                    Устный журнал «Как к нам хлеб приходит»

Данный урок  (2 часа) проводится после изучения темы  «Лексика».  «Устный журнал» состоит из 3-ёх страниц , построенных по единому плану. Учебно-познавательные цели этого урока дополняются профориентационными.

  Цели урока: дать понятие детям о профессиях в сельском хозяйстве, представлять профессию журналиста, сотрудника журнала4 учить анализировать лексическое значение слов, употреблять их во фразеологизмах; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: репродукция картин А. Венецианова «Гумно», «Весна», «Золотая рожь», магнитофон с записями, атрибутами к игровым моментам и раздаточный материал.

За неделю до проведения урока выбирается «редколлегия журнала», «Корреспонденты» получают определённые задания: подбирают стихи, пословицы, поговорки, загадки, сообщения, берут интервью у знатных людей села(механизаторов). Класс оформляется иллюстрациями детей по данной теме. Можно издать стенгазету «Что ты знаешь о «сельских» профессиях?»

 Ход занятия

  1. Страничка первая «Хлеб –всему голова».

–Дорогие ребята! Мы открываем наш устный журнал, посвящённый сельским труженикам. Как много труда положено ими , чтобы на нашем столе всегда был вкусный, свежий хлеб! И первая страничка нашего журнала посвящена именно хлебу. Обратите внимание на её название и прочитайте эпиграф к ней.

«Ломоть хорошо испечённого пшеничного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума ».

                                                                                    К.А. Тимирязев.

Корреспондент 1.

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль-это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

И наш герб без колосьев пшеничных

Не имел бы такой красоты. (А.Коршун)

Корреспондент 2:   

       Испокон века хлеб был не простой едой. Он был  мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились  с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери , клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать,  святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от   голода детям Москвы, Петрограда, Поволжья в годы революции, отдавали свою жизнь сотни людей.

-Расскажите, если знаете, откуда пошло это слово-«хлеб»?

Корреспондент 3 (звучит соответствующая музыка):

 Хлеб войны, замещённый на великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший победу. В Музее обороны Ленинграда лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба, состоящий из 80% жмыха, травы, древесной стружки, горсти отрубей и лишь 20 % муки. Вот каким был ленинградский блокадный хлеб.

У хлеба есть ещё одно название –«жито», что значит  «жити»   («жить») –так трактует это понятие этимологический словарь.

Корреспондент 4: 

  Ребята , просим вас назвать пословицы и поговорки, куда входит слово «хлеб». Запишите их.

(Хлеб-батюшка, вода –матушка.

Хлебушка- калачу  дедушка .

Худ обед, коли  хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеб да вода- мужицкая  еда.)

Корреспондент 5:

   А теперь припомните фразеологические обороты со словом «хлеб». Я называю вам его значение , а вы мне-фразеологический оборот.

  1. Жить напрасно, не принося никакой пользы. (Напрасно хлеб есть).
  2. Пожелание приятного и хорошего аппетита  (Хлеб да соль!)
  3. Необходимые  средства для жизни. (Хлеб насущный).
  4. Угощение. (Хлеб-соль).

Корреспондент 6: 

А теперь конкурс  «Знаете ли вы?»

-Сколько определений у слова хлеб в значении «пищевой продукт, выпекаемый из муки»? Назовите их. (Хлеб пеклеванный, белый, ржаной, пшеничный, чёрный, бородинский и т.д.)

В виде изделий какой-либо определённой формы бывает круглый хлеб или другие виды формового хлеба.

  1. Страничка вторая: «Хлебороб вчера».

«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд- даже самый грубый-возвышается до творчества».

                                                             А.М.Горький.

Корреспондент 6: 

   С детства знакомо нам слово «хлебороб», раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. Оба этих сложных слова в своей части имеют корень  хлеб- и в «Словаре русского языка» толкуются следующим образом:  «Хлебопашец-тот, кто занимается хлебопашеством, земледелец». Каким же был труд хлебопашца? В рассказе К.Д.Ушинского об осенних работах русского крестьянина мы находим следующие строки: «Работы у крестьянина осенью заметно убивает; но всё же он не  остаётся без дела. В начале осени нужно пахать и боронить, и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги. Свёзши хлеб, надобно его сушить в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах».

Корреспондент 7: 

     В отрывке из рассказа встречаются устаревшие слова. Они ушли из активного употребления в языке в связи с развитием сельского хозяйства, его механизацией, внедрением индустриальных технологий. Но знать их- значит знать историю своего народа. Выпишите их значения из словаря в тетрадь.

(Рига- молотильный сарай с овином, крытый ток для сушки зерна.

Овин- строение для сушки хлеба в снопах топкою. Главная его часть –яма, в которой разводился огонь ; над ямой- сушило или колосники, где на решётках надсаживаются снопы.

Цеп- ручное орудие для молотьбы, состоящее из длинной ручки и прикреплённого к ней ремнём короткого деревянного била.

Гумно-место, где ставят хлеб в кладях и где его молотят).

Корреспондент 8: 

 Часто эти устаревшие слова мы и сейчас встречаем в пословицах и поговорках. «Соберите» их правильно и запишите в тетрадь.

  1. Ни , овина, у господина, ни, нашего, ржи.
  2. Молотильщиков, гори, хоть, корми овин.
  3. Умна, свинья, у, гумна, и, богатого.
  4. Год, ленив, с, тому,  и, кто, сохой, плохой.
  5. Семеро, а, сошкой, один, ложкой, с, с.

Корреспондент 9:

  Чем отличается соха от плуга?  (Соха- шест,  жердь,  цельная лесина,  раздвоенная на конце, самое простое орудие пашни.

Плуг- самое тяжёлое пехотное орудие с широким металлическим лемехом ).

В.И.Даль в своём словаре поясняет различие этих сельскохозяйственных орудий так : «… соха разрывает , бороздит землю, а плуг поднимает, оборачивает пласт».

3. Страничка третья: «Хлебороб сегодня».

Ты на земле рождён. Заветом

Далёких предков суждено

Тебе всегда, зимой и летом,

Душою слышать: сей зерно!

                                                                   (М. Дудин)

Корреспондент 10:  

Ты, на земле рождённый, а высь ли

Глядишь на звёздное руно,

Или веленьем острой мысли

Спешишь в глубины –сей зерно!

Земля твоя! Она качала

Твоей судьбы веретено.

И нет конца, и нет начала

У вечной песни- сей зерно!

                                                    (М.Дудин)

Корреспондент 1:

 Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители почти 129 специальностей . Назовите эти профессии.

  1. Кто  выводит новые сорта пшеницы? (Селекционер).
  2. Кто  планирует весь цикл выращивания хлеба? (Агроном).
  3. Кто строит  машины для уборки хлеба? (Машиностроитель).
  4. Кто сеет хлеб, убирает его с полей? (Тракторист, комбайнёр).
  5. Кто  вывозит его с полей ? (Шофёр).
  6. Кто производит муку? (Мукомол).
  7. Кто удобряет посевы,  уничтожает вредителей на полях? (Лётчик сельскохозяйственной авиации).
  8. Кто  печёт хлеб? (Пекарь).
  9. Кто  продаёт его нам? (Продавец).

- Это только некоторые профессии людей, поставляющих нам хлеб.

Корреспондент 2: 

 Вчера-пахарь-сегодня механизатор. С разделением труда в сельском хозяйстве на смену пахарю (оратаю) пришли новые профессии: тракторист-машинист, комбайнёр, инженер по землеустройству, агроном-семеновед, энтомолог, почвовед и другие. Сегодня агроном-хозяин полей. Это специалист по агрономии, науке о законах полеводства. Расскажите  об этой профессии. (Рассказ корреспондента 3).

Корреспондент 4: 

Трудно представить себе сегодня работы на поле без трактора, а значит, без тракториста-машиниста. Появилась эта профессия довольно давно. Давайте обратимся к исторической справке. «Первые колёсные тракторы с паровыми машинами появились в Великобритании и  Франции в 1930 году, с 1912 года- в США, а потом и в других странах . В СССР первые тракторы стали выпускать в начале 20-х годов 20 века.  В русский язык это слово  пришло из английского языка в это же время».

-Что должен знать и уметь тракторист-машинист?  (Рассказ корреспондента 5).

Корреспондент 6: 

Труд современного земледельца воспет в стихах и песнях, пословицах, поговорках и загадках. Вспомните художественные произведения , посвящённые этому труду. ( Художественный фильм  «Трактористы»,  картины «Вечер на  полевом стане» и  «Золотая рожь», скульптура «Рабочий и колхозница» и т.д.).

А теперь –в русском народном творчестве.

(Тот же Савка,  да  в иных санках.

Идёт силач добывать калач.

Конь стальной овса не просит,

А сеет и косит.  (Трактор)).

Корреспондент 7:

   А теперь- конкурс «Знаете ли вы?»

  1. Какова  старинная мера веса хлеба? (Пуд-16.3 кг).
  2. Замените словосочетания с несогласованными определениями на согласованные:

-комбайн для уборки зерна (зерноуборочный):

-комбайн для уборки свёклы (свёклоуборочный);

-комбайн для уборки хлопка (хлопкоуборочный).

3) Что такое нива? (Нива-поле возделанное для посева или засеянное хлебом).

4) Что такое пары? (Незасеянное поле, оставленное «для отдыха» земли).

5) Дайте толкование слову «мелиорация». (Мелиорация-совокупность мероприятий по коренному улучшению земли. Это  орошение земель, осушение их.  Мелиорация  приводит  к устойчивым урожаям,  способствует рациональному использованию земель).

4. Обобщение.

-Вот и закрыли мы последнюю страничку нашего устного журнала. Сделайте вывод о том, как же приходит хлеб в наш дом. (Дети делают вывод).

-Давайте вспомним,  что мы сегодня узнали на уроке по разделу «Лексика» (по записям в тетрадях).

-Какие виды работы понравились вам больше всего?

-Что запомнилось? Что узнали для себя нового?

5. Домашнее задание: 

 найти в периодической печати заметки, стихи и др. о людях, выращивающих хлеб, и приготовить небольшое письменно сообщение, дав ему название. ( «заметка в газету»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Растем здоровыми"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...

Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"

Устный журнал был подготовлен  с учениками 8 класса и  их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....

Устный журнал "Ты и твое здоровье"

Устный журнал расскажет о том, какие факторы (положительные и отрицательные) влияют на здоровье человека и как сохранить и укрепить свое здоровье....

Устный журнал "Формула здоровья"

Мероприятие по здоровому образу жизни. Справка о вреде курения, алкоголя, наркотиков...

Устный журнал "Школьное обозрение" с презентацией

1. День Наума Грамотника. 2. Каникулы. 3. Тетрадкознание. 4. Доскоизучение. 5. Блицтурнир. Источник: Внеклассные мероприятия в 5-11 классах. Издательство "Учитель", Волгоград, 2007....

Устный журнал

Как подойти к выбору профессии...

"О пользе и вреде" Устный журнал.

Материал этого занятия посвящён проблемам здоровья, которые мы создаём для себя сами, используя вредные продукты, аксессуары и современные увлечения(компьютер, компьютерные игры)....