Существительные общего рода
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ондар Урана Анатольевна

План урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Существительные общего рода16.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 6 класс

Предмет: русский язык

Имена существительные общего рода

Цель: ознакомить учащихся с понятием «имена существительные общего рода».

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Упр. 280

   

  1. Изучение нового материала
  1. Актуализация знаний.

На доске написаны предложения:

Ты просто молодец! Плохо быть зазнайкой. Ну ты и непоседа!

*Непоседа – очень подвижный, суетливый, беспокойный человек (ребенок).

Зазнайка – человек, который зазнается.

Зазнаться – возгордиться, возомнить о себе, высказывая пренебрежение к другим.

- Как вы думаете, кому обращены эти слова? Можно ли их адресовать девочке? А мальчику?

  1. Работа над правилом.

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, давайте прочтем правило.

Некоторые существительные с окончанием –а (-я), обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюша, такая задира Таня.

*Задира – человек, который затевает ссоры, драки, забияки.

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: Врач Иванов и врач Иванова

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь о мужчине: Врач Иванов выписал рецепт, и в женском роде, если речь идёт о женщине: Врач Иванова выписала рецепт.

Определение-прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

- А теперь запишите в свои тетради, когда слова общего рода согласуются с прилагательными мужского рода.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Выполнение упражнения 286
  • Неумейка – (разг.шутл.) обычно в речи, обращённой к ребенку: человек, к-рый ничего не умеет.
  • Навар – жидкость, насыщенная варящимся в ней продуктом.
  • Бестолочь – бестолковый человек.
  • Лодырь – лентяй, бездельник.
  1. Выполнение задания.

Поставьте глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных существительных.

  1. Доктор Ирина Ивановна (пригласить) в кабинет очередного больного. 2. Врач Смирнова (выписать) рецепт. 3. По оживлённым лицам по одобрительным репликам архитектор Нина Николаевна (понять) что проект принят. 4. Молодой агроном Анечка (сортировать) семена. 5. Профессор Рождественская (взойти) на кафедру и (обратиться) к студентам с приветствием.

  1. Итог урока

Учащиеся, получившие индивидуальное задание на карточках, сдают его учителю.

Домашнее задание: упр. 288


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Имена существительные общего рода, 6 класс

Презентация может быть использована на уроке по теме "Имена существительные общего рода". Материал предназначен для учащихся 6 класса....

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Ознакомить учащихся с понятием существительное общего рода. Развивать умении в определении общего рода; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; уметь находить их в тексте, определять род....

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...