Главные вкладки

    Урок с элементами игры - презентация. "Существительные общего рода" 6 класс
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Урок с элементами игры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon o.u.v_6_klasse.doc45.5 КБ
    Office presentation icon kopiya_kopiya_6_klass.ppt1.77 МБ
    Office presentation icon 6_klass.ppt2.12 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.

    (урок с элементами игры – презентация)

    Цель урока:

    дать понятие о существительных общего рода;

    развитие умений в определении рода и употреблении их в речи;

    развитие речи учащихся и воспитание любви к родному языку.

    Оформление доски:

    на доске записаны предложения

    схема                 род

                           

                                   пол

                       мужской       женский

                             ХОД УРОКА

    Организационный момент. Подведение к новой теме.

    Сообщаются тема, цель урока.

    Фронтальный опрос:

    - Что такое род? (грамматическое значение)

    - Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода?     (знаменательные)

    - Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)

    - Сколько родов в русском языке? (называют)

    2. Повторение пройденных тем:

    Задание: распределить имена существительные по родам в три столбика. Записать слова в именительном падеже, единственном числе.

        Под диктовку учителя 3 ученика работают у доски, остальные - в своих тетрадях.

              Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умницы.

    - Молодцы, ребята! Мы еще вернемся к слову «умница», а теперь посмотрим на доску.

    З. Изучение новой темы.

     На доске записаны предложения. Отгадайте, о ком идет речь – о мальчике или девочке.

    “Умница!” - сказала мама.

       

         “Что же ты за непоседа!” – воскликнула      

       бабушка.

    “Ну и копуша же ты!” - не выдержал отец.

    - Как по-вашему, можно ли определить, к кому относятся эти слова?

    - Что обозначают данные слова?

    (Качества людей, лица мужского и женского пола).

    Вывод: УМНИЦА, НЕПОСЕДА, КОПУША – слова общего рода. Это имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду. Такие существительные называются существительными  ОБЩЕГО рода.

        - Можно ли определить их род? (добавляются опорные слова)

    “Умница, Танюшка!” - сказала мама.

    “Что же ты за непоседа, внучок!” - воскликнула бабушка.

    “Ну и копуша же ты, Степа!” - не выдержал отец.

    Вывод: Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода. ( обращаются к схеме)

    - Определите род у слов:

    Врач, директор, хирург, биолог, агроном.

    (слова м.р.)

    - Что обозначают данные слова?

    (профессии, должности)

    - Как вы думаете, могут ли эти слова стать ж.р.? Если да, то, каким образом?

    Вывод: Некоторые существительные м.р., называющие лиц по профессии, по роду занятий, обозначают, как лиц мужского, так и женского пола.

    4. Закрепление изученной темы.

     Проверяем себя. Почитаем правила §41, стр. 91 – 92.

    5. Физкультминутка.

    На болоте две лягушки,

    Две веселые квакушки

    Утром рано умывались,

    Полотенцем растирались,

    Вправо, влево наклонялись

    И обратно возвращались.

    Вот здоровья в чем секрет

    Всем друзьям: “Физкультпривет!”

    Игра «Третий лишний»

    - Перепишите слова с экрана, подчеркните «лишнее» слово.

    Ябеда, плакса, яблоня.

    Непоседа, карандаш, неряха.

    Забияка, клякса, плакса.

    Письмо от Совушки

    - Обозначьте род выделенных имен существительных. Допишите окончания прилагательных.

    Миша – больш… забияка.

    Сережа – кругл… сирота.

    Марина – удивительн… забияка.

    Работа по вариантам

    1 В. – записать предложение, где выделенное слово относится к м.р.

    2 В.  - записать предложение, где выделенное слово относится к ж.р.

    Поставьте глаголы в прошедшем времени.

    Дежурн.. доктор Смирнова (выписать) рецепт.

    Молод.. агроном Виктор (сортировать) семена.  

    Грамматическая задача

      По значениям слов угадать слова общего рода, имеющие положительную эмоциональную окраску.

    Очень трудолюбивый, старательный человек (трудяга, работяга), умный человек (умница), неопрятный, грязный человек (грязнуля), тот, кто много и часто плачет (плакса), рассеянный, невнимательный человек (разиня), человек, который зазнается (зазнайка).

      Таким образом, слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола.

    6. Подведение итогов урока.

    - Что нового узнали на уроке?

    - Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

    Домашнее задание:  а)§41. Упражнение 232 (письменно).

                                         б) Словарная работа. Найти значение слов невежа и

                                         невежда по толковому словарю. Придумать с этими

                                         словами предложения, применяя их к лицам мужского и

                                         женского пола.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока:

    Слайд 2

    Задание: поставьте имена существительные в единственном числе и распределите их по родам в три столбика. Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умница. Умница - ?

    Слайд 3

    Новая тема Задание: отгадайте , о ком идет речь – о мальчике или девочке. “ Умница!” - сказала мама. “ Что же ты за непоседа!” – воскликнула бабушка. “ Ну и копуша же ты!” - не выдержал отец. Как можно определить, к какому роду относятся слова умница, непоседа, копуша ? Что обозначают данные слова?

    Слайд 4

    - А теперь можно ли определить род? “ Умница, Танюшка!” - сказала мама. “ Что же ты за непоседа, внучок!” - воскликнула бабушка. “ Ну и копуша же ты, Степа!” - не выдержал отец.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетный урок с элементами туризма для учащихся 6-го класса.

    Задачи: 1.     Познакомить с понятием «Туризм».2.     Развивать ловкость, силу, быстроту, сообразительность.3.     Привить любовь к ту...

    "Здоровая еда" - урок с элементами игры, 6 класс

    Комбинированный урок с элементами игры посвящен  здоровому образу жизни и  пропаганде отказа от вредных привычек....

    План-конспект обобщающего урока с элементами игры Тема: «Эти забавные животные»

    Цель: Закрепить знания о животных, привить любовь к природе. Средства обучения: Проектор, микроскопы, таблицы, карточки о животных, выставка книг о животных. План урока:Вводное слово у...

    СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА. (урок с элементами игры – презентация)

    Тема: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.(урок с элементами игры – презентация) Цель урока:Научиться находить существительные  общего рода....