Урок русского языка по теме "Односоставные предложения"
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Грек Ольга Тимофеевна

Презентация к уроку русского языка по теме  "Односоставные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_po_teme.ppt563 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по теме «Односоставные предложения» 8 класс Разработала: Грек Ольга Тимофеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 368

Слайд 2

Тип урока – комбинированный, объяснение нового материала Цели урока: а) познакомить с видами односоставных предложений, научить различать их по значению и способам выражения основы в них; б) развить умение видеть такие предложения в составе сложных; в) вызвать интерес к урокам русского языка

Слайд 3

Синтаксическая разминка Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны. Расшумелись на лугу. С. Есенин - Сколько в этой строфе предложений? - Найдите в каждом из них грамматическую основу. - Чем отличаются эти предложения? Вывод: эти предложения односоставные и двусоставные.

Слайд 4

Виды односоставных предложений Осень. Ноябрь. Вечер. Найдите основы предложений. Чем они выражены? В какой форме? Вывод: Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем.

Слайд 5

Люблю гулять в лесу ранней осенью. Будем слушать тихую музыку. Найдите основы предложений. Чем они выражены? Какой формой глагола? Поскольку в предложениях нет подлежащего, можно ли увидеть (определить), какое лицо совершает действие? Вывод: Определённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица ед. и мн. числа изъявительного и повелительного наклонения.

Слайд 6

Во дворе играют в волейбол. С утра молотили пшеницу. Найдите основы предложений. Чем они выражены? Какой формой глагола? А здесь можно увидеть (определить), какое лицо совершает действие? Вывод: Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.

Слайд 7

Чужим умом не проживёшь. Найдите основу предложения. Чем она выражена? Какой формой глагола? Можно ли увидеть(определить), какое лицо совершает действие? Вывод: Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 2 лица ед.ч. или 3 лица мн. ч. изъявительного наклонения. Эти предложения типичны для пословиц.

Слайд 8

Вечерело. Найдите основу предложения. Чем она выражена? Может ли быть в таком предложении подлежащее? Чем выражено сказуемое? Вывод: Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое выражается безличным глаголом, безличной формой личного глагола, нет, не было, начальной формой глагола, вспомогательным глаголом + начальная форма глагола, было (нул.св.) + наречие, было (нул. св.) + краткое страдательное причастие среднего рода.

Слайд 9

Виды односоставных предложений Алгоритм – схема Найти главный член предложения подлежащее сказуемое назывное Определи, чем оно выражено Гл.1 и 2 л. наст. и буд. Гл. 3 л. мн.ч. Гл. 2 л.ед.ч. Безл.гл., не было, ед. и мн. ч.,повелит. наст. и буд. и 3 л. мн.ч. Безл.ф.личн.гл., накл. вр. мн.ч. Нет, н.ф.гл., прош.вр. Вспом. гл.+н.ф.гл., (О/Л) (Н/Л) (ОБ/Л) было(нул.св.)+нар., было(нул.св.)+кр.прич.ср.р. (Б/Л)

Слайд 10

Игра «Кто быстрее назовёт?» Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено: Словом НЕТ Глаголом множественного числа прошедшего времени Кратким страдательным причастием в среднем роде Глаголом 1 лица будущего времени Неопределённой формой глагола Наречием Глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени Глаголом в повелительном наклонении Личным глаголом в безличном значении Глаголом 2 лица настоящего времени Сочетанием вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола А если в предложении только подлежащее?

Слайд 11

Самостоятельная работа (теория) Задание: после 5-минутной самостоятельной работой со схемой алгоритма воспроизведите её на отдельном листочке и обменяйтесь с товарищем по парте, проверьте и оцените работу.

Слайд 12

Объяснительный диктант. Начинает светать. Слышно, где-то звонят в колокола. Вижу высокий тёмно-зелёный остров. Пеной кипит вокруг него озеро-море. Видны проливы, камни, леса. Древностью веет от тёмных камней. Из-за скалистого мыса открылся Монастырский пролив. Слева замечаю каменный островок. На нём молочно-белая церковка и гранитный крест. Это Никольский скит. Он бодрствует на водах, благословляя входящих, указывая путь. Воздух на острове смолистый, вязкий. Небо затягивает облаками. Но на душе благодатно. ЗАДАНИЕ: Спишите, найдите односоставные предложения, подчеркните грамматическую основу .

Слайд 13

Старый Валаам

Слайд 14

Выборочный диктант Задание: выписать основу, определить, чем она выражена и какой это вид односоставного предложения. 1. Любуемся чудесной картиной осенней природы. 2. Родину себе не выбирают. 3. Воспитывайте свой вкус. 4. Мне стало душно. 5. В дверь несмело постучали. 6. В лесу голо и сумрачно. 7. Сижу за решёткой в темнице сырой.

Слайд 15

Самопроверка 1. Любуемся – 1 л. мн.ч., опр / лич. 2. Не выбирают – 3 л. мн.ч., наст. вр., неопр / лич. 3. Воспитывайте – 2 л. мн.ч., повел. накл., опр / лич. 4. Стало душно – гл-связка + нар., безл. 5. Постучали – 3 л. прош. вр., неопр / лич. 6. Голо, сумрачно – нул. св. + нар., безл. 7. Сижу – 1 л. ед.ч., опр / лич.

Слайд 16

Творческая работа по развитию речи Задание по выбору: придумать односоставные предложения с теми же глаголами и той же формой их выражения по аналогии с предложениями, продиктованными в выборочном диктанте; придумать односоставные предложения с заменой глагола – сказуемого, но с той же формой его выражения.

Слайд 17

Самостоятельная работа ( практика) Задание: установите соответствие: Предложение: Вид подчёркнутого предложения: 1) Вот дом, который построил Джек. (С.Маршак) а) определённо- личное 2) Вам бы здесь до осени пожить , чтобы здоровье поправить.(А.Чехов) б) неопределённо – личное 3) Бродишь часами , не замечаешь, как время летит. (И.Тургенев) в) обобщённо- личное 4) Ты прав, мой друг, люблю родных . (Н.Рылеев) г) безличное 5) Рука у Лёни ещё болела, на паровоз его не допускали . (В.Панова) д) назывное

Слайд 18

Самопроверка 1 2 3 4 5 д г в а б

Слайд 19

Подведём итоги С какими видами односоставных предложений мы познакомились на уроке? Что объединяет определённо – личные, неопределённо – личные, обобщённо – личные и безличные предложения? Как называют предложения с одним главным членом – подлежащим?

Слайд 20

Спасибо за урок! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Односоставные предложения в лирике С.Есенина"

В данной презентации на примере лирики С.А.Есенина рассматриваются различные виды односотавных предложений....

Урок русского языка Тема: « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»

Урок русского языка для учащихся 8 класса по теме  « Предложения неопределенно-личные. Р.К. Работа с текстами из произведений кубанских писателей»...

Урок русского языка "Бессоюзные предложения"

Тема "бессоюзные предложения", на мой взгляд, трудна для учащизся тем, что содержит в себе множество пунктации, а также интонации, которая так важна при прочтении  и усвоении знаний по этой теме....

Урок русского языка "Сложное предложение"

Урок - смотр знаний. Повторение видов сложного предложения, интересные задания на перестройку разных осложнённых предложений. Все предложения для урока подобраны на одну тему "Судьба"...

урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе

Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....