Сложносокращенные слова
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

 Бусс Нина Ивановна

Данный конспект урока неоднократно использую для уроков в 6 классе.Получается некий мини-проект в конце урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slozhnosokrashchennye_slova.zip389.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Выборга

План-конспект урока русского языка в 6 классе

Составитель: Бусс Нина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Тема: «Сложносокращённые слова».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

  • Цели урока: рассмотреть грамматический феномен «сложносокращённые слова» с точки зрения  словообразования, орфоэпии,  орфографии и лексики (повторить, узнать, применить)

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

- ознакомить учащихся со сложносокращёнными именами существительными;

- научить определять род сложносокращённых имён существительных;

- формировать навыки опознавания, правильного написания и употребления в речи сложносокращённых имён существительных;

 - закрепить полученные знания на практике.

- развивать речевую, мыслительную деятельность; умение рассуждать и применять данные  знания на практике

 

- воспитывать познавательную активность;

-организация активной мыслительной деятельности учащихся;                                                     - воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать, какие существительные в русском языке называются сложносокращёнными;

как произносятся такие слова;

как определить их род;

что такое аббревиатура;

понимать, зачем нужны в устной и письменной речи сложносокращённые слова и уметь использовать их.

Познавательные УУД:

Умение работать с учебником, ставить  и решать проблемы;

развивать память и внимание;

регулятивные:

умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные:

умение работать в группе, осуществлять сбор информации, владение разными формами речи.

Осознание значимости личности человека, его достоинств; воспитание нравственных качеств: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, способность слушать других, а также воспитывать интерес к изучению русского языка.

Основные понятия: сложносокращённые имена существительные, аббревиатуры.

Необходимое оборудование и материалы

-компьютер,

-мультимедийное оборудование,

 - презентация к уроку,

- рабочий лист для каждого ученика по теме «Сложносокращённые имена существительные»,

-ватман

Формы работы учащихся:

самостоятельная работа, фронтальная работа, , взаимопроверка, индивидуальная,

работа с учебником.

Методы работы: наглядный, словесный, поисковый.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. (Рассаживание детей по группам с помощью цветных смайликов, которые раздаются при входе в кабинет)

-Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбки, вместе настройтесь на успех и взаимопомощь

Личностные УУД

( создание психологического комфорта на уроке)

2. Мотивация и целеполагание

(Региональный компонент)

-Мне сказали, что вы все знаете по сложным словам. Гуляя по городу, я увидела вывески. Что они обозначают, как правильно говорить : ВТБ24  пригласил или пригласило?

Поможете разобраться?

-Что будем изучать?

(образование новых слов)

– Сформулируйте тему  урока. (Сложносокращённые слова).

- Каковы цели нашего урока?

-повторить

-узнать

-применить

-Запишите тему урока на рабочий лист.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цели урока.

3. Постановка проблемы

ГДЕ?

КАК?

ЗАЧЕМ?

  • Каковы основные правила употребления сложносокращенных слов?
  • Зачем они нам?
  • Как они образуются?
  • Где применяются?

Познавательные УУД

Умение анализировать ситуацию и формулировать проблему (разрыв между знаниями)

Коммуникативные УУД

Формирование навыков речевой деятельности

4.Открытие новых знаний

(формулировка понятия)

Попробуйте сформулировать определение «сложносокращенные слова».

Найдите его в учебнике и сравните. Какие  из слов помещены у нас в учебнике перед определением?

Учитель вводит  термин аббревиатура для сложносокращённых слов.

Чтение определения аббревиатуры на слайде (записать на карту)

Познавательные УУД

1.Коммуникативные

2.Работа с определением

5.Работа с карточками. Составление кластера

Прочитайте правильно сложносокращенные слова и выберите из предложенных способ их образования _на магнитной доске их разместим в виде кластера

Вывод: на какой вопрос мы можем ответить?

Похлопали себе

Мы молодцы

Познавательные УУД

Умение выбирать  вариант из предложенных и аргументировать, составление кластера

6.Этап опробирования.

 Образование сложносокращенных слов (вырезание и приклеивание)

Защита проектов

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать,  делать выводы.

Личностные результаты

1. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

7. Физкультминутка

Наши ручки

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем, А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

8.Функция СС

Экономия времени

Общедоступность

Зашифровка

Экономия места

9. Составоение алгоритма( новые знания)

Прочитайте статью в учебнике  с. 122 и на плакате  составьте  алгоритм действий, как определяем род и число СС. Защита результатов( коллективное)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Пользоваться разными видами и приёмами чтения, вычитывать все виды текстовой информации.

10. Работа со схемой (закрепление знаний)

Соедините стрелками СС и прилагательные, упр. 222

11. Итог урока.

Рефлексия.

1. Вопросы:

1. Какую цель мы ставили в начале урока?

2. Достигли мы её?

Работа со шкалой знаний

2. Оценки за урок.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

12. Домашнее задание.  

 Задание по группам:

1. Сочинить лингвистическую сказку о сложносокращённых именах существительных.

2. Понаблюдайте за окружающим миром. Найдите  сложные и сложносокращённые

слова, составьте с ними небольшой рассказ по теме «Сложные и сложносокращённые

слова живут рядом».

3. Работа на сайте http://learningapps.org/display?v=pvxoxs4mc01

Так как урок давался в школе с английским уклоном, то ребятам было оставлено в классе задание расшифровать вот такие аббревиатуры.

                                                                       Самоанализ.

        Считаю, что мой урок проведён в соответствии с критериями, предъявляемыми к урокам, где осуществляется системно-деятельностный подход, и  в соответствии с ФГОС.

Цель урока достигнута, т.к функции учителя в открытии нового знания были переданы ученику. Главное на моём уроке – это способы действия. Расширена понятийная база. Об этом говорят предметные результаты, полученные на уроке. Дети хорошо справились с самостоятельной работой, усвоили  тему «Сложносокращённые слова».

На уроке использовались задания репродуктивного (работа с учебником) и продуктивного характера. упражнение в чтении примеров аббревиатур (без транскрипции) – продуктивный характер.

Урок был построен так, чтобы дать детям возможность  осуществить рефлексивное действие. Дети делали самооценку,  самоконтроль, обнаруживали незнание, находили причины затруднений. Этапы урока – мотивация и целеполагание на основе регионального компонента,  формулирование основных вопросов(проблема), открытие новых знаний (составление кластера),закрепление материала и образование слов (деф-ое задание), составление алгоритма правописания сложносокращённых слов,  самостоятельная работа– всё это, вместе взятое, способствовало развитию регулятивных умений.

На протяжении всего урока обращалось внимание формированию  коммуникативных умений. На это нацеливал этап  мотивации, работа в парах, работа в команде, умение строить диалог с учителем.

Формы работы учащихся:

самостоятельная работа, фронтальная работа, , взаимопроверка, индивидуальная,

работа с учебником.

Методы работы: наглядный , прогблемно-поисковый, беседа, языковой анализ

Приложение

«Респу́блика ШКИД» — приключенческая, отчасти автобиографическая, детская повесть Григория Белых и Л. Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШкИД), написанная в 1926 и изданная в 1927 году. Персонажи, прототипами которых послужили сами авторы, носят в повести имена Григорий Черных (прозвище — Янкель) и Алексей Пантелеев (Лёнька).

Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова.

– Как зовут заведующего?

– Виктор Николаевич.

– А почему же вы его не сократили? Уж сокращать так сокращать. Как его фамилия?

– Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек.

– Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо.

– И правда, дельно получилось.

– Ай да Цыган!

– И в самом деле, надо будет Викниксором величать




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложносокращенные слова.Презентация к уроку

Презентация к уроку в 5 классе "Сложносокращенные слова"...

"Сложные и сложносокращенные слова" (6 класс)

Урок русского языка в форме интеллектуального марафона...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: "Сложносокращенные слова"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учебника под редакцией Т.А. Ладыженской и др. Урок был проведен в кадетском классе, материал к уроку подобран с учетом специфики класса....

Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс

Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс...

Технологическая карта с учетом требований ФГОС урока русского языка в 6 классе по теме "Сложносокращенные слова", учебник для 6 класса Ладыженской Т.А.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложносокращенные слова " в 6классе  предназначена для уроков с учетом ФГОС.  Это урок-исследование, где формируются универсальные учебные...

Сложносокращенные слова

Сложносокращенные слова...