Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе в рамках ФГОС  по теме:«Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Урок русского языка в 5 классе

 в рамках ФГОС

«Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)сформировать представление о способе выбора написания А-О в корнях  - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -

научить умению распознавать слова с чередующимися гласными А-О в корнях - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -  и комментировать условия написания;

2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;    

 3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

4) развитие мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Необходимое оборудование: учебник, маршрутные листы

Ход урока

1.Постановка учебной задачи.

 Здравствуйте, ребята!

   Наш сегодняшний урок предлагаю начать со следующего высказывания

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться».

  Какова главная мысль этого высказывания? Как вы понимаете? Давайте договоримся, что отныне это высказывание станет девизом нашего  класса.

Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное. Поэтому внимательно слушайте и запоминайте каждое слово. Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка.

С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют).

(проверяемая безударная гласная в корне слова, непроверяемые гласные и согласные в корне слова, буквы – о – а в корне –лаг, - лож, ======)

Сейчас проведем небольшую игру под названием  “Составь слово ”. Эта игра направлена на развитие ваших навыков по выделению морфем в слове и повторению изученной орфограммы.

Предутренний - приставка

Поговорить – приставка

Слагаемое – корень

Решать - суффикс

Писал - суффикс прошедшего времени глагола

Собирала – окончание

(Предполагала)

Учитель: Получившееся слово разберите по составу.

С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-). Расскажите о правописании гласных о-а в корнях –лаг – лож-.

Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:

Тр..пинка, пол..гаться, разгл..деть, прил.жить, р..стения, пол..жение, водор..сли, выр..щивание, р..сковать, прил..гательное, прил..тел, возр..ст.

Все  справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? ( Мы не знаем, куда записать несколько слов)

Может, мы чего-то не знаем?  (Как правильно написать слова с корнем - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -)

Итак, какова наша с вами учебная задача? (Научиться правильно писать слова с корнем -раст-, -рос-)

Что нужно уметь, чтобы решить поставленную задачу? (Выделять корень, определять значение корня – подходит ли слово к данному правилу, знать условия выбора букв А, О).

  Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока).  

( Правописание О – А  в корнях РАСТ, РАЩ, РОС)

Запишите  в тетради тему  нашего урока

«Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

2. «Открытие нового знания».

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -?  (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.

Взрастить, подрастать, вырастать, поросль, выросла, заросли, выращивать, выращенный, приращение

Все ли справились с заданием? (да).  Итак, выполнив это задание, давайте сделаем вывод:

В словах русского языка есть такие корни:

РАСТ

РАЩ

РОС

Они встречаются в похожих по смыслу слова, например:

РОСЛИ

РАСТИТЬ

ВЫРАЩЕННЫЙ

РОСТОК.

Но почему-то в них пишутся разные гласные то А, то О

 Так, от чего зависит правописание букв А-О в корнях - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

3.Первичное закрепление.

  -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче  запомнить правило.

( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

(выделить корень;  подчеркнуть согласную корня: перед  «СТ» и «Щ» -  пишем  «А», а перед «С» - «О»).

А теперь  откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).

Ребята, обратите внимание на слова-исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль. Запишите их в тетрадь. Написание этих слов нужно запомнить. Значение каких слов  вам не понятно?

Ученик: Ростовщик, отрасль.

Учитель: Какой словарь поможет нам разобраться?

Ученик: Толковый.

(Итак, Кирилл у нас выполнял  индивидуальное задание дома и сейчас он зачитает    толкования данных слов).

Учитель: Давайте составим с ними словосочетания и запишем в тетрадь.

(жадный ростовщик, нефтяная отрасль).

 Выполним упражнение на новое правило  из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС - и осуществляют взаимопроверку.

ВЫВОД:  Корнем командует его конечная согласная. Самый простой способ запоминания: необходимо запомнить эти корни и исключения.

ФИЗМИНУТКА

4.Тренировочные упражнения.

Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Работа с текстом 

Р_сти, р_сти яблонька подр_стай.

Цв_ти, цв_ти яблонька ра_цв_тай!

З_л_тое2 солнышко жарче грей!

Выр_стайте яблоки1 поск_рей!

Р_сла, р_сла яблонька, подр_сла.

Цв_ла, цв_ла яблонька, отцв_ла2.

Отр_хнула яблонька свой наряд,

И поспели яблоки для ребят4.

Классу: списать, расставить знаки препинания, выделить корни с чередованием

Чтобы  проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

Предлагаю написать буквенный диктант (а-о).  Если ученики правильно написали буквы в продиктованных словах, значит, они усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.

Записываем под диктовку слова, выделяем корень, подчеркиваем гласную в корне.

Растение, выросли, разрастается, отрасль, растущий, подросли, отросли, дорасти, заросли, росток, переросли, выращенный, зарасти, сращение, прорастет.

6.Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -  ( расти, отросла выращивать и т.д.).

7. Домашнее задание по выбору:

1. Выполнить упражнение из  учебника.

                                                    

 2. Составить карточку для соседа на изученное правило.            

       (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

                                                     

3. Написать небольшой рассказ «Удивительный мир  растений»,

    Употребляя  слова и словосочетания с корнями - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС-.

                                                     

4. Придумать свой текст, состоящий только из слов – исключений   этого правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...