урок фразеологизм
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Нежурина Наталья Владимировна

Урок с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МОУ  ООШ № 2 г. Алзамая Шаматова Татьяна Андреевна

Урок по теме «Фразеологизмы» в 6 классе

«Языковые самородки»

Цели:        1. Выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;

2. Углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;

3. Формировать речевые умения, обогатить речь детей;

4. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;

5. Развивать творческие способности обучающихся;

6. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Ход.

Учитель: (Слайд 1) Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться? Как вы понимаете выражение  : « Языковые самородки»? ( ответы детей) Давай те вместе  раскроем смысл этого выражения

         Мы над этой проблемой будем работать по группам, я думаю, что в конце урока мы дадим точный ответ на этот вопрос.

      Что образуют слова, соединяясь друг с другом? (Ответы детей)

       Правильно, словосочетания.

                 Одни словосочетания бывают свободные,  другие  несвободные.

                 (Слайд 2)

Задание 1: Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в  несвободной.

1.Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела.(Л. Толстой)

2.Он смазал больное место йодом.

                 Прочитайте еще раз предложение с неделимым словосочетанием и определите, какое оно имеет значение.

                 Да, больное место – это то, что более всего волнует, беспокоит.

       Так что же такое фразеологизмы? (Ответы детей) (слайд 3)

Учитель: Давайте вместе разберем фразеологизм пустить пыль в глаза. Как видите, он лексически неделим (можно, конечно, использовать отдельные слова, но тогда фразеологизма не будет). Далее, он целостный по значению, то есть имеет одно общее значение «создать ложное впечатление о себе у кого-либо, представляя себя, свое положение лучше, чем есть на самом деле». И, наконец, в этом значении фразеологизм воспроизводится в речи как готовая единица. Это значит, что вы берете готовый фразеологизм, а не составляете его заново.

Задание 2:  Разберите фразеологизмы бить баклуши, реветь белугой, дело в шляпе. Можно ли их разделить? (Ответы детей)

      Да, они целостные по значению. А откуда же они к нам пришли?   (Слайды 4,5,6,7, 8)

Учитель: А сейчас выполним задание по группам. (слайд 9)

 

Задание 3:  Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы (используйте словарь)

I группа  -  положа руку на сердце, очертя голову, диву даваться

II гр.- держать камень за пазухой, как пить дать, зубы скалить

III гр – спустя рукава, водить за нос, во весь дух

Учитель: Молодцы,  ребята. Работаем дальше. (слайд 10)

Задание 4 (по группам): Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота.

I гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки, когда говорите ,что эта книга плохая.

II гр. – Он долго решал эту задачу и в конце концов окончательно (вошел, стал) в тупик.

III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.

Учитель: Встречались ли вы в разговорной речи с фразеологизмами?  (слайд 11)

Задание 5: Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами.

I гр. – мурашки по спине бегают.

II гр. – хоть лопни.

III гр – не видеть света белого.

Учитель: Подведем итог нашей совместной деятельности на уроке.   Продуктом нашей работы будет «Живая газета».

                 

Творческое задание каждой группе:

Вы должны изобразить  фразеологизм в виде рисунка на ватмане, так, чтобы ребята угадали, какой изображен фразеологизм.

Посмотрим, что у вас получилось.  (Оценка работ)

Так почему же так назван наш урок «Языковые самородки»?    (Ответы детей)

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассказ, используя фразеологизмы. (Слайд 12)

Учитель:    (Слайд 13) Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук.  Молодцы!

Используемая литература:

  1. Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных. – М: МИЧ при участии АО Столетие, 1998.
  2. Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008
  3. Москвин А. Школьный фразеологический словарь русского языка, - М: Центрполиграф, 2006.


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

по теме «Фразеологизмы, их роль в речи»

Орлова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ – СОШ с. Малиновка

Цели урока:

  1. повторить и обобщить изученный материал по разделу «Фразеология»;
  2. расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к языку;
  3. формировать навык работы с микротекстом.

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

        Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не разольешь.

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши вянут.

- Что же объединяет эти четверостишья?

                (Фразеологизмы).

        - Какова тема нашего урока?

                (Фразеология )

- Ребята, сформулируйте цели нашего занятия.

Учащиеся: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеологизмы, их роль в речи». Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в своей речи.

Правильно, а также  мы будем продолжать готовиться к ЕГЭ. С чего и начнем.

     III. Лингвистическая разминка

Задание 1.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

  1. в аудитории началась дискуссия.
  2. у меня возник интерес к этой проблеме.
  3. требуются конкретные примеры.
  4. мы имели в виду главным образом его словарный запас.

Задание 2

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. лягте (на пол)
  2. их работа
  3. горячие супы
  4. шестистами учениками

Задание 3

Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, незаметный»

1) волк в овечьей шкуре

2) тише воды, ниже травы

3) вольная птица

4) заячья душа

Задание 4

В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) два сапога пара, одного поля ягоды, одним миром мазаны

2) душа уходит в пятки, душа в душу, душа нараспашку

3) выжимать соки, драть шкуру, тянуть жилы

4) прощупывать почву, закидывать удочки, пустить пробный шар

Задание 5

Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) капля в море, хоть пруд пруди

2) воспрянуть духом, повесить голову

3) за тридевять земель, рукой подать

4) бить баклуши, лодыря гонять

Задание 6

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. по..кладка, о..бойный, на..строчный
  2. пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
  3. отб..рает, орнам…нт, прогр..ммировать
  4. бар..ерный, с..язвить, обез..яна

Задание 7

Определить тип подчинительной связи в словосочетании.

Заснувший ребенок

Выглядеть по-новому

Поделиться с другом

Задание 8

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Седой старик (1) в годы войны (2)  которому (3) было (4) только девятнадцать лет (5) рассказывал подробности этого сражения.

  1. 2,4,5          2) 1,5              3) 1,2,4,5              4) 1,3

Самопроверка (Слайд № 2-9)

IV. Практическая часть.

- Что такое фразеология?

        (Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.Фразеологизм или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов)

        - На уроке мы обобщим и систематизируем материал по данной теме. Изучение фразеологизмов поможет обогатить вашу речь.   

Хорошо, мы повторили теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдем к практической части.     

- Сегодня мы работаем в группах, выберите, пожалуйста, ответственного.

        - Прежде чем приступить к работе, вспомним правила для учащихся, работающих в группах.

 

«Правила работы в группах» (Слайд №10)

        Правила для учащихся, работающих в группах.

         1. Критикуй идеи, но не человека.

        2. Поощряй участие каждого в обсуждении

        3. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.

        4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.

        5. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай.

         6. Ищи рациональное в высказываниях других. 

        - Прошу подойти ко мне по 1 человеку от каждой группы. На столе – конверты с заданиями. Пожалуйста (Ученики берут конверты).

  1. Фразеологизм и его признаки

                  

 Задание 1.

         1 группа.  Определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами.  Распределите в два столбика.

        1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Человек остановился и дал ему прикурить. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. 3. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. 4. Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.

        2 группа. Замените слова подходящими по смыслу фразеологизмами.

        Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал ; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

        Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

        

3 группа. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.

        (Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).       

   

        - Итак, закончили работу. Проверим. (…) Какие знания надо было применить, чтобы выполнить задание?

                (Знать признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний)        

         - Чем же отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?

(Ответ учеников)

(Слайд № 11-12)

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

1. Любое слово можно заменить другими словами.

1. В их составе НЕЛЬЗЯ заменять слова по своему желанию.

2. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.

2. Слова ТЕРЯЮТ свою смысловую самостоятельность.

3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.

3. Не создаются в процессе речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.

    

  Задание для всех групп. Фразеологизмы часто совпадают по лексическому составу со свободными словосочетаниями, существенно различаясь по значению. Составьте с каждым из приведенных словосочетаний по два предложения. В одном используйте словосочетание как фразеологизм, а в другом – как свободное словосочетание.

         лед тронулся, проглотить язык, перегибать палку.

  1. Вспомним какие бывают фразеологизмы с точки зрения стилистической окраски (Слайд№13)
  • Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (замкнутый круг, знай себе цену);
  • Книжные - употребляются в книжных стилях (зондировать почву, камень преткновения);
  • Разговорные - в устной форме (глаз радует, сквозь зубы);
  • Просторечные - сниженные, грубые (дурить голову, клёвое дело)

Задание для групп.

Задание1.Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька - тот с поросятами убивается. (М. Зощенко). Ответ: с жиру бесятся (просторечный).

Задание2.Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

«У тебя же золотые руки! - скажут ему. - Ты бы мог знаешь как... жить!»

( В. Шукшин)

Ответ: золотые руки (нейтральный).

Задание3. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.

Кто держится на своих ногах, живет свои умом, пути своей жизни не кривит - у того человека своё отдельное место в жизни и на земле. (В. Астафьев) Ответ: живёт своим умом (разговорный).

  1. Физминутка (каждая группа показывает фразеологизм)
  2. Фразеологизмы в речи.

Задание 1

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки

Задание  2

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода

Задание 3

Установите, какой художественный прием (гипербола, литота, сравнение) лежит в образной основе фразеологизма.

Как кошка с собакой (сравнение), капля в море (литота), золотые горы (гипербола), хвататься за соломинку (литота), вырос до неба (гипербола), как банный лист (сравнение), с маковое зернышко (литота), как за каменной стеной (сравнение), море удовольствия (гипербола)

5. Творческое задания (Слайд№14)

 Определить автора крылатого выражения

1) Принцесса на горошине. (Х.К.Андерсен)

2) Мертвые души.(Н.В.Гоголь)

3) Рожденный ползать – летать не может. (М.Горький)

4) А судьи кто? (А.С.Грибоедов)

5) С чувством, с толком, с расстановкой. (А.С.Грибоедов)

6) Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов)

7) У сильного всегда бессильный виноват. (И.А.Крылов)

8) Герой нашего времени. (М.Ю.Лермонтов)

9) Любви все возрасты покорны. (А.С.Пушкин)

10) Мы все учились понемногу,

       Чему-нибудь и как-нибудь. (А.С.Пушкин)

11) Не хочу учиться, а хочу жениться. (Д.И.Фонвизин)

12) Нет повести печальнее на свете (В.Шекспир)

6. Работа с текстом

Ребята получают распечатанный текст. В тетрадь они выписывают   "спрятанные" в тексте фразеологизмы. По кругу каждый  даёт своё определение фразеологизмов.

НЕРАЗЛЕЙВОДА СЕМЕЙКА
Слыхали ли вы о том, что на свете есть страна Фразеология? Живут там только семьями и группами. Про них можно сказать: "Водой не разольёшь!" Везде они ходят вместе, никогда поодиночке, даже баклуши бьют сообща! Да такие трудолюбивые! Сложа руки не сидят, работают не покладая рук. Как-то решила я подменить словечко в одной фразеологической семейке. Взяла лапшу, а взамен вермишель подложила, вернее, на уши повесила. Кажется, невелика разница, думала, что не заметят подмены. Заметили. Что тут началось! Едва ноги унесла! Обхожу их теперь за тридевять земель. Оказывается, они только между собой так дружны.

7. От каждой буквы фразеологизма образуйте новый фразеологизм, используя словари.

Водит за нос (вешать лапшу на уши, от чистого сердца, держать ухо востро, играть на нервах, тут как тут, задирать нос, альфа и омега, ничего не стоит, обводить вокруг пальца, сам не свой)

Капля в море (кот наплакал, ахиллесова пята, плечом к плечу, лодыря гонять, яблоку негде упасть, в двух шагах, медвежья услуга, от зари до зари, родиться в рубашке, есть чужой хлеб)

Одним махом (одним словом, держать себя в руках, не сводить глаз, изо всех сил, мороз по коже, мастер на все руки, альфа и омега, хвататься за соломинку, опустить руки, махнуть рукой)

V. Рефлексия

Задания мы все выполнили. Ответственные каждой группы, охарактеризуйте работу своих товарищей, выставите им за активность оценки. Оценки выставлю с учетом лингвистической разминки.

        - Итак, вспомните,  какова была цель нашего урока. (…)

        -Достигли ли мы этой цели?

                (Да, мы систематизировали наши знания по теме «Фразеологизмы, их роль в речи». Упражнения выполнялись по определенным темам, и это хорошо укладывалось в голове. Слайды подводили итог наших бесед. Урок прошел интересно).

VI. Домашнее задание

Работа с текстом «Бездельничанье».

Бездельничанье

Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, «сложа руки» в буквальном смысле. Нет, бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят...

1. Чему учит данный текст?

2. Как соотносятся с данным текстом следующие высказывания:

Ничего не делая, люди учатся делать дурное (античный афоризм).

Больше всего устаешь от безделья (карельская пословица).

Лучше ничего не делать, чем делать ничего (Л.Толстой).

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай (А.Чехов).

3. Выпишите из текста однокоренные слова. Продолжите этот ряд слов самостоятельно.

4. Объясните лексическое значение слова бездельничанье.

5. Подберите синонимы и антонимы к слову бездельничанье.

6. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных звуков.

7. Объясните постановку знаков препинания в данном тексте.



Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МОУ  ООШ № 2 г. Алзамая Шаматова Татьяна Андреевна

Урок по теме «Фразеологизмы» в 6 классе

«Языковые самородки»

Цели:        1. Выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;

2. Углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;

3. Формировать речевые умения, обогатить речь детей;

4. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;

5. Развивать творческие способности обучающихся;

6. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Ход.

Учитель: (Слайд 1) Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться? Как вы понимаете выражение  : « Языковые самородки»? ( ответы детей) Давай те вместе  раскроем смысл этого выражения

         Мы над этой проблемой будем работать по группам, я думаю, что в конце урока мы дадим точный ответ на этот вопрос.

      Что образуют слова, соединяясь друг с другом? (Ответы детей)

       Правильно, словосочетания.

                 Одни словосочетания бывают свободные,  другие  несвободные.

                 (Слайд 2)

Задание 1: Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в  несвободной.

1.Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела.(Л. Толстой)

2.Он смазал больное место йодом.

                 Прочитайте еще раз предложение с неделимым словосочетанием и определите, какое оно имеет значение.

                 Да, больное место – это то, что более всего волнует, беспокоит.

       Так что же такое фразеологизмы? (Ответы детей) (слайд 3)

Учитель: Давайте вместе разберем фразеологизм пустить пыль в глаза. Как видите, он лексически неделим (можно, конечно, использовать отдельные слова, но тогда фразеологизма не будет). Далее, он целостный по значению, то есть имеет одно общее значение «создать ложное впечатление о себе у кого-либо, представляя себя, свое положение лучше, чем есть на самом деле». И, наконец, в этом значении фразеологизм воспроизводится в речи как готовая единица. Это значит, что вы берете готовый фразеологизм, а не составляете его заново.

Задание 2:  Разберите фразеологизмы бить баклуши, реветь белугой, дело в шляпе. Можно ли их разделить? (Ответы детей)

      Да, они целостные по значению. А откуда же они к нам пришли?   (Слайды 4,5,6,7, 8)

Учитель: А сейчас выполним задание по группам. (слайд 9)

 

Задание 3:  Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы (используйте словарь)

I группа  -  положа руку на сердце, очертя голову, диву даваться

II гр.- держать камень за пазухой, как пить дать, зубы скалить

III гр – спустя рукава, водить за нос, во весь дух

Учитель: Молодцы,  ребята. Работаем дальше. (слайд 10)

Задание 4 (по группам): Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота.

I гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки, когда говорите ,что эта книга плохая.

II гр. – Он долго решал эту задачу и в конце концов окончательно (вошел, стал) в тупик.

III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.

Учитель: Встречались ли вы в разговорной речи с фразеологизмами?  (слайд 11)

Задание 5: Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами.

I гр. – мурашки по спине бегают.

II гр. – хоть лопни.

III гр – не видеть света белого.

Учитель: Подведем итог нашей совместной деятельности на уроке.   Продуктом нашей работы будет «Живая газета».

                 

Творческое задание каждой группе:

Вы должны изобразить  фразеологизм в виде рисунка на ватмане, так, чтобы ребята угадали, какой изображен фразеологизм.

Посмотрим, что у вас получилось.  (Оценка работ)

Так почему же так назван наш урок «Языковые самородки»?    (Ответы детей)

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассказ, используя фразеологизмы. (Слайд 12)

Учитель:    (Слайд 13) Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук.  Молодцы!

Используемая литература:

  1. Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных. – М: МИЧ при участии АО Столетие, 1998.
  2. Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008
  3. Москвин А. Школьный фразеологический словарь русского языка, - М: Центрполиграф, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Фразеологизмы" ( 6 класс )

Цель урока:    Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;    Систематизировать и углубит...

Методическая разработка урока "Фразеологизмы как единицы языка"

В помощь учителю при изучении темы "Фразеологизмы"...

Презентация к уроку "Фразеологизмы"

Задачи урока.Обучающая :повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».Развивающая :развитие познавательного интереса ;обогащение словарного запаса учащихся;развивать интерес ...

Урок "Фразеологизмы"

Урок "Фразеологизмы"...

Конспект урока "Фразеологизмы и их источники"

Урок даёт представление о происхождении фразеологизмов,  развиватьет навыки лингвистического анализа, работы с толковыми словарями....

Технологическая карта урока "Фразеологизмы". УМК А.Д.Шмелева, 5 класс

Урок по ФГОС. В данном уроке четко прослеживается системно-деятельностный подход в обучении русскому языку....