УРОК ПО ФГОС "МОРФЕМИКА" РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Кашафутдинова Гульчачак Минабутдиновна

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ "МОРФЕМИКА"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАГАДКА

Слайд 2

ВОПРОСЫ к КРОССВОРДУ 1.СЛОВА С БЛИЗКИМИ ЛЕКСИЧЕСКИМИ ЗНАЧЕНИЯМИ 2….ИЗУЧАЕТ ЗВУКИ РЕЧИ. 3….ИЗУЧАЕТ ЧАСТИ РЕЧИ. 4.БУКВА,КОТОРУЮ НУЖНО ПРОВЕРИТЬ ИЛИ ОБЯСНИТЬ. 5….ИЗУЧАЕТ СЛОВА И ИХ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ. 6….СЛОВА, КОТОРЫЕ ОДИНАКОВО ПИШУТСЯ,ОДИНАКОВО СЛЫШАТСЯ,НО ИМЕЮТ РАЗНОЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. 7.СЛОВА С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ.

Слайд 3

Морфема Тема урока:

Слайд 4

ПОДОКОННИК

Слайд 5

МОРФЕМИКА

Слайд 6

ПРИСОЕДИНИТЬ

Слайд 8

ВЗАИМОПРОВЕРКА БЕЗВЕТРЕННЫЙ

Слайд 9

ПРИБЕРЕГЛИ

Слайд 10

НАДРЕЖУТ

Слайд 11

ЗЕМЛЯНОЙ

Слайд 12

Домашнее задание 1)Разобрать любые 4 слова по составу из любимой сказки. 2)Составить слова А)с 2 приставками Б)с 2 корнями В) с 2 суффиксами

Слайд 13

Задание повышенной трудности : Ответить на вопрос : «В ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» О МОРФЕМЕ СКАЗАНО: МАЛЕНЬКАЯ,ДА УДАЛЕНЬКАЯ.КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ,ПОЧЕМУ ЯЗЫКОВЕДЫ ТАК ЕЕ НАЗВАЛИ?



Предварительный просмотр:

3.Технологическая карта с дидактической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: _____Кашафутдинова Г.М.

2. Класс: ___5  Дата: _12.02.2016______Предмет русский язык              № урока по расписанию: 1

3. Тема урока:______Морфемика

4. Место и роль урока в изучаемой теме:_______Место морфемики в разделах науки о русском языке________________

5. Цель урока:_формирование учебно-позновательного интереса к морфемике как к разделу науки о русском языке

Планируемые рузультаты:

Личностные: формирование положительного отношения к уроку, следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Метапредметные.

Коммуникативные: выражение своих мыслей,аргументация собственного мнения, взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу.

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные : сформировать представление о морфемике, осознание важности знания морфем, умение выделять морфемы в слове.

Предметные

Образовательные : введение в отработку правил написания различных морфем.

Развивающие: развивать память, речь, мышление, внимание ,умение сравнивать и обобщать; развивать орфографическую зоркость и речь.

Воспитательные: содействовать формированию положительной мотивации учебной деятельности ,привитию чувсва любви и интереса к русскому языку; воспитание ценностного отношения к слову.

Тип урока: урок «открытия»  новых знаний

Раздаточный материал : (см.Приложения) позволяет организовать работу как индивидуально, так и в парах.

Условные обозначения.

Л.- Личностные УУД

К.- Коммуникативные УУД

П.- Познавательные УДД

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 Приветствуют учителя

Оформление тетрадей.

 Проверяет готовность учащихся, создает положительный настрой учащихся на урок.

-Прозвенел звонок веселый

Вы готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем!

-Повернитесь друг к другу, поздоровайтесь и улыбнитесь!

 -Не забудьте , ребята , оценить себя на каждом этапе работы.(см.Приложение)

 

 Л: Положительное отношение к уроку , следование в поведении моральным и этическим требованиям.

П: целепологание

Р: планирование учебного сотрудничества

Актуализация  и пробное учебное действие, фиксирование затруднения в пробном действии

 Как можно разделить слово ?На какие части или элементы можно разделить слово ЗАГАДКА?

Можно еще разделить слово определенным образом на такие особенные части , у которых есть свое название , чтобы его узнать, разгадайте самостоятельно кроссворд.

(Приложение)

 Слово можно разделить на буквы : З-А-ГА-Д-К-А.

Слово можно разделить на звуки з а г а т  к а

Слово можно разделить на слоги

За-гад-ка.

Разгадывают кроссворд,четко формулируя определения из уже  изученного материала.

На уроке сегодня мы должны узнать,что такое МОРФЕМА

Самостоятельная познавательная деятельность и аргументация собственного мнения

 К: Выражение своих мыслей

Л: Адекватное восприятие

Изучение нового материала

 

Морфема-это части слова

МОРФЕМИКА

  1. После того как нашли общую часть  всех одкоренных слов –корень.
  2. Мы можем найти приставку –она стоит перед корнем.
  3. Суффикс –он находится после корня.
  4. Далее выделяем основу и окончание.

-един-

-ть

со-

-и-

при-

получилось слово присоединить

 А ЧТО ТАКОЕ МОРФЕМА ?Вот слово разделенное на морфемы ПОД-ОКОН-НИК .Сформулируйте правило о том, что такое морфема

Соответственно, какая наука изучает морфемы.

Это первое действие при выделении морфем в слове, что же делать далее?

Используйте данный алгоритм для выполнения следующей работы. Давайте посмотрим, можете ли вы выделять в словах морфемы. Попробуйте разгадать слово. Записывайте только указанные морфемы и расставляйте их в нужном поряджке.

  1. Возьмите корень в слове единый.
  2. Возьмите окончание в слове плясать.
  3. Возьмите приставку в слове собрание.
  4. Возьмите суффикс в слове любить.
  5. Возьмите приставку в слове прискакать.

Какое слово получилось? Не забудьте отметить в оценочном листе, у кого получилось или не получилось.

 Умение четко формулировать правило

 К:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СРЕДСТВА НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Л: принятие и освоение

Социальной роли обучающегося , развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Физкультурная минутка

Физкультурная минутка

Физкультурная минутка

Физкультурная минутка

Физкультурная минутка

Закрепление нового материала

 В выполнении мофемного разбора нам поможет подбор однокоренных слов.

 Что вы делаете для того , чтобы разделить слово на морфемы?

 

 

Контроль

 Выполнение упражнения 376.Работа в индивидуальных карточках.

-Выполняют взаимопроверку в парах.

 Выполнение упражнения 376.Разделите предложенные слова на морфемы и обозначьте их. Раздает индивидуальные карточки.

-Показывает слайд с правильными ответами и объявляет о взаимопроверке  в парах.

 Развитие умения работать с информацией, со словами

 Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас

Рефлексия

Деятельности

Цель этапа: самооценка учебной деятельности,

Соотношение цели и результата.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Умение подбирать однокоренные слова необходимо при подборе проверочного слова.

1.Что изучает морфемика?

2.Что такое морфема?

3. Какие морфемы образуют однокоренные слова?

4. Зачем нужно изучать морфемику?

5. Когда вам может пригодиться  умение подбирать однокоренные слова?

Молодцы! Вы все отлично потрудились, но у каждого был свой оценочный лист. Посчитайте смайлики см улыбкой.

Если их -5, то поставьте себе за урок «5», если их 4, то поставьте «4» и т.д.

Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха, следование в поведении моральным эстетическим требованиям.

Домашнее задание

 

  1. Разобрать любые 4 слова по составу из любимой сказки.
  2.  Составить слова

А)с 2 приставками

Б)с 2 корнями

       В)с 2 суффиксами

  1. Задание повышенной сложности (олимпиадное): Ответить на вопрос: «В энциклопедии для детей» о морфеме сказано: маленькая, да удаленькая. Как вы считаете, почему языковеды так её охарактеризовали?

 

 

 



Предварительный просмотр:

Оценочный лист Фамилия, имя_________________________

Этапы урока

1.Кроссворд

2.Составь слово

3.Упражнение

4.Рефлексия

5.Устные ответы

                                            Всего

                                            Оценка

Оценочный лист Фамилия, имя_________________________

Этапы урока

1.Кроссворд

2.Составь слово

3.Упражнение

4.Рефлексия

5.Устные ответы

                                            Всего

                                            Оценка

Оценочный лист Фамилия, имя_________________________

Этапы урока

1.Кроссворд

2.Составь слово

3.Упражнение

4.Рефлексия

5.Устные ответы

                                            Всего

                                            Оценка

Оценочный лист Фамилия, имя_________________________

Этапы урока

1.Кроссворд

2.Составь слово

3.Упражнение

4.Рефлексия

5.Устные ответы

                                            Всего

                                            Оценка

Оценочный лист Фамилия, имя_________________________

Этапы урока

1.Кроссворд

2.Составь слово

3.Упражнение

4.Рефлексия

5.Устные ответы

                                            Всего

                                            Оценка

Оценочный лист Фамилия, имя_________________________

Этапы урока

1.Кроссворд

2.Составь слово

3.Упражнение

4.Рефлексия

5.Устные ответы

                                            Всего

                                            Оценка

Оценочный лист Фамилия, имя_________________________

Этапы урока

1.Кроссворд

2.Составь слово

3.Упражнение

4.Рефлексия

5.Устные ответы

                                            Всего

                                            Оценка



Предварительный просмотр:

Спиши слова и выдели морфемы:

1.безветренный

2.приберегли

3.надрежут

4.земляной

Спиши слова и выдели морфемы:

1.безветренный

2.приберегли

3.надрежут

4.земляной

Спиши слова и выдели морфемы:

1.безветренный

2.приберегли

3.надрежут

4.земляной

Спиши слова и выдели морфемы:

1.безветренный

2.приберегли

3.надрежут

4.земляной

Спиши слова и выдели морфемы:

1.безветренный

2.приберегли

3.надрежут

4.земляной

Спиши слова и выдели морфемы:

1.безветренный

2.приберегли

3.надрежут

4.земляной

Спиши слова и выдели морфемы:

1.безветренный

2.приберегли

3.надрежут

4.земляной

Спиши слова и выдели морфемы:

1.безветренный

2.приберегли

3.надрежут

4.земляной

Спиши слова и выдели морфемы:

1.безветренный

2.приберегли

3.надрежут

4.земляной

Спиши слова и выдели морфемы:

1.безветренный

2.приберегли

3.надрежут

4.земляной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по Редактировать Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по теме "Bildende Kunst"

Знакомство учащихся с творчеством выдающихся художников немецкоговорящих стран, в частности с творчеством Альбрехта Дюрера...

План – сценарий и анализ урока по английскому языку в 7 класс по теме "British Traditions" по УМК "Английский язык" О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой для VII класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей.

Вашему вниманию представлен план-сценарий и анализ современного урока английского языка в 7 классе по теме «Британские традиции». Данный урок является уроком усвоения новых знаний по предложенной теме...

План-конспект урока по французскому языку. Класс: 6 Тема урока: Le meilleur patissier

цели и задачи  урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся,развитие умений иноязычного общения....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...