ОГЭ. Повторение. Обособленные приложения.
презентация к уроку по русскому языку (7, 9, 11 класс) по теме

Парушкина Галина Николаевна

 Повторение темы "Обособленные приложения" в 9 классе при подготовке к выполнению задания 9 ОГЭ. Материал взят из открытого банка заданий ФИПИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_obosoblennye_prilozheniya_oge-2016.rar81.71 КБ

Подписи к слайдам:

Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным
приложением.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Де­воч­ку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — те­ат­раль­ный ху­дож­ник. (3)Алиса могла сво­бод­но войти в те­ат­раль­ный двор, ко­то­рый охра­нял стро­гий сто­рож, а дру­гие дети не могли по­пасть в этот ин­те­рес­ный мир. (4)Но она была не про­сто де­воч­ка, она — по­мощ­ник ху­дож­ни­ка
.(
5)Од­на­ж­ды в те­ат­раль­ном дворе Алиса уви­де­ла парня и сразу по­ня­ла, что он не ар­тист.
2

Среди
пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с
обособ­лен­ными согласованными приложениями
опре­де­ле­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Но
это было не­важ­но, по­то­му что мишка смот­рел на меня сво­и­ми раз­ны­ми гла­за­ми и обе лапы под­нял квер­ху, как будто он уже за­ра­нее сдаётся...
(
2)И
я вдруг вспом­нил, как дав­ным-давно я с этим миш­кой ни на ми­ну­ту не рас­ста­вал­ся, по­всю­ду тас­кал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обе­дать, и спать его укла­ды­вал, и ука­чи­вал его, как ма­лень­ко­го бра­тиш­ку, и шеп­тал ему раз­ные сказ­ки прямо в его бар­хат­ные твёрдень­кие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...
(3)И
вот он сидит сей­час на ди­ва­не, мой быв­ший самый луч­ший друг, на­сто­я­щий друг дет­ства, а я хочу тре­ни­ро­вать об него силу удара...

(4)Что
с тобой? — спро­си­ла мама, при­от­крыв дверь.
(5)А
я не знал, что со мной, я за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы не видно было слёз, и ска­зал:
3
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным приложе­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.
(
1)3драв­ствуй­те
, ба­рыш­ня! — ска­зал он, под­ни­ма­ясь нав­стре­чу.

(2)3драв­ствуй­те
, Яков Ильич! — низко кла­ня­ясь, про­шеп­та­ла оро­бев­шая
Динка
.
(3)Порт­рет
Катри
, её живые, го­ря­щие глаза, при­тих­ший двой­ник порт­ре­та,
Иось­ка
, и сам не­счаст­ный, уеди­нив­ший­ся здесь после смер­ти жены скри­пач — всё это вну­ша­ло ей ужас.
(4)Ноги
её, ка­за­лось, при­рос­ли к по­ро­гу, и, не зная, что ей де­лать, она жа­лост­но по­про­си­ла:

(5)Сыг­рай­те
, Яков Ильич.
3
Член предложения
Обособляются
Примеры
Приложения
(какой?)
1) Распространённые П., относящиеся к нарицательному ИС.
2) Если относятся к личному местоимению.
3) П., стоящее после О.С. (имени собственного) – может выделяться тире.
4) Если имеет добавочное обстоятельственное или пояснительное значение.
Стоящее в конце предложения приложение может выделяться тире.
1)
Боец
,
парнишка белокурый
, тихонько трогает гармонь.
2)
Геолог
,
он
исколесил всю страну.
3)
Володя
,
студент
, выехал на практику.
4) У него была отличная
собака,

лабрадор
.
Вариант:
У него была отличная
собака

лабрадор
.
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным
приложением.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Тогда
он впер­вые за­ду­мал­ся о фе­но­ме­не дет­ства. (
2)Когда
оно на­чи­на­ет­ся, во­про­сов не вы­зы­ва­ло, но когда оно за­кан­чи­ва­ет­ся и где тот рубеж, на­чи­ная с ко­то­ро­го че­ло­век ста­но­вит­ся взрос­лым?
(3)Оче­вид­но
, что у де­ре­вен­ских ре­бя­ти­шек дет­ство за­кан­чи­ва­лось рань­ше, чем у го­род­ских.
(4)Се­вер­ная
де­рев­ня все­гда жила впро­го­лодь, а после войны все об­ни­ща­ли вко­нец, ра­бо­та­ли бабы и ре­бя­та.
(5)Из
трид­ца­ти ушед­ших на фронт мест­ных му­жи­ков вер­ну­лись с войны двое.
(6)Дети
, ма­лень­кие му­жи­ки-школь­ни­ки, рано на­чи­на­ли тру­до­вую жизнь, и дет­ство у них было укра­де­но.
(7)Впро­чем
, что тут счи­тать: у одних было укра­де­но дет­ство, у дру­гих — юность, у тре­тьих — жизнь.
6
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным
приложением.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Вы­ти­рая
ла­до­ни о свою майку, Гоша топ­чет­ся бес­по­мощ­но, мор­га­ет, но Ве­роч­ка не­умо­ли­ма.
(2)И
тогда, отдав ей тран­зи­стор, Гоша плетётся к себе в квар­ти­ру.
(
3)То­роп­ли­вые
шаги на лест­ни­це, го­ло­са: вы­бе­га­ют на двор Серёжка и Пав­лик, од­но­класс­ни­ки Гоши, с удоч­ка­ми и с какой-то кар­тон­ной, но гроз­но­го вида тру­бой.

(4)Это
ра­ке­та, — со­об­ща­ет Серёжка вну­ши­тель­но
.


(5)В
лесу за­пу­стим.
3
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным
приложе­ни­ем
. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(
1)А
я вот знаю и зачем, и по­че­му!
(2)Она
тебе нра­вит­ся, а на тебя, про­тив­но­го тро­еч­ни­ка, вни­ма­ния не об­ра­ща­ет.
(3)Так
, что ли?
(4)Слом­лен­ный
де­до­вой про­ни­ца­тель­но­стью, внук за­го­во­рил:

(5)Мы
же рань­ше с ней дру­жи­ли!
(6)А
те­перь она всё: Толик да Толик.
(7)Я
рань­ше её дёрну — она меня книж­кой — хлоп!
(8)И
обоим смеш­но!
(9)А
сей­час чуть-чуть тро­нешь — как плак­са пла­чет...
(10)Дед
слу­шал его вни­ма­тель­но, при­щу­рив глаза.
2
Обособленные приложения
Подготовка к экзамену в 9 классе
Парушкина
Г.Н.
МБОУ «Бородинская ООШ» Омского р-на.
Омской обл.
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным
приложе­ни­ем
. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Да
, мы росли в стро­го­сти во­ен­ной поры.
(2)Но
мы жили, как живут люди все­гда, толь­ко с дет­ства знали: там-то и там-то есть стро­гая черта, и Анна Ни­ко­ла­ев­на про­сто пре­ду­пре­жда­ла об этой черте. (
3)Вну­ша­ла
нам, вто­ро­класс­ни­кам, важ­ную ис­ти­ну, со­глас­но ко­то­рой и мал и стар за­ви­си­мы друг от друж­ки, и коли ты за­бу­дешь об этом, за­бу­дешь о том, что книж­ку надо бе­речь, и по­те­ря­ешь по рас­се­ян­но­сти или ещё по какой дру­гой, пусть даже ува­жи­тель­ной при­чи­не, то маме твоей придётся от­ве­чать за тебя, пла­кать, со­би­рать по рублю день­ги в де­ся­ти­крат­ном раз­ме­ре.
(4)По­взды­хав
, за­ру­бив себе на носу же­сто­кий раз­мер от­вет­ствен­но­сти и ещё одно пра­ви­ло, по ко­то­ро­му мама долж­на прий­ти сама вме­сте с тобой, за­хва­тив при этом пас­порт, мы вы­ле­те­ли на волю, снова ликуя и тол­ка­ясь.
3
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным
приложением.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(
1)Вошла
учи­тель­ни­ца — все ки­ну­лись по ме­стам, и на­чал­ся урок.
(2)
Ли­са­пе­та

Вто­рая на­ца­ра­па­ла за­пи­соч­ку Вере, своей со­сед­ке по парте: «Жеку те­перь за­сме­ют!».
(3)Вера
не­за­мет­но обер­ну­лась к Жеке.
(4)Тот
сидел
сгор­бясь
— локти в парту, ку­ла­ки под за­ка­ме­нев­шим под­бо­род­ком, — взгля­дом упи­рал­ся в одну точку — от всех от­го­ро­жен, за­мкнут, защёлкнут на замок.
(5)Про­сто
ди­карь, да и толь­ко.
2

Среди
пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с
обособ­лен­ным приложе­ни­ем
. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(
1)При­хо­дит
как-то в сель­со­вет куз­нец Егор, — про­дол­жил Лёня
.


(2)Нечем
, го­во­рит, чи­нить то, что тре­бу­ет­ся, по­то­му да­вай­те ко­ло­ко­ла сни­мать
.
(3)Встре­ва­ет
тут
Фе­до­сья
, баба из
Пу́стыни
:
(4)«
У
По­жа­ло­сти­ных
в доме ста­ру­хи по мед­ным дос­кам ходят.
(5)Что-то
на тех дос­ках на­ца­ра­па­но — не пойму.
(6)Эти
доски и при­го­дят­ся».
3
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным
приложением.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)И
тогда со­сед­ский маль­чиш­ка, школь­ник, пер­вым решил ска­зать ему прав­ду.

(2)Да
это не твой отец.
(3)Что
ты го­ло­сишь?
(4)Это
ар­тист.
(5)Не
ве­ришь — спро­си у ки­но­ме­ха­ни­ка.
(6)Но
ки­но­ме­ха­ник мол­чал: взрос­лые не хо­те­ли ли­шать маль­чи­ка его горь­кой и пре­крас­ной ил­лю­зии.
(7)Мать
на­кло­ни­лась к сыну, скорб­ная и стро­гая, в гла­зах её сто­я­ли слёзы.

(8)Пойдём
, сынок, пойдём.
1
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным
приложе­ни­ем
. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Нина
сбе­га­ла в бли­жай­ший салон со­то­вой связи и ку­пи­ла
новую

сим-карту
. (
2)Дома
она её ак­ти­ви­ро­ва­ла, а потом вклю­чи­ла ком­пью­тер.
(3)Вот
она, сеть «Все к нам!»…
(4)Ре­ги­стра­ция

(5)Имя
, фа­ми­лия, номер мо­биль­ни­ка, па­роль…
(6)Какой
бы при­ду­мать па­роль?
(7)А
вот какой…
(8)На­би­ра­ем
ла­ти­ни­цей «моя мечта»…
(9)Пред­ла­га­е­те
до­ба­вить какую-ни­будь ци­фирь?
(10)По­жа­луй­ста

(11)По­лу­чи­лось
«моя мечта в 15 лет»…
3
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)В дверь по­зво­ни­ли. (2)Из при­хо­жей до­нес­лись оживлённые го­ло­са и смех. (3)По­яви­лись гости. (4)Со­лид­ные, хо­ро­шо оде­тые люди здо­ро­ва­лись с хо­зя­е­ва­ми, под­хо­ди­ли к столу, на­кла­ды­ва­ли в та­рел­ки за­кус­ку. (5)Дамы рас­по­ла­га­лись в удоб­ных мяг­ких крес­лах; муж­чи­ны, об­ра­зо­вав групп­ки, бе­се­до­ва­ли друг с дру­гом. (6)Семён Пет­ро­вич под­нял меня с места и пред­ста­вил го­стям:
– (7)Вот Иван, самый боль­шой ори­ги­нал из всех дру­зей моей до­че­ри.
7

Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным приложением. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

1)Солн­це са­ди­лось. (2)Во­круг пахло ве­чер­ней про­хла­дой. (3)Птицы за­мол­ча­ли, усту­пив место на­ше­му герою. (4)Он вска­раб­кал­ся на остат­ки трух­ля­во­го пень­ка, чтобы быть по­вы­ше, и запел. (5)Это был свет­ля­чок — ма­лень­кая бу­ка­шеч­ка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку о том, что видел: пре­крас­ную кар­ти­ну за­ка­та, кра­си­вое небо, зелёное море травы, се­реб­ря­ные слёзы росы и лю­бовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел лю­бовь
.
 
5
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным
приложением.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)На ху­то­ре сон и ти­ши­на. (2)Мы идём вдоль низ­ко­го, бе­ло­го под луной
за­бо­ри­ка
,
по-юж­но­му
сло­жен­но­го из плос­ко­го ди­ко­го камня. (3)Такое чув­ство, слов­но и ро­дил­ся я здесь, и про­жил здесь жизнь, и те­перь воз­вра­ща­юсь домой
.
(
4)Гром­ко стучу в раму окна. (5)Не­че­го спать, раз мы вер­ну­лись. (6)И сей­час же рас­па­хи­ва­ет­ся до­ща­тая дверь. (7)Пан­чен­ко, ор­ди­на­рец мой, сон­ный, зе­ва­ю­щий, бо­си­ком стоит на по­ро­ге.
– (8)За­хо­ди­те, то­ва­рищ лей­те­нант.
7
Среди пред­ло­же­ний най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным
приложением.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Он рас­тя­па, этот Вовка. (2)Олег же его пре­ду­пре­ждал! (3)Де­ре­вен­ские ре­бя­та хо­ро­шие, но их надо ав­то­ри­те­том брать, после этого они ста­нут дру­зья­ми — во!
(4)А с ав­то­ри­те­том вот что вышло.
(5)Олег-то в Оль­шан­ке сто раз был. (6)Он толь­ко вылез из ав­то­бу­са, и к нему сразу ки­ну­лись маль­чиш­ки:
Мин­тин
,
Витёк
и Егор­ка. (7)Рас­хва­та­ли вещи и по­нес­ли к дому его родни.
1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обособленные приложения» (тематический урок с использованием краеведческого материала)

Урок «Обособленные члены предложения» - урок тематический с использованием краеведческого материала. Выбранная структура урока,  его содержание, методы и приемы рациональны для решения по...

Обособление приложений

Данный материал предназначен для уроков русского языка как при изучение темы "Обособление приложений" в 8 классе, так и для повторения при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Кроме теоретического блока даны...

Обособление приложений

Презентация -практикум для учащихся 11 класса....

Обобщающий урок русского языка по теме "Обособление приложений"

. Урок обобщает знания учащихся по теме "Приложение". В данной разработке в разделе "Приложения" содержится дидактический материал, использованный на уроке. Номера упражнений указаны по учебнику под р...

Обособленные приложения

*1.Систематизировать знания учащихся о приложении как виде определения.*2.Выявить условия обособления и необособления приложений.*3.Развивать умения пунктуационно оформлять предложения с приложениями....

"Обособление приложений": урок русского языка в 8 классе

"Обособление приложений": урок русского языка 8 класс. Учебник Бархударова С. Г....

Обособление приложений

Материал для подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Можно использовать при изучении данной темы в 8 классе...